Галина Осинцева
Проект «Ориентировка в пространстве» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта :
По доминирующему методу: информационно-практический
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Предмет проекта : развитие у детей умения ориентироваться в пространстве.
Публикация «Проект „Ориентировка в пространстве“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Сроки реализации проекта : с сентября 2013 г. по март 2014 г.
Актуальность темы.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентиро-ваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических ис-следованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важ-нейших задач дошкольного воспитания.
Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.
Задачи проекта :
Образовательные:
- закрепить и расширить пространственные представления : слева, справа, вверху, внизу, впереди (перёд,сзади (за, между, рядом;
- научить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
- научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;
- научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов;
- научить определять своё местонахождения среди окружающих лю-дей и предметов.
Развивающие:
- развивать зрительнопространственную ориентировку у детей;
-развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в кол-лективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.
Интеграция областей: «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Художественное творчество».
Предполагаемый результат:
Для детей :
- уверенно выделяет ведущую руку;
- обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;
- ориентируется на листе бумаги;
-развит навык перекрёстного ориентирования в схеме собственного тела;
- сформировано умение писать графические диктанты по речевой инструкции;
-умеет переносить полученные знания и умения в другие виды дея-тельности.
Для родителей:
- смогут осознано формировать у детей навыки пространственного ориентирования дома
Для педагогов:
-обобщение педагогического опыта;
- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.
Продукт проекта :
-конспект открытого занятия;
- игротека для детей;
- памятка для родителей с играми на развитие ориентирования в пространстве.
Роль родителей в реализации проекта :
- активные, заинтересованные в успехах своих детей участники проекта.
Участие специалистов в реализации проекта :
Воспитатель - создаёт условия для развития.
Инструктор по физическому воспитанию – по согласованию с руководителем проекта закрепляет навыки ориентировки в пространстве.
Этапы проведения проекта :
1 этап: Вводный.
Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.
2 этап: Подготовительный.
Определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор методической литературы и необходимых материалов. Разработка конспектов, создание развивающей среды.
3 этап: Основной.
Выполнение проекта : проведение НОД, бесед, игровых ситуаций, дидактических игр, консультаций для родителей, графических диктантов, совместная деятельность с детьми «Весёлые лабиринты».
4 этап: Заключительный.
Презентация продуктов проектной деятельности :
памятка для родителей с играми на ориентировку в пространстве;
игротека для детей;
проведение открытого занятия: «Удивительное путешествие».
План реализации проекта.
Направления Содержание деятельности Срок исполнения
Работа с детьми Беседа: «Что такое пространство?» (4, 4)
Дидактическая игра: «Весёлый круг» (7, 18)
Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находиться» (10,1)
Дидактическая игра: «Солнышко» (см. приложение)
Совместная деятельность: «Весёлые лабиринты» (см. приложение) Сентябрь
Сотрудничество с родителями Консультация для родителей: «Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве»
(см. приложение) Сентябрь
Работа с детьми НОД
Тема: «Высоко, низко, далеко, близко». (4, 16)
Беседа по картинке «Около бабушки - кошка.
Далеко от бабушки корова» (10, 6)
Д/ и: «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» (см. приложение)
НОД.
Тема: «Вперёд, назад, спереди, сзади». (4, 29)
Беседа по картинке «Впереди кошки- мисочка с молоком, позади кошки- мышка, горшок и кувшин». (10, 13)
Д/ и: «Кто где стоит?» (7, 21)
Октябрь
Сотрудничество с родителями Предложить провести дома игру «Добавь слово»
(см. приложение) Октябрь
Работа с детьми НОД
Тема: «За, под, над, перед» (4, 35)
Беседа по картинке «Над кроватью - картина. Под кроватью ящик с игрушками» .(10, 3)
Беседа по картинке «Перед дверью - собака. За дверью - гость. (10, 5)
НОД
Тема: «Справа и слева». (4, 43)
Чтение стихотворения В. Берестова «Стоял человек на развилки дорог».
Рассматривание картинки «Слева от берёзы – гриб. Справа от рябины – пенёк». (10, 13)
Д/ и: «Контролёр» (см. приложение)
Графический диктант 3, 4. (см. приложение)
Совместная деятельность «Весёлые лабиринты». Ноябрь
Сотрудничество с родителями Работа с детьми дома. Графический диктант «Ключик» (см. приложение) Ноябрь
Работа с детьми Игровое упражнение «Правильно пойдёшь, клад найдёшь» (7, 15)
Игровое упражнение «Что где?» (7, 25)
Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находится» (10, 15)
Дидактическая игра: «Угадай, кого загадали» (см. приложение)
Графический диктант 5,6. (см. приложение)
Чтение : И. Токмакова Аист, аист длинноногий. Декабрь
Сотрудничество с родителями Предложить родителям совместно с детьми сделать план комнаты ребёнка. Декабрь
Работа с детьми Игровое упражнение «Идём по следам» (7, 30)
Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи» (7, 37)
Д/ и: Найди игрушки (см. приложение)
Графический диктант 12,17 (см. приложение)
Совместная деятельность «Весёлые лабиринты»
Чтение: ДЕСЯТЬ ДЖИГИТОВ. СКОК-СКОК, НОЖКИ. Лариса Ладыка, перевод с балкарско-го Январь
Сотрудничество с родителями Папка-передвижка «Домашняя математика». Январь
Работа с детьми Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно» (7, 40)
Игровое упражнение «Где лежит предмет?» (7,47)
Д/ и: «Дополни предложение» (5, 308)
Д/ и: «Как пройти к зайке?» (6, 64)
Задание по картинке «Расставь в комнате недостающие предметы» (10, 16)
Графический диктант. Узор №1,2. (см. приложение)
Чтение: БРОДЯГА-ПЁС. Марина Новицкая,
Февраль
Сотрудничество с родителями Аппликация с детьми «Красивый ковёр» (см. приложение) Февраль
Работа с детьми Игровое упражнение «Найдём секрет по плану» (7, 56)
НОД
Тема: «Удивительное путешествие». (см. приложение)
Д/ и: «Найди место» (см. приложение)
Д/ и: «Кто правильно назовёт?» (см. приложение)
Игротека для детей.
Графический диктант. Узор №3. Ракета
Чтение: МАЛЕНЬКАЯ МАМА. Инна Ищук Март
Сотрудничество с родителями Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки в пространстве. Март
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З. Л. Венковой, Н. В. Казанцевой. Пермь. 2007
2. Т. И. Ерофеева. Знакомство с математикой. М., 2007.
3. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования. М. 2008
4. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель,2012.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. М. : Просвещение, 1989
7. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Коморовой. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
9. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5-7 лет. М. : Школьная Пресса, 2010.
10. Методические рекомендации к пособию «Учусь ориентироваться в пространстве». М. : школьная Пресса, 2010.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий, игр, игровых упражнений;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- оформление предметно-развивающей среды по теме: «Ориентировка в пространстве».