Юлия Ивлева
Проект по финансовой грамотности дошкольников «Сказка — ложь, да в ней намёк». Отчет по сказочно-экономической викторине
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников. Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.
2 слайд.
Публикация «Проект по финансовой грамотности дошкольников „Сказка — ложь, да в ней намёк“, Отчет по сказочно-экономической викторине» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Обучение грамоте. Викторины, интеллектуальные игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Цель проекта: закрепление элементарных экономических понятий средствами народных и авторских сказок
Задачи проекта:
- способствовать формированию экономического сознания воспитанников посредством сказки;
- способствовать воспитанию навыков бережного отношения к окружающему миру;
- способствовать воспитанию нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности, самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации.
3 слайд.
Проект состоит из нескольких этапов, посредством которых у детей формируются первичные представления об экономических категориях.
1 этап «Подготовительный»
- изучение методической, педагогической литературы, интернет сайтов;
- подбор сказок, иллюстрационного материала, материала для игровой деятельности детей;
- создание картотеки сказок с экономическим содержанием, картотеки пословиц и поговорок;
- создание картотеки проблемных ситуаций к сказкам.
4 слайд.
2 этап «Реализационный»
Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений, просмотр мультфильмов по сказкам.
Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения
«Вершки и корешки»,
«Как коза избушку построила»,
«Жадная старуха»
5 слайд.
Сказки, отражающие экономические категории «Труд. Обязанности»
«Крошечка-Хаврошечка»
«Теремок»
«Морозко»
«Петушок и бобовое зернышко»
«Непобедимая сила бедняка»
«Мужик и медведь»
«Петушок и два мышонка»
6 слайд.
Сказки о бартере:
«Лисичка со скалочкой»
«Мена»
«Петушок и бобовое зернышко»
Сказки о рекламе:
«Лиса и козел»
«Кот и лиса»
«Как старик корову продавал»
«Мужик и барин»
«Лапти-лаптищи»
7 слайд.
Сказки о денежных единицах:
«Непобедимая сила бедняка» (копейка)
«Ворона-Карабука» (пятак)
«Змея и рыбак» (золото)
«Иван Зорькин» (золотое яйцо, серебряное яйцо, медное яйцо)
Сказки о прибыли и богатстве:
«Золотое кольцо»
«Как мужик разбогател»
8 слайд.
Изучение пословиц и поговорок, их обсуждение, игры.
Составлена картотека пословиц и поговорок на экономическую тематику.
Д/и «Объясни говорку»
Д/и «Закончи пословицу»
Д/и «Закончи предложение»
Д/и «Назови экономическое понятие»
Д/и «Узнаешь ли ты сказку по описанию?»
Д/и «Назови сказку»
9 слайд.
Создание проблемных ситуаций со сказочными героями.
Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить.
Примеры проблемных ситуаций для воспитанников:
«Заюшкина избушка»: как нужно поступить зайчику, чтобы не остаться без жилья?
Сказка «Гуси-лебеди»: что пришлось бы делать Аленушке, чтобы спастись самой и спасти братца если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке?
Сочинение сказок, изготовление и выставка книжек-малышек совместно с родителями
10 слайд.
3 этап «Итоговый»
Продукт проекта: «Сказочно-экономическая викторина».
В подготовительной к школе группе мною была организовала досуговая деятельность "Викторина-развлечение" в рамках формирования элементарных экономических представлений дошкольников.
На викторине присутствовало 10 воспитанников - все дети, посещающие д/с на данный момент. Все участники были здоровы на и не имели противопоказаний к запланированной деятельности.
Фронтальная форма занятия была выбрана мной с целью работы со всей группой, возможностью четкой организации, простого управления, возможности взаимодействия детей.
11 слайд.
Цель мероприятия: повторение и закрепление воспитанниками известных экономических понятий и представлений, приведение изученных и новых знаний в систему.
Задачи:
- способствовать развитию умения подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
- способствовать развитию объяснительной формы речи, памяти, внимания, мышления;
- способствовать воспитанию интереса к играм экономической направленности;
- совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей;
- способствовать воспитанию умения видеть в сказках морально-этический компонент.
12 слайд.
Во вводной части, с целью активизации интереса, мотивировала детей, используя игровой метод, который вызвал у детей повышенный интерес, положительные эмоции и помог сконцентрировать внимание на учебной задаче, которая стала не навязанной извне, а желанной, личной (отгадывание детьми загадок и поиск спрятанного предмета и заданий, выполнение детьми практических заданий, решение логических задач и проблемных ситуаций).
Для повышения уровня заинтересованности воспитанников предварительно были подготовлены сундучки с заданиями, жетоны-монеты для правильных ответов, иллюстрации из сказок для демонстрации во время ответов, конверты с заданиями.
13 слайд.
Так же, в ходе игры, я использовала словесный и наглядный методы, которые позволили в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними образовательную задачу (использование художественного слова, словесные инструкции, рассматривание иллюстраций)
Для активизации детей, развития их логического мышления и закрепления материала, в течение всего мероприятия вводила различные игры-задания.
В ходе викторины воспитанники:
были активны и заинтересованы;
смогли выделить экономическое содержание из художественных произведений;
смогли установить взаимосвязь потребностей и возможностей
14 слайд.
Благодаря приёму нахождения предмета занятие не было статичным, двигательная активность чередовалась с интеллектуальным поиском ответов на вопросы, что способствовало профилактике умственной и психологической усталости.
Для поддержания интереса к игре, ввела приём поощрения за каждый правильный ответ, что давало детям дополнительный стимул.
В игровой ситуации дети закрепили основные экономические понятия (доход-расход, прибыль-убыток, товар, реклама и др., учились рассуждать, обосновывать свой ответ.
По итогам игры все воспитанники получили призы, что доставило им большую радость.
15 слайд.
Таким образом, можно сделать вывод, что практическая значимость русских народных сказок с экономическим содержанием состоит в том, что они учат добросовестно, ответственно относиться к труду. Доброе дело, уважение к старшим, любовь к родителям вознаграждается по достоинству. Сказки учат детей анализировать поступки героев, не допускать собственных ошибок.
16 слайд.
Личная заинтересованность в конечном результате: реализация задумки и увлечённый процесс её воплощения, не позволил педагогу прервать игру, поэтому был нарушен временной интервал, отведённый на организованную деятельность.
Во время игры дети, выкрикивали ответы не в свою очередь, хотя было оговорено в правилах, что каждый отвечает только если вопрос задаётся именно ему.
Но, не смотря на недочеты, считаю, что все задачи, поставленные в соответствии с возрастными особенностями, решены. Дети увлечённо занимались деятельностью.
Запланированные цели выполнены. Данная работа будет продолжаться через проведение других форм деятельности.