Получи документы

Проект по финансовой грамотности для детей 5–6 лет «Маленький экономист»

Екатерина Чугайнова
Проект по финансовой грамотности для детей 5–6 лет «Маленький экономист»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 421 «ГАРМОНИЯ»

Образовательный проект по финансовой грамотности в рамках реализации программы «Феечка-копеечка» модуля «Семейный круг» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Тема: «Маленький экономист»

Автор: Воспитатель Чугайнова

Екатерина Николаевна

г. Пермь, 2022

Публикация «Проект по финансовой грамотности для детей 5–6 лет „Маленький экономист“» размещена в разделах

Содержание работы:

1. Аннотация к проекту.

2. Краткие сведения о проекте :

2.1. Актуальность

2.2. Тип проекта;

2.3. Вид проекта;

2.4. Участники проекта;

2.5. Сроки реализации проекта;

2.6. Интеграция областей при реализации проекта.

3. Цели и задачи проекта.

4. Предполагаемый результат и возможные риски.

5. Перспективный план работы по проекту.

6. Реализация проекта.

7. Список использованной литературы.

1. Аннотация к проекту.

Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький экономист» содержит следующую информацию: актуальность экономического воспитания на современном этапе, принципы реализации проекта, цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта, сроки и этапы реализации проекта, предполаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта, планируемые мероприятия в рамках проекта, заключительные положения. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Данный проект реализуется с воспитанниками МАДОУ «Детский сад №421 «Гармония» в старшей группе «Веселые человечки».

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Вид проекта : долгосрочный.

Сроки реализации проекта : сентябрь - декабрь 2022 г.

Участники проекта : групповой, семейный

дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет,

воспитатели группы, родители воспитанников.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей и видов детской деятельности: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуально и востребовано, потому что финансовая грамотность является глобальной проблемой общества, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Грамотность, в сфере финансов, так же, как и любая другая,

воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе

принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и

закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего

возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и

приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу

финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.

Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

2. Краткие сведения о проекте.

Актуальность проекта : воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуально и востребовано, потому что финансовая грамотность является глобальной проблемой общества, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Грамотность, в сфере финансов, так же, как и любая другая,

воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе

принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и

закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего

возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и

приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу

финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Исходя из этого мы говорим, что процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Вид проекта : познавательный, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь-декабрь 2022 г.

Образовательные области, в содержание которых включен проект : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы: помочь детям старшего дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта : содействие финансовому просвещению детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта :

• Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.

• Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)

• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

• Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

• Повысить компетенции педагогических кадров в вопросах финансовой грамотности.

• Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.

• Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

4. Предполагаемые результаты и возможные риски.

• Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

• Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

• Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

• Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

• Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

В ходе подготовки и реализации проекта возможно появление различных неожиданных обстоятельств, способных повлиять на его ход, а именно:

1. изменение сроков запланированных работ в связи с:

- проведением на базе детского сада внеплановых мероприятий;

- периодом массовых заболеваний (карантин);

2. изменение состава участников по причине заболевания участников проекта.

В случае возникновения подобных ситуаций будет произведена замена участников проекта или перенос дат реализации проекта.

5. Перспективный план работы по проекту.

Этапы проекта :

1этап – Организационный:

- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

- создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной и игровой деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный: диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений, выставка творческих работ, показ родителям детьми спектакля «Муха-Цокотуха».

Предполагаемые результаты

В результате выполнения проекта ожидаются такие результаты:

Для детей :

• Дети понимают взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)

• Дети знают, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

• Дети умеют применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

• Дети умеют творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

• Дети четко понимают что такое - экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Для родителей:

• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

• Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

• Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

• Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

6. Реализация проекта :

Работа с детьми:

Месяц Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь 1. Беседа: «Что такое деньги». Демонстрация презентации «История денег».

2. Игровая деятельность. Дидактическая игра «Обмен товаром», сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Кафе».

3. Чтение книги «Дима и совенок». Чтение и разучивание пословиц и поговорок о деньгах. Разгадывание загадок про деньги. Анкетирование родителей на тему «Формирование финансовой грамотности у дошкольников».

Октябрь 1. Беседа: «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).

2. Чтение книг «Дима и совенок», сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!», рассказа Н. Носова «Заплатка».

3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», обучающие мультики «Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики».

4. НОД «Дом, в котором «живут» деньги», «Доход семьи».

5. Выставка конкурсных работ на тему. «Копилки бывают разные» (Изготовление копилки из бросового материала). 1. Экскурсия совместно с родителями в музей денег Сбербанка.

2. Создание родителями тематического альбома «Какие бывают деньги».

Ноябрь 1. НОД «Путешествие в страну Экономика».

2. Дидактическая игра «Профессии».

3. Чтение рассказа «Дима и совенок», сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».

1. Рассказ родителей про свою профессию. (выступление родителей перед детьми про свою профессию).

2. Совместно с родителями создание терминала и банковских карт для сюжетно ролевых игр «Банк», «Магазин».

3. Экскурсия детей с родителями по разным дискаунтерам для сравнения цен на продукты, а именно, на хлебобулочные изделия, молочные товары (на свой выбор).

4. Поход детей с родителями в супермаркет для самостоятельной покупки продуктов.

Декабрь 1. Создание детьми «валюты нашей группы» для различных сюжетно-ролевых игр.

2. Подготовка к театрализованной деятельности «Муха-Цокотуха».

3. Проведение акции «Подари игрушке вторую жизнь» (Акция заключается в том, что дети приносят свои ненужные игрушки и обмениваются ими друг с другом. Тем самым дети приобретают для себя новую игрушку, не потратив денег из семейного бюджета).

4. Показ детьми родителям театрализован-ной сказки «Муха-Цокотуха». 1. Конкурс для родителей на создание настольной дидактической игры по финансовой грамотности.

2. Собрание с родителями в игровой форме «Играем вместе» (Играем в игры которые участвуют в конкурсе).

Ожидаемые результаты (духовный продукт от реализации проекта)

В итоге реализации проекта дети старшей группы будут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Дети смогут:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- - заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Продукт проектной деятельности :

В ходе реализации проекта для обогащения предметно-пространственной среды группы руками детей и родителей будут сделаны тематические альбомы по профессиям, видам денег, дидактические игры по финансовой грамотности, терминалы, банковские карты и «валюта нашей группы» для сюжетно-ролевых игр.

Публикации по теме:

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости»Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости» 6 февраля 2023 года на базе Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ, состоялась форсайт-сессия «От финансовой грамотности к.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по финансовой грамотности для детей 5–6 лет «Маленький экономист»
Опубликовано: 15 марта 2024 в 10:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД