Надежда Курилова
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик»
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста
«Традиции и обычаи русского народа»
Автор: Курилова Надежда Валерьевна, заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе
Адрес: Самарская область, Приволжский район, с. Спасское,
ул. Галактионовская, д. 76
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Телефон: 8(84647)9-25-76
ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА»
Актуальность проекта
В наше время остро стоит вопрос духовно – нравственного воспитания дошкольников. Сегодня на первое место выходит благосостояние людей, а не его духовный мир, искажено понятие доброты и милосердия. Возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно – нравственного воспитания. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях. В частности в Законе подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества: формирование нравственной личности (абзац введения Федеральным законом от 01.12.2007 № 09-ФЗ) (ст. 14, п,2). Среди важнейших задач воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и т. д.
В нашем современном, быстро меняющемся мире каждое поколение детей становится совершенно иным, чем предыдущие дети. Подражание западным нормам жизни, привели к потере морально-нравственных норм и ценностей. Склонность детей к равнодушию страшна. Растёт число детей с особыми образовательными потребностями (повышенная агрессия или полная незаинтересованность в происходящем). У части родителей слабая педагогическая состоятельность, обилие разнообразного, часто неоднозначного с педагогической точки зрения информационного поля. Становится ясным и очевидным, что, без духовности, которую несут в себе русские народные традиции, обряды, праздники, творчество, нам не обрести согласия в обществе. Не воспитать детей патриотами своей родины, так как из их душ, исчезает сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без духовно нравственного воспитания нам никак не обойтись.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.
ОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Срок реализации проекта– 1 год.
Вид проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Гипотеза проекта :
Использование педагогами средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т. д., художественной литературы в совместной деятельности с детьми, ознакомление с культурой страны и родного края - будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Цель проекта :
Разработать и апробировать модель воспитания детей дошкольного возраста через приобщение детей к русской народной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта :
- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм, праздникам;
- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей :
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию;
Участники проекта
- воспитатели;
- педагог дополнительного образования;
- дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Механизмы реализации проекта.
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогами, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- наблюдение, экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение литературных произведений;
- загадывание и отгадывание загадок;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры и др.);
- разбор ситуаций;
- изготовление кукол самокруток «Берегиня»;
- проведение экскурсий различной направленности.
Этапы реализации проекта «Традиции и обычаи русского народа».
1. Подготовительный этап
• Диагностика;
• Определение цели и задач проекта;
• Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
• Составление плана;
• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• Создание развивающей среды.
2. Основной этап
• Совместная деятельность с детьми;
• Участие в праздниках, обрядах;
• Участие в творческих конкурсах;
• Участие в проектной деятельности.
3. Завершающий этап
• Диагностика;
• Презентация проекта «Традиции и обычаи русского народа».
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта :
1. Обеспечение материально-технических условий;
2. Подбор литературы, произведений русского народного творчества, наглядного материала;
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка народных подвижных и дидактических игр;
5. Разработка мини проектов по темам народных праздников
6. Подборка музыкального сопровождения.
Календарный план реализации проекта
«Традиции и обычаи русского народа».
Время проведения мероприятия Дети Педагоги
Сентябрь Показ настольного театра: р. н. сказка «Маша и медведь»
Проектная деятельность в группах:
«Русские народные игры»,
«Народная игрушка», «Персонажи русских сказок».
Изготовление лепбуков по теме проектов
Октябрь
Фольклорное развлечение в «Горнице» :
«На палатях»
Праздник «Капустные посиделки» с элементами русского фольклора
Консультация для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей
Дошкольного возраста через проектную деятельность»
Проект «Капустка»
Ноябрь
Экологический праздник «Синичкин день»
Беседы в «Горнице» с Батюшкой. История праздника «День сыновей»
Консультации для педагогов «Фольклор и его значение в воспитание детей».
Семинар для педагогов «Духовно-нравственное воспитание в современных условиях»
Декабрь
Забава «Любимые народные сказки» (просмотр мультфильмов на зимнюю тематику)
Тематический вечер «Доброму Бог помогает»
(по сказке
«Двенадцать месяцев»).
Организация конкурса творческих работ «Новогодняя красавица».
Январь
Тематический вечер с работниками районной библиотеки на тему «Добро и зло в русских народных сказках»
Тематическое развлечение «Колядки».
Конкурс творческих работ «Родные мотивы»
Февраль
Изобразительная деятельность на тему: «Масленичные гуляния». Театрализованное представление для сотрудников по сказке «Репка»
Комплексно-тематическое занятие «Русские богатыри – защитники Отечества».
Проектная деятельность «Малый фольклор», «Игры в русской избе», «Традиции Поволжья и народные игры».
Март
Театрализованная постановка «Масленица»
Фольклорное развлечение «Сороки - жаворонки».
Районный семинар для педагогов «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе православной культуры».
Апрель
«Урок доброты» Тема: «Прощеное воскресение. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка».
«Праздник - праздников» - развлечение для дошкольников (Пасха). Консультации для педагогов «Приобщение детей к народным традициям»
Творческий конкурс «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
Май
Тематическое занятие «День Победы – День Георгия Победоносца».
Спортивное развлечение: «Русские народные игрища»
Беседа «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»
Июнь
Творческая деятельность изготовление кукол самокруток «Берегиня»
Изобразительная деятельность на тему «Берёза – дерево России»
Развлечение «Троица – праздник русской березки»
Июль Народный праздник «Ивана Купала»
Публикация на сайте «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду».
Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.
4. «Мир – прекрасное творение» Л. П. Гладких архимандрит Зиновий
(А. А. Корзинкин) В. М. Меньшиков
5. «Истоки» Л. А. Парамонова
6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство
«Просвещение» 1988г.
7. Т. А. Шорыгина «Православные праздники для детей сценарии и беседы», Москва - СФЕРА. 2001.
8. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», ЛИНКА-ПРЕСС Москва, 2000.
9. Подвижные игры с пением в детском саду. Хороводы, инсценировки. Москва. 2002.
10. Н. Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду», Москва, 2003.
11. Н. В. Горина, Л. А. Николаева, «Первоцвет», Самара. 1999.
12. Г. П. Фёдорова «На злотом крыльце сидели», Санкт-Петербург. 2006
13. М. И. Михайлова «А у наших у ворот развесёлый хоровод», Ярославль, 2002.
14. Л. И. Мельникова. А. Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор», Москва. 2000.