Надежда Васильевна Жикина
Проект «Островок дружбы и доброты» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СНЕГУРОЧКА»
Среднесрочный проект во второй младшей группе
«Островок дружбы и доброты»
Автор составитель :
Воспитатель группы
Жикина Надежда Васильевна
Новый – Уренгой, 2024 г
Автор проекта : Жикина Надежда Васильевна.
Публикация «Проект „Островок дружбы и доброты“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Название проекта : «Островок дружбы и доброты»
По продолжительности: среднесрочный (4 недели).
Тип проекта : творческо - информационный, игровой, среднесрочный.
Целевая аудитория: Воспитатели группы, дети второй младшей группы,
родители воспитанников.
Проблема: При наблюдении за детьми во время общения было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым малышам тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид и слез. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить. Детям еще сложно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Цель: актуализировать знания детей о значимости дружбы, воспитание дружеских чувств : доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.
Задачи:
1. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
2. Развитие уверенности в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.
3. Обогащение и активизации словаря по теме «Дружба»
Ресурсы проекта : методические разработки, видео-презентация «Что такое Дружба», «Кто такой друг?», «Какие бывают друзья?», иллюстрированные альбомы, детская художественная литература, мультфильмы «Ребята, давайте жить дружно!», «Крошка енот», «Ухти – тухти», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», настольно – печатные игры.
Ожидаемые результаты по проекту :
1) для детей – развитие игровой деятельности на основе сотрудничества; формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам; сформируется понятие «дружба», «доброта», дети приобретут навыки взаимопомощи; дети знают и называют большое количество пословиц и поговорок о доброте, дружбе; дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
2) Для педагогов – педагоги удовлетворены своей работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
3) Для родителей – у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Продукты деятельности педагогов: перспективное планирование, инструментарий для диагностики выявления знаний детей, методические разработки, дидактические игры.
Продукты деятельности воспитанников: рисунки, поделки, плакат «Дерево ДРУЖБЫ».
Пояснительная записка
Актуальность темы: Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и драматичный сценарий взаимоотношений детей.
Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся»
Становление личности дошкольника происходит в его отношениях c людьми - не только с взрослыми, но и с другими детьми
Проект реализуется в рамках комплексно – тематического планирования, 4 недели. Участвуют дети второй младшей группы «Метеорчики», родители и педагоги.
План проекта :
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Убедить участников проекта в том, что с помощью совместных усилий число ссор и слез из – за игрушек можно уменьшить.
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно – ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных, дидактических).
- Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно – ролевых, настольно – печатных.
- Провести первоначальную диагностику детей.
Сотрудничество с родителями (оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (4 недели)
- Реализовать мероприятия по теме «Дружба и добро» с детьми.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Изготовление альбома «Дружба»;
2. Создание буклета «Пословицы и поговорки о дружбе и добре»;
3. Подведение итогов конкурса среди семей книжки – малышки «О добре и дружбе»;
4. Вручение дипломов и подарков;
5. Оформление фото выставки;
6. Развлечение «ОСТРОВОК ДРУЖБЫ И ДОБРОТЫ»
Перспективный план:
1. Непосредственно организованная деятельность
Образовательная область Задачи и формы Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие Формирование целостной картины мира
1) Тема: «Дружба и друзья»
Задачи:
Формировать у детей дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.
Развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.
2) Тема: «Друзья»
Задачи: Формировать дружеские отношения в коллективе, отрицательное отношение к грубости;
Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений между детьми.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас, активный и пассивный словарь.
Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.
Познавательное развитие,
Речевое развитие, физическое развитие
Речевое развитие Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Задачи: Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Социально-коммуникативное, речевое,
Художественно-эстетическое развитие Рисование: 1)«Разноцветные шары для друга»
Задачи: Продолжать учить пользоваться гуашью, кисточкой и водой. Нанесение гуаши на шары и создание изображений – разноцветных шаров (2 – 3 цвета). Развивать чувство цвета.
2)«Друзья для лисички»
Задачи: Расширять знания детей о животных; Активизировать в речи детей слова: Много, один; учить детей употреблять в речи существительные во множественном числе;
Развивать сенсорные восприятие цвета.
Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное,
физическое развитие
Аппликация: «Тили – бом, загорелся кошкин дом…»
Задачи: Систематизировать представления о друзьях; упражнять в пользовании клеем, бумагой; развивать умения располагать детали аппликации на листе бумаги; воспитывать чувство желания приходить на помощь друзьям, нуждающимся. Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное,
физическое развитие
Чтение художественной литературы «Заюшкина избушка», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Серая Шейка», сказка «Как светлячок друга искал», Е. Благинина «Подарок», Осеева «Добрые слова» Социально-коммуникативное, речевое развитие
Физическое развитие 1) «Друг без друга нам нельзя»
Задачи: Упражнять в ходьбе и беге в колонне по одному, в разных направлениях, в
прокатывании мяча в ворота, в ползании и подлезании в ворота. Воспитывать внимание, самостоятельность, инициативу, положительное отношение к движениям.
2) «В гости к Мишке»
Задачи: Продолжать учить детей ходьбе и бегу в колонне по одному, в разных направлениях, в
прокатывании мяча в ворота, в ползании и подлезании в ворота. Воспитывать внимание, самостоятельность, инициативу, положительное отношение к движениям Социально-коммуникативное, физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие (музыка) Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта», Кот Леопольд «Ярко светит солнце», «Песенка друзей», «Облака», «Песенка паровозика из Ромашкова». Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика «Дружба – это доброта!»,
"Воробьи-воробышки" Физическое развитие
Чтение художественной литературы Сказка «Кот, петух и лиса»,
«Жихарка», «Заюшкина избушка», Чтение рассказа «Спор ни о чём», Чтение рассказа К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». Социально-коммуникативное, речевое развитие
стихотворение «Забияка воробей» С. Островский, стихотворения О. Высотской «Нужно дружно жить на свете», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Стихотворения о дружбе :
«В детском саду», «Друзья» Е. Стеквашова, «Подружки» А. Кузнецова, «Сказка о дружбе», «Стихи о дружбе», «Кто ходит в гости по утрам» Б. Заходер, «Требуется друг», «Ссора», «Игра в стадо» А. Барто, «Обида», Я. Аким «Жадина», «Хорошо у нас в саду», «Дружная сказка»
Социально-коммуникативное, речевое развитие
Разучивание пословиц и поговорок о дружбе, добре.
Разучивание пальчиковых игр Социально-коммуникативное, речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Лепка 1)«Печенье для друга».
Задачи: Учить детей скатывать кусок пластилина между ладонями, сплющивать его, называть цвет пластилина; воспитывать интерес к лепке.
2)по мотивам стихотворения «Наша Таня громко плачет»
Задачи: Учить детей скатывать кусок пластилина между ладонями в шар; воспитывать желание помогать другим. Социально-коммуникативное, речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие
Аппликация: 1)«Зайчики:
Задачи: Учить детей приклеивать круглые заготовки на основу, распределяя их по листу, называть цвет; воспитывать интерес к поделке.
2)«Варежка»
Задачи: Учить детей пользоваться клеем, аккуратно намазывая детали с обратной стороны; воспитывать чувство коллективизма. Социально-коммуникативное, речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Дерево дружбы»
Задачи: закрепить с детьми понятия «друзья», «дружба»
продолжать учить быть внимательным к окружающим сверстникам, обогащать опыт дошкольников действиями и поступками, которые могут порадовать друзей
поддерживать интерес к художественным произведениям.
развивать связную речь, память, мышление, творческие способности детей.
воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательность. Социально-коммуникативное, речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие
Просмотр видео-роликов «Что такое Дружба», «Кто такой друг?», «Какие бывают друзья?» Социально-коммуникативное, речевое развитие
Беседы «Что такое дружба?», «Правила дружбы», «Мои друзья», «Добрые поступки», «Вежливые слова», «Умей дружить, умей общаться – все будет в жизни получаться!», «Пословицы о дружбе», «Вредные и полезные привычки», «Что такое обида?», «Какие мы друзья?», «Мы – дружная семья», «Всем советуем дружить!».
Задачи:
1. Формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживание, желание прийти на помощь.
3. Развивать разговорную речь детей, фантазию, продуктивную деятельность, обогащать словарный запас.
Социально-коммуникативное, речевое развитие
Театрализованная игра - Театр на столе по сказке «Теремок», «Колосок», «Петушок и бобовое зернышко»;
- Драматизация по сказке «Пых»;
- Пальчиковый театр по сказке «Репка».
- Теневой театр по стихотворению «Дружная сказка» Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое развитие
Игры и упражнения на сплочение детского коллектива Упражнение «Утреннее приветствие», «Магнит», «Вокруг домиков хожу», «Иголочка и ниточка», «Клубочек»,
Задачи: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других; развитие межличностного доверия, ответственности за других; установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы; Социально-коммуникативное развитие, речевое, физическое развитие
3. Самостоятельная деятельность детей
Игры Словесные: «Как живешь?», «Комплименты», «Доскажи словечко», «Вежливые слова», «Хорошо – плохо», «Да-да-да, нет-нет-нет», «Назови Правила дружбы»
Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное развитие.
Сюжетно – ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Семья», «Дочки - матери», «Детский сад», «В театр» Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное развитие.
Изобразительная деятельность Самостоятельная деятельность детей в ИЗО уголке (рисование, раскраски на тему «Дружба», «Друзья») Художественно- эстетическое развитие
Продуктивная деятельность «Щенок – мой дружок»
Задачи: развитие умения работать со сложными силуэтами разных размеров и с большим количеством деталей;
расширять возможности декорировать элементы, совмещая в одном оформлении детали разных геометрических форм;
отработка навыка раскладывать заготовки на подложке и приклеивать их;
воспитание аккуратности. Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Чтение художественной литературы Рассматривание изготовленных книжек – малышек, иллюстраций по теме «Дружба», рассматривание книг. Отгадывание загадок, проговаривание пословиц и поговорок. Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
4. Взаимодействие с родителями
1 Анкетирование
2 Консультации: «Дружба детей», «Воспитание доброты и дружбы», «Как научить ребенка дружить?», «Помогите ребенку научиться дружить»
3 Участие в оформлении книжек – малышек о добре и дружбе.
4 Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций.
5 Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению книжек – малышек.
Вывод: В заключении нужно отметить, что в ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты. Дети знают и называют большое количество добрых и ласковых слов, поговорок, стихотворений о доброте, дружбе, выучили много разных мирилок, дети стали более дружны и самостоятельны.
Воспитанники узнали как можно и нужно дружить и делают это с большим удовольствием. Но это только начало, дети маленькие и нам еще многому надо учиться и мы будем продолжать работу над этой темой, так как тема дружбы на самом деле очень важная!
Литература
1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. :ТЦ «Сфера», 2011. – 80.
2. Василик М. А. Основы теории коммуникации: учебник / М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др. / под редакцией профессора М. А. Василика. – М. : Гардарика, 2006. – 615 с.
3. Михайленко Н. М., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду: Пособие для воспитателей. М. : Линка-Пресс – 2009.
4. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2005. – 256 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИГРЫ
«Давайте поздороваемся»
Цель: развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.
Ход игры: дети по сигналу начинают двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
• Один хлопок – здороваемся за руку;
• Два хлопка – здороваемся плечиками;
• Три хлопка – здороваемся спинками.
«Волшебные очки»
Цель: Расширять круг хороших качеств своих товарищей.
Ход игры: Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».
Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
«Волшебный стул»
Ход игры: Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
«Я хочу с тобой подружиться»
Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.
«Фотографии друзей»
Ход игры: На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.
«Назови друга ласково»
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.
«Волшебный цветок»
Ход игры: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребё нок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
«Разноцветный букет»
Ход игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.
Дидактическая игра «Волшебные слова»
Цель: воспитывать культуру общения умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов.
Задачи:
-Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;
-Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;
- Развивать диалоговую форму речи.
Ход:
(Звучит музыка, дети заходят в группу)
Воспитатель: Все мы в группе как семья
Рады все и ты, и я,
Очень любим вместе быть
С добрым утром говорить.
(садятся на стульчики).
Воспитатель:
Ребята, послушайте интересную сказку
«В одной маленькой стране жили люди, которые ни с кем не здоровались. Все ходили хмурыми, а над домами висели серые тучи. Но однажды приехал туда Клоун. Он был веселым и всегда смеялся. А самое главное, он всем желал здоровья и говорил: «Здравствуйте». Клоун решил научить людей говорить вежливые слова, но вот горе… он забыл все вежливые слова.
Воспитатель: Ребята, поможем Клоуну и людям маленькой страны.
Поиграем в игру, которая называется «Волшебные слова».
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй!
Собрались ребята в круг
Слева друг и справа друг.
Воспитатель: Я буду задавать вам вопросы, и на правильный ответ вы получите разноцветные сердечки с волшебными словами для сундучка.
-Что вы говорите друг другу, когда встречаетесь?
- А когда видите взрослых?
-Когда вы хотите что-то попросить?
- Что нужно сказать, когда вам что-то подарили?
- Утром, когда просыпаетесь?
-Вечером, когда вы ложитесь спать?
- А еще как можно сказать?
- Если вы кого-то обидели?
- А еще как можно сказать?
- Что вы говорите, когда прощаетесь?
-Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы знаете. Сложим сердечки с волшебными словами, которые вы назвали, в сундучок. А этот волшебный сундучок мы сейчас отправим Клоуну.
(Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Клоун получил наш сундучок с вежливыми словами. Он научил всех говорить волшебные слова, и люди стали добрее и ласковее. И теперь над страной светит яркое солнце. Мы тоже всегда будем вежливыми!
А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»?
Вежливо, с улыбкой.
Рефлексия: «Улыбка»
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
-Давайте улыбнемся друг другу.