Екатерина Чугайнова
Проект по финансовой грамотности для детей 5–6 лет «Маленький экономист»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 421 «ГАРМОНИЯ»
Образовательный проект по финансовой грамотности в рамках реализации программы «Феечка-копеечка» модуля «Семейный круг» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Тема: «Маленький экономист»
Автор: Воспитатель Чугайнова
Екатерина Николаевна
г. Пермь, 2022
Публикация «Проект по финансовой грамотности для детей 5–6 лет „Маленький экономист“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Содержание работы:
1. Аннотация к проекту.
2. Краткие сведения о проекте :
2.1. Актуальность
2.2. Тип проекта;
2.3. Вид проекта;
2.4. Участники проекта;
2.5. Сроки реализации проекта;
2.6. Интеграция областей при реализации проекта.
3. Цели и задачи проекта.
4. Предполагаемый результат и возможные риски.
5. Перспективный план работы по проекту.
6. Реализация проекта.
7. Список использованной литературы.
1. Аннотация к проекту.
Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький экономист» содержит следующую информацию: актуальность экономического воспитания на современном этапе, принципы реализации проекта, цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта, сроки и этапы реализации проекта, предполаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта, планируемые мероприятия в рамках проекта, заключительные положения. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Данный проект реализуется с воспитанниками МАДОУ «Детский сад №421 «Гармония» в старшей группе «Веселые человечки».
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Вид проекта : долгосрочный.
Сроки реализации проекта : сентябрь - декабрь 2022 г.
Участники проекта : групповой, семейный
дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет,
воспитатели группы, родители воспитанников.
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей и видов детской деятельности: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуально и востребовано, потому что финансовая грамотность является глобальной проблемой общества, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность, в сфере финансов, так же, как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
2. Краткие сведения о проекте.
Актуальность проекта : воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуально и востребовано, потому что финансовая грамотность является глобальной проблемой общества, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность, в сфере финансов, так же, как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Исходя из этого мы говорим, что процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Вид проекта : познавательный, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта : сентябрь-декабрь 2022 г.
Образовательные области, в содержание которых включен проект : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы: помочь детям старшего дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта : содействие финансовому просвещению детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта :
• Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.
• Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)
• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
• Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
• Повысить компетенции педагогических кадров в вопросах финансовой грамотности.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
• Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.
4. Предполагаемые результаты и возможные риски.
• Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
• Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
• Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
• Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
• Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
В ходе подготовки и реализации проекта возможно появление различных неожиданных обстоятельств, способных повлиять на его ход, а именно:
1. изменение сроков запланированных работ в связи с:
- проведением на базе детского сада внеплановых мероприятий;
- периодом массовых заболеваний (карантин);
2. изменение состава участников по причине заболевания участников проекта.
В случае возникновения подобных ситуаций будет произведена замена участников проекта или перенос дат реализации проекта.
5. Перспективный план работы по проекту.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной и игровой деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный: диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений, выставка творческих работ, показ родителям детьми спектакля «Муха-Цокотуха».
Предполагаемые результаты
В результате выполнения проекта ожидаются такие результаты:
Для детей :
• Дети понимают взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)
• Дети знают, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
• Дети умеют применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• Дети умеют творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Дети четко понимают что такое - экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Для родителей:
• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
• Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
• Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
• Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
6. Реализация проекта :
Работа с детьми:
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь 1. Беседа: «Что такое деньги». Демонстрация презентации «История денег».
2. Игровая деятельность. Дидактическая игра «Обмен товаром», сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Кафе».
3. Чтение книги «Дима и совенок». Чтение и разучивание пословиц и поговорок о деньгах. Разгадывание загадок про деньги. Анкетирование родителей на тему «Формирование финансовой грамотности у дошкольников».
Октябрь 1. Беседа: «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
2. Чтение книг «Дима и совенок», сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!», рассказа Н. Носова «Заплатка».
3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», обучающие мультики «Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики».
4. НОД «Дом, в котором «живут» деньги», «Доход семьи».
5. Выставка конкурсных работ на тему. «Копилки бывают разные» (Изготовление копилки из бросового материала). 1. Экскурсия совместно с родителями в музей денег Сбербанка.
2. Создание родителями тематического альбома «Какие бывают деньги».
Ноябрь 1. НОД «Путешествие в страну Экономика».
2. Дидактическая игра «Профессии».
3. Чтение рассказа «Дима и совенок», сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
1. Рассказ родителей про свою профессию. (выступление родителей перед детьми про свою профессию).
2. Совместно с родителями создание терминала и банковских карт для сюжетно ролевых игр «Банк», «Магазин».
3. Экскурсия детей с родителями по разным дискаунтерам для сравнения цен на продукты, а именно, на хлебобулочные изделия, молочные товары (на свой выбор).
4. Поход детей с родителями в супермаркет для самостоятельной покупки продуктов.
Декабрь 1. Создание детьми «валюты нашей группы» для различных сюжетно-ролевых игр.
2. Подготовка к театрализованной деятельности «Муха-Цокотуха».
3. Проведение акции «Подари игрушке вторую жизнь» (Акция заключается в том, что дети приносят свои ненужные игрушки и обмениваются ими друг с другом. Тем самым дети приобретают для себя новую игрушку, не потратив денег из семейного бюджета).
4. Показ детьми родителям театрализован-ной сказки «Муха-Цокотуха». 1. Конкурс для родителей на создание настольной дидактической игры по финансовой грамотности.
2. Собрание с родителями в игровой форме «Играем вместе» (Играем в игры которые участвуют в конкурсе).
Ожидаемые результаты (духовный продукт от реализации проекта)
В итоге реализации проекта дети старшей группы будут:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
Дети смогут:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- - заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Продукт проектной деятельности :
В ходе реализации проекта для обогащения предметно-пространственной среды группы руками детей и родителей будут сделаны тематические альбомы по профессиям, видам денег, дидактические игры по финансовой грамотности, терминалы, банковские карты и «валюта нашей группы» для сюжетно-ролевых игр.