Папки-передвижки

Проект «Ориентировка в пространстве» для детей старшей группы

Галина Осинцева
Проект «Ориентировка в пространстве» для детей старшей группы

Паспорт проекта

Тип проекта :

По доминирующему методу: информационно-практический

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.

Предмет проекта : развитие у детей умения ориентироваться в пространстве.

Публикация «Проект „Ориентировка в пространстве“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Сроки реализации проекта : с сентября 2013 г. по март 2014 г.

Актуальность темы.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентиро-ваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических ис-следованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важ-нейших задач дошкольного воспитания.

Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.

Задачи проекта :

Образовательные:

- закрепить и расширить пространственные представления : слева, справа, вверху, внизу, впереди (перёд,сзади (за, между, рядом;

- научить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);

- научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;

- научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов;

- научить определять своё местонахождения среди окружающих лю-дей и предметов.

Развивающие:

- развивать зрительнопространственную ориентировку у детей;

-развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в кол-лективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.

Интеграция областей: «Познание», «Социализация»,

«Коммуникация», «Художественное творчество».

Предполагаемый результат:

Для детей :

- уверенно выделяет ведущую руку;

- обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;

- ориентируется на листе бумаги;

-развит навык перекрёстного ориентирования в схеме собственного тела;

- сформировано умение писать графические диктанты по речевой инструкции;

-умеет переносить полученные знания и умения в другие виды дея-тельности.

Для родителей:

- смогут осознано формировать у детей навыки пространственного ориентирования дома

Для педагогов:

-обобщение педагогического опыта;

- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.

Продукт проекта :

-конспект открытого занятия;

- игротека для детей;

- памятка для родителей с играми на развитие ориентирования в пространстве.

Роль родителей в реализации проекта :

- активные, заинтересованные в успехах своих детей участники проекта.

Участие специалистов в реализации проекта :

Воспитатель - создаёт условия для развития.

Инструктор по физическому воспитанию – по согласованию с руководителем проекта закрепляет навыки ориентировки в пространстве.

Этапы проведения проекта :

1 этап: Вводный.

Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.

2 этап: Подготовительный.

Определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор методической литературы и необходимых материалов. Разработка конспектов, создание развивающей среды.

3 этап: Основной.

Выполнение проекта : проведение НОД, бесед, игровых ситуаций, дидактических игр, консультаций для родителей, графических диктантов, совместная деятельность с детьми «Весёлые лабиринты».

4 этап: Заключительный.

Презентация продуктов проектной деятельности :

памятка для родителей с играми на ориентировку в пространстве;

игротека для детей;

проведение открытого занятия: «Удивительное путешествие».

План реализации проекта.

Направления Содержание деятельности Срок исполнения

Работа с детьми Беседа: «Что такое пространство (4, 4)

Дидактическая игра: «Весёлый круг» (7, 18)

Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находиться» (10,1)

Дидактическая игра: «Солнышко» (см. приложение)

Совместная деятельность: «Весёлые лабиринты» (см. приложение) Сентябрь

Сотрудничество с родителями Консультация для родителей: «Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве»

(см. приложение) Сентябрь

Работа с детьми НОД

Тема: «Высоко, низко, далеко, близко». (4, 16)

Беседа по картинке «Около бабушки - кошка.

Далеко от бабушки корова» (10, 6)

Д/ и: «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» (см. приложение)

НОД.

Тема: «Вперёд, назад, спереди, сзади». (4, 29)

Беседа по картинке «Впереди кошки- мисочка с молоком, позади кошки- мышка, горшок и кувшин». (10, 13)

Д/ и: «Кто где стоит?» (7, 21)

Октябрь

Сотрудничество с родителями Предложить провести дома игру «Добавь слово»

(см. приложение) Октябрь

Работа с детьми НОД

Тема: «За, под, над, перед» (4, 35)

Беседа по картинке «Над кроватью - картина. Под кроватью ящик с игрушками» .(10, 3)

Беседа по картинке «Перед дверью - собака. За дверью - гость. (10, 5)

НОД

Тема: «Справа и слева». (4, 43)

Чтение стихотворения В. Берестова «Стоял человек на развилки дорог».

Рассматривание картинки «Слева от берёзы – гриб. Справа от рябины – пенёк». (10, 13)

Д/ и: «Контролёр» (см. приложение)

Графический диктант 3, 4. (см. приложение)

Совместная деятельность «Весёлые лабиринты». Ноябрь

Сотрудничество с родителями Работа с детьми дома. Графический диктант «Ключик» (см. приложение) Ноябрь

Работа с детьми Игровое упражнение «Правильно пойдёшь, клад найдёшь» (7, 15)

Игровое упражнение «Что где?» (7, 25)

Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находится» (10, 15)

Дидактическая игра: «Угадай, кого загадали» (см. приложение)

Графический диктант 5,6. (см. приложение)

Чтение : И. Токмакова Аист, аист длинноногий. Декабрь

Сотрудничество с родителями Предложить родителям совместно с детьми сделать план комнаты ребёнка. Декабрь

Работа с детьми Игровое упражнение «Идём по следам» (7, 30)

Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи» (7, 37)

Д/ и: Найди игрушки (см. приложение)

Графический диктант 12,17 (см. приложение)

Совместная деятельность «Весёлые лабиринты»

Чтение: ДЕСЯТЬ ДЖИГИТОВ. СКОК-СКОК, НОЖКИ. Лариса Ладыка, перевод с балкарско-го Январь

Сотрудничество с родителями Папка-передвижка «Домашняя математика». Январь

Работа с детьми Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно» (7, 40)

Игровое упражнение «Где лежит предмет?» (7,47)

Д/ и: «Дополни предложение» (5, 308)

Д/ и: «Как пройти к зайке?» (6, 64)

Задание по картинке «Расставь в комнате недостающие предметы» (10, 16)

Графический диктант. Узор №1,2. (см. приложение)

Чтение: БРОДЯГА-ПЁС. Марина Новицкая,

Февраль

Сотрудничество с родителями Аппликация с детьми «Красивый ковёр» (см. приложение) Февраль

Работа с детьми Игровое упражнение «Найдём секрет по плану» (7, 56)

НОД

Тема: «Удивительное путешествие». (см. приложение)

Д/ и: «Найди место» (см. приложение)

Д/ и: «Кто правильно назовёт?» (см. приложение)

Игротека для детей.

Графический диктант. Узор №3. Ракета

Чтение: МАЛЕНЬКАЯ МАМА. Инна Ищук Март

Сотрудничество с родителями Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки в пространстве. Март

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З. Л. Венковой, Н. В. Казанцевой. Пермь. 2007

2. Т. И. Ерофеева. Знакомство с математикой. М., 2007.

3. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования. М. 2008

4. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.

5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель,2012.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. М. : Просвещение, 1989

7. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Коморовой. М. : Мозаика-Синтез, 2005.

9. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5-7 лет. М. : Школьная Пресса, 2010.

10. Методические рекомендации к пособию «Учусь ориентироваться в пространстве». М. : школьная Пресса, 2010.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий, игр, игровых упражнений;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- оформление предметно-развивающей среды по теме: «Ориентировка в пространстве».

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Космос»Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Царёва Татьяна Ивановна. 3. Возраст.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ориентировка в пространстве» для детей старшей группы
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 19:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД