Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа»

Надежда Курилова
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа»

Государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик»

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста

«Традиции и обычаи русского народа»

Автор: Курилова Надежда Валерьевна, заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе

Адрес: Самарская область, Приволжский район, с. Спасское,

ул. Галактионовская, д. 76

Телефон: 8(84647)9-25-76

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА»

Актуальность проекта

В наше время остро стоит вопрос духовно – нравственного воспитания дошкольников. Сегодня на первое место выходит благосостояние людей, а не его духовный мир, искажено понятие доброты и милосердия. Возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно – нравственного воспитания. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях. В частности в Законе подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина,интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества: формирование нравственной личности (абзац введения Федеральным законом от 01.12.2007 № 09-ФЗ) (ст. 14, п,2). Среди важнейших задач воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и т. д.

В нашем современном, быстро меняющемся мире каждое поколение детей становится совершенно иным, чем предыдущие дети. Подражание западным нормам жизни, привели к потере морально-нравственных норм и ценностей. Склонность детей к равнодушию страшна. Растёт число детей с особыми образовательными потребностями (повышенная агрессия или полная незаинтересованность в происходящем). У части родителей слабая педагогическая состоятельность, обилие разнообразного, часто неоднозначного с педагогической точки зрения информационного поля. Становится ясным и очевидным, что, без духовности, которую несут в себе русские народные традиции, обряды, праздники, творчество, нам не обрести согласия в обществе. Не воспитать детей патриотами своей родины, так как из их душ, исчезает сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без духовно нравственного воспитания нам никак не обойтись.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.

ОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Срок реализации проекта– 1 год.

Вид проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т. д., художественной литературы в совместной деятельности с детьми, ознакомление с культурой страны и родного края - будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта:

Разработать и апробировать модель воспитания детей дошкольного возраста через приобщение детей к русской народной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм, праздникам;

- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию;

Участники проекта

- воспитатели;

- педагог дополнительного образования;

- дети в возрасте от 5 до 7 лет.

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогами, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- наблюдение, экскурсии, целевые прогулки.

2.Словесно-образный метод:

- чтение литературных произведений;

- загадывание и отгадывание загадок;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры и др.);

- разбор ситуаций;

- изготовление кукол самокруток «Берегиня»;

- проведение экскурсий различной направленности.

Этапы реализации проекта «Традиции и обычаи русского народа».

1. Подготовительный этап

• Диагностика;

• Определение цели и задач проекта;

• Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;

• Составление плана;

• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

• Создание развивающей среды.

2. Основной этап

• Совместная деятельность с детьми;

• Участие в праздниках, обрядах;

• Участие в творческих конкурсах;

• Участие в проектной деятельности.

3. Завершающий этап

• Диагностика;

• Презентация проекта «Традиции и обычаи русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возрастапостроена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную,продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

1. Обеспечение материально-технических условий;

2. Подбор литературы, произведений русского народного творчества, наглядного материала;

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

4. Подборка народных подвижных и дидактических игр;

5. Разработка мини проектов по темам народных праздников

6. Подборка музыкального сопровождения.

Календарный план реализации проекта

«Традиции и обычаи русского народа».

Время проведения мероприятия Дети Педагоги

Сентябрь Показ настольного театра: р. н. сказка «Маша и медведь»

Проектнаядеятельность в группах:

«Русские народные игры»,

«Народная игрушка», «Персонажи русских сказок».

Изготовление лепбуков по теме проектов

Октябрь

Фольклорное развлечение в «Горнице»:

«На палатях»

Праздник «Капустные посиделки» с элементами русского фольклора

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей

Дошкольного возраста через проектную деятельность»

Проект «Капустка»

Ноябрь

Экологический праздник «Синичкин день»

Беседы в «Горнице» с Батюшкой. История праздника «День сыновей»

Консультации для педагогов «Фольклор и его значение в воспитание детей».

Семинар для педагогов «Духовно-нравственное воспитание в современных условиях»

Декабрь

Забава «Любимые народные сказки» (просмотр мультфильмов на зимнюю тематику)

Тематический вечер «Доброму Бог помогает»

(по сказке

«Двенадцать месяцев»).

Организация конкурса творческих работ «Новогодняя красавица».

Январь

Тематический вечер с работниками районной библиотеки на тему «Добро и зло в русских народных сказках»

Тематическое развлечение «Колядки».

Конкурс творческих работ «Родные мотивы»

Февраль

Изобразительная деятельность на тему: «Масленичные гуляния». Театрализованное представление для сотрудников по сказке «Репка»

Комплексно-тематическое занятие «Русские богатыри – защитники Отечества».

Проектная деятельность «Малый фольклор», «Игры в русской избе», «Традиции Поволжья и народные игры».

Март

Театрализованная постановка «Масленица»

Фольклорное развлечение «Сороки - жаворонки».

Районный семинар для педагогов «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе православной культуры».

Апрель

«Урок доброты»Тема: «Прощеное воскресение. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка».

«Праздник - праздников» - развлечение для дошкольников (Пасха). Консультации для педагогов «Приобщение детей к народным традициям»

Творческий конкурс «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

Май

Тематическое занятие «День Победы – День Георгия Победоносца».

Спортивное развлечение: «Русские народные игрища»

Беседа «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»

Июнь

Творческая деятельность изготовление кукол самокруток «Берегиня»

Изобразительная деятельность на тему «Берёза – дерево России»

Развлечение «Троица – праздник русской березки»

Июль Народный праздник «Ивана Купала»

Публикация на сайте «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду».

Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

4. «Мир – прекрасное творение» Л. П. Гладких архимандрит Зиновий

(А. А. Корзинкин) В. М. Меньшиков

5. «Истоки» Л. А. Парамонова

6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство

«Просвещение» 1988г.

7. Т. А. Шорыгина «Православные праздники для детей сценарии и беседы», Москва - СФЕРА. 2001.

8. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», ЛИНКА-ПРЕСС Москва, 2000.

9. Подвижные игры с пением в детском саду. Хороводы, инсценировки. Москва. 2002.

10. Н. Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду», Москва, 2003.

11. Н. В. Горина, Л. А. Николаева, «Первоцвет», Самара. 1999.

12. Г. П. Фёдорова «На злотом крыльце сидели», Санкт-Петербург. 2006

13. М. И. Михайлова «А у наших у ворот развесёлый хоровод», Ярославль, 2002.

14. Л. И. Мельникова. А. Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор», Москва. 2000.

Публикации по теме:

Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — герои-спасатели!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.

Отчёт «Вековые обычаи и традиции русского народа» Вековые традиции и обычаи русского народа Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Педагогический проект «Православные традиции русского народа» Воспитатель: Клинкова Е. А. Проект рассчитан на работу с детьми 6 – 7 лет. Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность.

Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Уроки доброты» «УРОКИ ДОБРОТЫ». «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым.

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Семья» Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы «СЕМЬЯ» Подготовила Аничкина О. Г. Цель:Сформировать.

«Сказка — детям подсказка». Работа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Сказка – детям подсказка» по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Сказка ложь, да в ней намек - добрым.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 19:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

«В игры играем-речь развиваем» — картотека словесных игр для дошкольников
Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — … ; солнце-светло, ночь-… ;...
Фотоотчёт «День рождения Снеговика»
Снеговик Вокруг меня веселье, ребячий шум и крик. Сегодня день рождение справляет Снеговик. Ведёрко на головке, Отличный нос морковкой. Всю зиму...
Сенсорная книга для детей дошкольного возраста
Сенсорная книга – это один из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНР, её назначение...