Нина Анатольевна Третьякова
Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
1. Сохранение здоровья ребенка.
2. Развитие базовых качеств личности.
3. Построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Публикация «Обычаи и традиции русского народа, Их роль в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Мы живём в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое переоцениваем и открываем заново. Но, не смотря на все трудности жизни, хочется, чтобы наши воспитанники, жили полноценно, уважали и ценили традиции и обычаи родной страны. Пробудить у детей уважение к прошлому – вот задача, которую ставит перед собой воспитатель. Работая над этой задачей, педагог расширяет познавательную деятельность дошкольников, способствует формированию эстетического чувства, обогащает устную речь, а главное – пробуждает нравственные чувства ребё нка: доброту, милосердие, честность, трудолюбие. Этому ещё в большей степени способствует ФГОС ДО. Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на него. Из п. 2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и область физического развития. Меня более всего интересует художественно-эстетическое развитие, которое предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Приобщение воспитанников к культуре своего народа начинается с младшей группы детского сада. Дети знакомятся с элементами устного народного творчества, выраженного в припевках, песнях, прибаутках, кричалках, шумихах. Результатом этой работы явилось оформление альбома с учетом гендерной направленности «Русский фольклор». В старших группах формы и способы подачи материала более разнообразны – беседы, занятия по русскому прикладному искусству, участие детей в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки. Работа ведётся в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем детского сада, который знакомит ребят с танцевальными элементами плясок, учит игре на ложках, трещотках, дудках. Полученные знания и навыки, воспитанники детского сада демонстрируют на вечерах досуга, куда приглашаются родители. Проведены праздники: «Народные посиделки», «Закружился хоровод», «Праздник русской березы». Выступать перед родителями, танцевать и петь народные песни – это большая радость для детей. Движения их стали более раскованными, выразительными, а это значит, что развивается музыкальная память, слух, чувство ритма. У ребят появляется уверенность, что они многому могут научиться. Русское слово, песня становятся близки и любимы детьми.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети могут непосредственно наблюдать предметы быта русского народа, элементы одежды, народные обряды, памятники истории и культуры России. При ознакомлении с народными традициями не нужно использовать дат, так как это затрудняет восприятие материала. Лучше использовать выражение: «Это было давным – давно….».
Приобщение к народным традициям проходит красной нитью через занятия художественно-эстетической деятельностью. Сейчас в магазинах очень много разнообразного материала для прикладного искусства. И очень жаль, что многие воспитатели отказались от таких исконно русских техник как папье-маше, лепка дымковской игрушки из глины. Как блестят глаза ребятишек, когда из их рук выходит готовая тарелка, чайная чашка, глиняная игрушка. На основе этих незатейливых творений удобно знакомить воспитанников с отличительными чертами гжельской, хохломской росписи, дымковской игрушки. Дети чувствуют себя настоящими народными умельцами, а родители радуются достижениям своих детей.
ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В рамках физического развития широко используются народные игры. Кто не помнит из своего детства «Змейка», «Бояре», «Цепи кованые», «Златые ворота» и др. Шуткам, юмору присущем народным играм характерны безобидность. Они-то и определяют их воспитательную ценность. Доброжелательный смех взрослого, друзей действует на ребенка сильнее, чем наказание, замечание. И если взрослый играет наравне с ребёнком – игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними. Народные игры хорошим тем, что не требуют специального оборудования, подготовки. Использование этих игр в семейных праздниках создают неповторимую атмосферу радости, доброжелательности, надолго запоминаются. Обращение к народным играм – это еще одна из вековых традиций русского народа.
Воспитанники и родители моей группы принимают активное участие в общесадовских мероприятиях. Таких как: конкурс поделок из природного материала «Пластилиновая осень». Особенно значим «Праздник урожая», кульминацией которого становятся выставки овощей. Многие семьи имеют дачи, проживают в частном секторе. Поэтому многие дети не понаслышке знают о нелегком крестьянском труде. По мере возможности помогают родителям, бабушкам и дедушкам. Много народных примет, поверий связано с таким праздником как «Осень – рыжая лиса». Традицией детского сада является подготовка к празднику Рождества. Дети изготавливают подарки не только близким, но и для ветеранов труда, одиноких пенсионеров. И конечно – «Масленица»! Она отражает исконную любовь русского народа к веселью, движению, удальству, молодечеству. Дети с удовольствием принимают участие в играх, состязаниях. И с нетерпением ждут главного сюрприза – чаепития с блинами на свежем воздухе.
Наши предки одарили нас бесценным наследием. Все мы пользуемся им, начиная с рождения и до последнего мгновения жизни. Будущее России зависит от приобщения молодёжи к нашим исконным традициям, идеалам, святыням. А целевые ориентиры Программы Художественно-эстетического развития выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок эффективной учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.