Ирина Ананьева
Проект по адаптации детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Информационная характеристика:
Краткосрочный проект.
Автор проекта :
Ананьева Ирина Викторовна – воспитатель высшей квалификационной категории.
Участники проекта :
Дети, воспитатель, специалисты, родители первой младшей группы
Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2014г.
Цель проекта :
Публикация «Проект по адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
– Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Создание максимально комфортных условий пребывания детей в период адаптации к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблематике;
2. Выделить факторы риска неблагоприятного течения адаптационного периода и определить способы профилактики и реализации;
3. Определить современные подходы к взаимодействию ДОУ с родителями; 4. Разработать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Проект состоит из трех блоков:
1блок – работа с детьми
Задачи:
1. Улучшить показатели адаптации ребенка к ДОУ;
2. Создать мотивацию посещения детского сада;
3. Создать психологические условия для комфортного пребывания детей в ДОУ.
2 блок – работа с родителями
Задачи:
1. Информировать родителей об особенностях адаптации их детей;
2. Дать рекомендации родителям по облегчению процесса адаптации детей к ДОУ;
3. Развитие эмпатии у родителей в отношении ребенка
3 блок – работа с педагогами
Диагностика:
1. Методика диагностики тревожности у детей дошкольного возраста «Паровозик»,
2. Анкета «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»
3. Медицинская анкета
4. Карта наблюдений
Коррекция :
ДЕТИ:
1. Музыкальное сопровождение режимных моментов.
2. Игры, направленные на оптимизацию процесса адаптации «Пузырь», «Кто у нас хороший?», «Иди ко мне», «Мишка здоровается», «Хоровод», «По кочкам…», «Рельсы, рельсы…»
3. Элементы песочной терапии
Цель: снижение психофизического напряжения.
Игры-забавы «Найди предмет», «Спрячь ты, я буду искать», «Пальчики шагают», «Отпечатки ладошек»
4. Элементы изотерапии.
Рисование пальчиками «Зернышки для цыплят», «Дождик», «Разноцветные полоски», «Петушок», «Чудо дерево»
5. Экспериментирование с водой
«Лягушата», «Брызгалки», «Отожми губку», «Собери камушки»
Цели:
-учить сжимать и расслаблять пальцы рук в воде, шевелить пальчиками в воде (снятие эмоционального и мышечного напряжения)
6. Элементы куклотерапии
- вызвать желание поиграть с куклой;
- снятие эмоционального напряжения
Игры «Зайка плящет», «Мишка здоровается», «Кто пришел в гости?», «Погладь киску»
7. Игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения
«Брыкание», «Кулачок», «Подушечные бои», «Детский футбол»
РОДИТЕЛИ:
1. Индивидуальные беседы с родителями (в первую неделю адаптационного периода ежедневно, а далее 2-3 раза в неделю)
2. Консультация «Первый раз в детский сад», «Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Цель:
Консультирование родителей о возрастных особенностях детей, особенностях поведения ребенка во время адаптации,
-формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.
3. Папки-передвижки:
«Ясли: плюсы и минусы»,
«Болезненная привязанность к матери»,
«Ребенок идет в детский сад».
Цель:
Активизация родительского внимания к вопросам жизни ребенка в детском саду.
4. Круглый стол «Роль режима дня для малыша»
Цель: формирование у родителей представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка.
5. Опрос «Какие формы работы мне понравились больше всего?»
ПЕДАГОГИ:
1. Разработка индивидуального режима в период адаптации.
2. Консультация «Игры, направленные на оптимизацию процесса адаптации».
3. Создание в группе благоприятного психологического климата.
4. Музыкальное сопровождение режимных моментов
5. Тренинг «Игры на релаксацию»
РОДИТЕЛИ+ДЕТИ+ ПЕДАГОГИ:
1. Экскурсия по детскому саду для детей и родителей «Вот эта улица, вот этот дом!»
Цель:
-знакомство родителей и детей с педагогическим коллективом детского сада, группой, музыкальным и спортивным залом, площадкой.
2. Совместное занятие «Будем знакомы»
Цель:
-знакомство родителей и детей друг с другом, воспитателями,
-получение первичной информации о ребенке.
3. Совместное занятие «Давайте поиграем!»
Цель:
- повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью детей;
- вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности;
- обучать способам игровой деятельности.
4. Совместное занятие «Щи да каша - пища наша!»
Цель:
- раскрыть значение рационального питания в жизни ребенка.
5. Совместное занятие «Листопад, листопад! Листья желтые летят!»
Цель:
- показать роль рисования в жизни ребенка
-создание атмосферы эмоциональной безопасности;
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
6. Совместное занятие «Ай, качи, качи, качи!»
Цель:
- раскрыть значение двигательной активности в жизни ребенка;
- установление эмоционального контакта между детьми и родителями
7. Совместное занятие «Топни ножка моя!»
Цель:
- раскрыть особенности музыкально развития ребенка;
- познакомить родителей с музыкальной терапией
7. Занятие по аппликации с детьми и родителями «Снеговик-великан»-
Цель:
- познакомить родителей с нетрадиционные методами работы: рисование комканой бумагой, «рваная аппликация»…
РОДИТЕЛИ+ ПЕДАГОГИ:
1.«Почтовый ящик»
Цель: собрать банк данных о проблемах детского развития интересующих родителей. Дать возможность задать вопросы на интересующие родителей темы.
2.«Копилка»
Цель:
-Помочь родителям ориентироваться в возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка;
- повысить пед. знания родителей детей раннего возраста.
3. Консультация «Кризис трехлеток. Как быть?»
Цель:
-повышение уровня пед. знаний родителей и педагогов.
- реализация единого подхода в воспитании детей трехлетнего возраста
4. Выставка развивающих игрушек:
«У меня игрушки есть, всех их мне не перечесть!»
Цель: показать значение игрушки в жизни ребенка, ее воспитательные и развивающие функции.
5. Выставка рисунков родителей «Любимые игрушки моего малыша»
6. Итоговая диагностика
Цель: выявление наличия или отсутствия динамики адаптации у детей.
Заполнение карт наблюдения в 16, 32, 64 дни посещения ребенком ДОУ.
Родительское собрание (итоги адаптации)