Конспект занятия «Пасхальные традиции русского народа»

Ирина Голубева
Конспект занятия «Пасхальные традиции русского народа»

Цель:

воспитание духовности через приобщение дошкольников к традициям Пасхи.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с праздником — Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением;

Развивающие:

развивать речь, творческие способности детей;

Воспитательные:

воспитывать уважение к православным традициям русского народа;

И. О. О.: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

Словарь: Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки, христосование.

Оборудование и материалы: мультимедийная доска, иллюстрации, разрезные картинки «Храм», карточки «Пасхальный лабиринт», кулич, яйца, силуэты яиц для росписи, гуашь, кисточки, горка для катания яиц, клубок, разрезные картинки, коллекция пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных и православных праздниках, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, примет.

Ход мероприятия:

Под весёлую музыку дети в русских народных костюмах входят в зал и встают полукругом.

Раздаётся стук в дверь. В зал входит воспитатель в русском народном сарафане.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети!

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

- Расскажите, ребята, какие праздники вы знаете?

(Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – славят Христа, на Троицу – воспевают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения).

- А сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.

Позову я всех детишек -

И девчонок, и мальчишек.

Будем петь да играть,

Старину вспоминать.

Ребята, хотите побывать в прошлом, посмотреть как раньше праздновали Пасху? Давайте пройдём по весёлым деревенькам и посмотрим, как люди готовились к празднику, какие традиции они соблюдали. А добраться до них нам поможет волшебный клубочек.

Дети катят клубочек по кругу и в это время на мультимедийном экране, на 1-м слайде появляется изображение первой деревни Бурёнкино. Появляется картинка, где дети украшают пасхальные яйца.

- Ребята, как вы думаете, почему люди красят яйца в красный цвет? (Потому что оно красивое)

Существует предание, что первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина, ученица Иисуса Христа, императору Тиберию.После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к императору со словами: "Христос Воскресе!" В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил её словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет. С тех пор люди стали дарить друг другу на Пасхукрасные яйца и говорить при этом: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскрес!».(Рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями на экране).

На Руси использовались 2 вида праздничных яиц:

Крашенки — крашеные яйца.

Писанки — расписные яйца.

- Ребята, хотите вместе с жителями этой деревеньки украсить яйца?

Дети: Да.

Тогда послушайте главное правило: "Работу по росписи яиц выполняют, надев чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока расписываете яйцо, думайте о том, для кого оно предназначено, потому что оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка".

Звучат пасхальные мелодии, дети выполняют работу.

Дидактическая игра "Распиши яйцо"

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые и нарядные у вас получились писанки. Давайте сложим их в корзину и оставим для жителей этой деревни. А теперь нам пора отправляться дальше.

Дети берут клубочек и катят дальше.

Итак, следующая деревня - Берёзкино.

На экране появляется иллюстрация, на которой изображены люди, идущие в храм.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, куда идут люди этой деревни? (В храм)

- Кому посвящён праздник Пасха? (Иисусу Христу)

Дидактическая игра "Собери храм"

Дети читают стихотворение «Пасха»

1-й ребёнок:

Мы пойдём сегодня в храм,

Потому что праздник там.

Все поют: «Христос Воскрес!»

И сияет Божий крест!

Освятим святой водой

Наш куличик золотой.

Засветим свои сердца

И восславим все творца!

2-й ребёнок:

Пасха, праздник дорогой,

В дом пришёл и твой, и мой!

Слёзы радости из глаз:

Ведь Христос Воскрес для нас!

Мы пойдём сегодня в храм,

Потому что праздник там.

Все поют: «Христос Воскрес!»

И сияет Божий крест!

Воспитатель:Молодцы ребята! Какие хорошие стихи вы прочитали для жителей деревни Берёзкино.

А что же ждёт нас в следующей деревни? Катите клубок, ребята.

На следующем слайде появляется деревня Простоквашино. Дети видят иллюстрацию, на которой люди дарят друг другу яйца.

Посмотрите, ребята, на Пасху все дарят друг другу крашеные или расписные яйца. Давайте и мы с вами поиграем в игру, похристосоваемся, т. е. обнимемся, поцелуемся и подарим друг другу пасхальные яйца.

Малоподвижная игра "Подари яйцо"

Дети под музыку передают яйцо по кругу. У кого в руках окажется яйцо по окончании музыки, тот выбирает, кому он хочет его подарить. Они обнимаются и водящий дарит яйцо. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Ребята, берите клубочек. Пусть он покажет нам путь в следующую деревню. Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в селе Колокольцево.

На иллюстрации изображены люди, звонящие в колокола. Звучит Пасхальный колокольный звон.

