Лучший педагог года

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа»

Надежда Курилова
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа»

Государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик»

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста

«Традиции и обычаи русского народа»

Автор: Курилова Надежда Валерьевна, заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе

Адрес: Самарская область, Приволжский район, с. Спасское,

ул. Галактионовская, д. 76

Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах

Телефон: 8(84647)9-25-76

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА»

Актуальность проекта

В наше время остро стоит вопрос духовно – нравственного воспитания дошкольников. Сегодня на первое место выходит благосостояние людей, а не его духовный мир, искажено понятие доброты и милосердия. Возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно – нравственного воспитания. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях. В частности в Законе подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества: формирование нравственной личности (абзац введения Федеральным законом от 01.12.2007 № 09-ФЗ) (ст. 14, п,2). Среди важнейших задач воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и т. д.

В нашем современном, быстро меняющемся мире каждое поколение детей становится совершенно иным, чем предыдущие дети. Подражание западным нормам жизни, привели к потере морально-нравственных норм и ценностей. Склонность детей к равнодушию страшна. Растёт число детей с особыми образовательными потребностями (повышенная агрессия или полная незаинтересованность в происходящем). У части родителей слабая педагогическая состоятельность, обилие разнообразного, часто неоднозначного с педагогической точки зрения информационного поля. Становится ясным и очевидным, что, без духовности, которую несут в себе русские народные традиции, обряды, праздники, творчество, нам не обрести согласия в обществе. Не воспитать детей патриотами своей родины, так как из их душ, исчезает сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без духовно нравственного воспитания нам никак не обойтись.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.

ОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Срок реализации проекта– 1 год.

Вид проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта :

Использование педагогами средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т. д., художественной литературы в совместной деятельности с детьми, ознакомление с культурой страны и родного края - будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта :

Разработать и апробировать модель воспитания детей дошкольного возраста через приобщение детей к русской народной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта :

- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм, праздникам;

- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей :

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию;

Участники проекта

- воспитатели;

- педагог дополнительного образования;

- дети в возрасте от 5 до 7 лет.

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Методы реализации проекта.

1. Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогами, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- наблюдение, экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

- чтение литературных произведений;

- загадывание и отгадывание загадок;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры и др.);

- разбор ситуаций;

- изготовление кукол самокруток «Берегиня»;

- проведение экскурсий различной направленности.

Этапы реализации проекта «Традиции и обычаи русского народа».

1. Подготовительный этап

• Диагностика;

• Определение цели и задач проекта;

• Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;

• Составление плана;

• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

• Создание развивающей среды.

2. Основной этап

• Совместная деятельность с детьми;

• Участие в праздниках, обрядах;

• Участие в творческих конкурсах;

• Участие в проектной деятельности.

3. Завершающий этап

• Диагностика;

• Презентация проекта «Традиции и обычаи русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

Ресурсы, необходимые для запуска проекта :

1. Обеспечение материально-технических условий;

2. Подбор литературы, произведений русского народного творчества, наглядного материала;

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

4. Подборка народных подвижных и дидактических игр;

5. Разработка мини проектов по темам народных праздников

6. Подборка музыкального сопровождения.

Календарный план реализации проекта

«Традиции и обычаи русского народа».

Время проведения мероприятия Дети Педагоги

Сентябрь Показ настольного театра: р. н. сказка «Маша и медведь»

Проектная деятельность в группах:

«Русские народные игры»,

«Народная игрушка», «Персонажи русских сказок».

Изготовление лепбуков по теме проектов

Октябрь

Фольклорное развлечение в «Горнице» :

«На палатях»

Праздник «Капустные посиделки» с элементами русского фольклора

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей

Дошкольного возраста через проектную деятельность»

Проект «Капустка»

Ноябрь

Экологический праздник «Синичкин день»

Беседы в «Горнице» с Батюшкой. История праздника «День сыновей»

Консультации для педагогов «Фольклор и его значение в воспитание детей».

Семинар для педагогов «Духовно-нравственное воспитание в современных условиях»

Декабрь

Забава «Любимые народные сказки» (просмотр мультфильмов на зимнюю тематику)

Тематический вечер «Доброму Бог помогает»

(по сказке

«Двенадцать месяцев»).

Организация конкурса творческих работ «Новогодняя красавица».

Январь

Тематический вечер с работниками районной библиотеки на тему «Добро и зло в русских народных сказках»

Тематическое развлечение «Колядки».

Конкурс творческих работ «Родные мотивы»

Февраль

Изобразительная деятельность на тему: «Масленичные гуляния». Театрализованное представление для сотрудников по сказке «Репка»

Комплексно-тематическое занятие «Русские богатыри – защитники Отечества».

Проектная деятельность «Малый фольклор», «Игры в русской избе», «Традиции Поволжья и народные игры».

Март

Театрализованная постановка «Масленица»

Фольклорное развлечение «Сороки - жаворонки».

Районный семинар для педагогов «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе православной культуры».

Апрель

«Урок доброты» Тема: «Прощеное воскресение. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка».

«Праздник - праздников» - развлечение для дошкольников (Пасха). Консультации для педагогов «Приобщение детей к народным традициям»

Творческий конкурс «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

Май

Тематическое занятие «День Победы – День Георгия Победоносца».

Спортивное развлечение: «Русские народные игрища»

Беседа «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»

Июнь

Творческая деятельность изготовление кукол самокруток «Берегиня»

Изобразительная деятельность на тему «Берёза – дерево России»

Развлечение «Троица – праздник русской березки»

Июль Народный праздник «Ивана Купала»

Публикация на сайте «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду».

Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

4. «Мир – прекрасное творение» Л. П. Гладких архимандрит Зиновий

(А. А. Корзинкин) В. М. Меньшиков

5. «Истоки» Л. А. Парамонова

6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство

«Просвещение» 1988г.

7. Т. А. Шорыгина «Православные праздники для детей сценарии и беседы», Москва - СФЕРА. 2001.

8. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», ЛИНКА-ПРЕСС Москва, 2000.

9. Подвижные игры с пением в детском саду. Хороводы, инсценировки. Москва. 2002.

10. Н. Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду», Москва, 2003.

11. Н. В. Горина, Л. А. Николаева, «Первоцвет», Самара. 1999.

12. Г. П. Фёдорова «На злотом крыльце сидели», Санкт-Петербург. 2006

13. М. И. Михайлова «А у наших у ворот развесёлый хоровод», Ярославль, 2002.

14. Л. И. Мельникова. А. Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор», Москва. 2000.

Публикации по теме:

Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — герои-спасатели!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.

Отчёт «Вековые обычаи и традиции русского народа» Вековые традиции и обычаи русского народа Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Педагогический проект «Православные традиции русского народа» Воспитатель: Клинкова Е. А. Проект рассчитан на работу с детьми 6 – 7 лет. Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность.

Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Уроки доброты» «УРОКИ ДОБРОТЫ». «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым.

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Семья» Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы «СЕМЬЯ» Подготовила Аничкина О. Г. Цель:Сформировать.

«Сказка — детям подсказка». Работа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Сказка – детям подсказка» по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Сказка ложь, да в ней намек - добрым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 19:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД