Надежда Андреянова
Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Познавательный проект
«Культура и традиции русского народа»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Автор разработки
педагог:
высшей категории
Публикация «Познавательный проект „Культура и традиции русского народа“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Андреянова Надежда Петровна
г. Сланцы
апрель - 2017 год
Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Актуальность
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Культура и традиции русского народа».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта : исследовательско – творческий
Длительность : 2 недели
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм ; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи:
Познавательное развитие.
Познание : познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками; определить и психолого-педагогически охарактеризовать воспитательно-развивающую ценность уместного и обоснованного насыщения досуга детей элементами народной культуры.
Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Коммуникация: развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника ; формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями; желание участвовать в совместной коллективной деятельности; обогащение словарного запаса по данной теме.
Социализация: обогащать содержание игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей; в самостоятельных театрализованных играх использовать художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты.
Художественно-эстетическое развитие.
Художественное творчество: создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
Чтение художественной литературы : обеспечивать совершенствование умений художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов (участие в инсценировках, выразительно рассказывать стихи, пословицы);
Музыка: развитие творчества и воображения, привлекая к совместному созданию музыкальных впечатлений детей;
Предполагаемые результаты:
• Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности.
• В театрализованных играх умение интонационно выделять речь тех или иных персонажей.
• Проявление инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.
• Умение эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок, потешек.
• Драматизация с помощью взрослого небольших сказок, потешек.
Выделение выразительных средств игрушек и украшение силуэтов игрушек элементами всевозможных росписей.
1 этап Организационно - подготовительный
Детям предлагается обсудить вопросы: Модель трёх вопросов
ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
• «Ярмарка» - это когда на базаре продают что то или покупают. (Лера)
• Потешки – это небольшие стихи, которые рассказывают с простыми движениями рук. (Тима)
• Частушка – это короткая народная песня. (Лиза)
ЧТО МЫ ХОТИМ ЗНАТЬ?
• Я хочу знать новые потешки. (Лера)
• Из чего делают русские народные игрушки? (Егор)
• Почему в костюмах много красного цвета? (Артем)
• Я хочу выучить новую частушку и спеть её маме. (Маша)
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?
• Спросить у воспитательницы.
• Сходить на музыкальное занятие.
• Посмотреть картинки.
• Прочитать сказку.
• Найти в энциклопедии.
Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность педагога и детей в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей по теме Взаимодействие с родителями
2 этап Практический
Познавательное развитие :
«Талант русских мастеров»
«Из чего делают игрушки»
«Народная культура и традиции». «Русские народные праздники».
ФЭМП.
Экспериментирование
Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных, тканевых игрушек
Речевое развитие:
Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется».
Составление описательного рассказа о народной игрушке.
Викторина по русским народным сказкам.
Х – Э развитие:
Рисование: «Русский сарафан», «Дымковский индюк», «Волшебная птица Хохлома», «Дворец для сказочных героев», «Моя любимая русская народная сказка».
Лепка: «Русская домашняя утварь».
Аппликация «Мы матрешки – росписные крошки»
(из ткани)
Ручной труд: «Кукла – закрутка».
Социально – коммунистическое развитие:
Коммуникативная деятельность: Беседы: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» ,«Русская народная игрушка», «Сине-голубая Гжель», «Золотая Хохлома», «Весёлый Городец», «Кружевное чудо», «Дымковские чудо игрушки»,«Почему игрушки называют дымковскими», «Что любили лепить дымковцы», «Почему они лепили животных, людей, их фигурки», «Как дымковские мастерицы передали нам радостное настроение», «Детство моей мамы», «Любимые мамины игрушки», «Из бабушкиного сундучка» - по материалам фотовыставки «Моя мама – девочка!». «Чудо – чудное». «Эти мудрые русские сказки», «Традиции России», «Золотые руки мастеров», «Русские посиделки», «Устное народное творчество в России», «Русские народные музыкальные инструменты».
Конструктивно – модельная деятельность: Обыгрывание построек при помощи матрёшек.
Изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
Выкладывание из крупы по трафарету
Трафареты с изображением матрешек.
Игровые упражнения и игры: «Узнай роспись», «Дорисуй узор», «Назови элементы росписи», «Что лишнее», «Чего не хватает», «Определи вид росписи», «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи «Подбери тень», «Найди пару», «Составь букет»,«Разрезные картинки» «Русские узоры», лото «Хохлома».«Сложи картинку», «Подбери картинки правильно», «Жостовские подносы», «Какая сказка?», «Назови ремёсла»
С/ игра: «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек».
Театрализация: Пальчиковый театр «Веселые матрешки».
Восприятие художественной литературы: И. Кадухина, Т. Маврина, В. Фофанов, Л. Дьякова, Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер», Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей».
М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».
Ю. Анохин «В музее игрушек», чтение сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка». Слушание и обсуждение: русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
былин о русских богатырях, потешек.
Слушание: песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; музыки «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова
Физическое развитие: «Шла коза по лесу», «Цепи кованые», «Хромая лиса», «Матушка-весна», «Игровая», «Бабка –Ёжка», «У дедушки Трифона»,
«Лошадки», «Ручеек», «Гуси-Лебеди», «Горелки», «Каравай», «У медведя во бору».«Не оставайся на полу», «Найдём следы зайца», «Охотники и зайцы»,«Найди, что спрятано» .
Игровые упражнения: «Кто дальше бросит?», «Кто быстрее?», «Точный пас», «По дорожке».
Пальчиковая гимнастика:
«У матрешкиной сестрицы», «Дымковские барышни», «Матрёшки», «Подарки».
Физминутки: «Ванька-встанька», «Матрешка», «Хохлома, да хохлома…».
Гимнастика для глаз: «Поиграем с матрёшкой»
Рассказ воспитателя «Куклы наших бабушек».
Рассматривание иллюстраций матрёшек.
Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных, тканевых игрушек.
Загадки о народных промыслах.
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц.
Слушание русской народной музыки и песен.
Просмотр презентаций: «Волшебство народных промыслов», «Народные промыслы», «Гжель»,«Матрешка», «Хохлома».
Консультации: «Воспитательное значение русского фольклора», «Культура и традиции русского народа», «Народные ремесла и промыслы» .
Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»
Индивидуальная беседа «Одаренный ребенок», рекомендации родителям.
Тематическая подборка материала «Читаем и учим вместе с детьми».
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.
Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
Приобщение детей к семейным традициям.
3 этап Итоговый
Итоговое ООД - Викторина «Знатоки народного искусства».
Создание уголка «Народный промысел».
Выставка детского творчества «Мы юные мастера народного декоративно-прикладного искусства»,
Игра – презентация «Назови правильно».