- Послушайте, ребята, во всех церквях торжественно звонят колокола,они разносят радостную весть: "Христос Воскрес!" В Пасхальную неделю все желающие, даже дети, могут зайти на колокольню и звонить в колокола.

Подвижная игра "Гори, гори ясно"

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо -

Кресты стоят,

В колокол звонят:

Дили-дон, дили-дон,

Убегай скорее вон!

Воспитатель:Устали, ребята? Давайте присядем на травку, послушаем пение птиц, поиграем, поговорим о приметах погоды.

Звучит пение птиц, дети располагаются на ковриках. Воспитатель раздаёт детям карточки с лабиринтом и простые карандаши. Дети самостоятельно пытаются пройти лабиринт.

Дидактическая игра "Пасхальный лабиринт"

Далее дети говорят о приметах.

1-й ребёнок. На Пасху небо ясное, и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.

2-й ребёнок. На Святой дождь - добрая рожь.

3-й ребёнок. На Святой гром - к урожаю.

4-й ребёнок. Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, а если будет пасмурная - лето будет сухое.

Воспитатель: А мы любим хорошую погоду, чтобы солнышко светило, чтобы можно было поиграть, побегать. Вот в деревне Маслёнкино дети любят играть с пасхальными яйцами. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра "Катание яиц с горки"

Воспитатель:Ну вот, ребята и подошло наше путешествие к концу. Пришла пора нам возвращаться в своё село, в свой детский сад.

Дети берут клубочек и возвращаются обратно в детский сад.

Воспитатель:

Есть сюрприз у меня

В честь торжественного дня.

Ближе детки подходите,

Да в корзину посмотрите.

Испекла я куличи –

Как вкусны и горячи.

Куличи вы разбирайте,

Пасху дальше отмечайте.

(Показывает корзину с куличами и яйцами).

Младший воспитатель:

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Чай пить не дрова рубить!

Во время чаепития воспитатель проводит беседу и задаёт вопросы на закрепление изученнойтемы.

Использованная литература:

1. Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева "Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа";

2. Л. Л. Шевченко "Добрый мир. Православная культура для малышей";

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

Публикации по теме:

Досуг для средней группы «Традиции и обычаи русского народа»Досуг для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Добрый день всем, всем, всем! Хочу рассказать вам о своем досуге, который проходил 19 октября. Мы знакомились с новым материалом в сопровождении.

Фотоотчет об экскурсии в библиотеку на мероприятие «Праздники и традиции русского народа»Фотоотчет об экскурсии в библиотеку на мероприятие «Праздники и традиции русского народа» В нашем городе, Можга, есть центр Русской культуры, который находится на базе городской центральной библиотеки имени Н. Байтерякова, который.

Фотоотчет «Зимние праздники. Традиции русского народа»Фотоотчет «Зимние праздники. Традиции русского народа» Вот и настало время провожать зиму. И согласно праздничной программе-зиму до ворот проводим мы, а весна уже не за горами. Зимой у нас много.

Конспект НОД для детей 6–7 лет «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа». Игра «Умники и умницы» Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: • Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Конспект НОД с использованием ИКТ для старшей группы «Традиции русского народа. Святки» .

Проект «Быт и традиции русского народа» Проект: «Быт и традиции русского народа» Краткосрочный проект во второй младшей группе. Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста.

Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность: В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа) Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических.

Конспект внеклассного занятия «Традиции гостеприимства русского народа» Традиции гостеприимства русского народа Цель: Формирование позитивного отношения к обычаям, фольклору и традициям русского народа. Знакомство.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия «Пасхальные традиции русского народа»
Опубликовано: 21 марта 2017 в 23:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 апреля. День книжки-малышки на МААМ

Книги открывают детям большой и интересный мир. Путешествуя по нему, малыши не только приятно проводят время, но и учатся чему-то важному и полезному. Листая страницы хороших книжек, юные читатели...

2 апреля. Всемирный день детской книги

Детская литература существует относительно недавно, по сравнению с литературой «взрослой». У её истоков стоял человек, день рождения которого приходится на второе апреля. Это знаменитый писатель-сказочник...

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и...
Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи...
Фотоотчет ООД, проведенной в старшей группе «Пудели на арене цирка»
К нам приехал цирк. Ура! Веселитесь детвора! Вы увидите зверей, Акробатов-циркачей, Клоунов и забияк. Они встретить рады вас. В старшей группе было...
Фланелеграф — полезное приспособление для развивающих занятий и игр
Слово фланеграф знакомо многим, но не все могут представить широкие возможности данного предмета. Это очень полезное приспособление для развивающих...