Оксана Александровна Новикова
Проект по финансовой грамотности «Финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка»
ПРОЕКТ
«Финансист»
Разработчик:
Новикова О. А.
г. Новый Уренгой
2022
Содержание
Глава 1
1.1. Актуальность. 3
1.2. Целеполагание проекта…
1.3. Значимость проекта для развития системы образования…
Глава 2
2.1. Технологии…
2.2. Методы и приемы…. 7
2.3. Этапы реализации проекта….8
2.4. Ожидаемые результаты…. 9
2.5. Мониторинг…
Приложение…
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Финансист“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
1. Перечень мероприятий, запланированных для реализации проекта…. 11
2. План взаимодействия с родителями…12
3. План мероприятий по строевые и физические подготовки …
4. Содержание работы и календарно-тематическое планирование I-го года обучения…
Источники….37
Глава 1
1.1. Актуальность
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна: ранее в дошкольных образовательных учреждениях не делали акцент на формирование у детей финансовой грамотности. В настоящее же время – это актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации. Нами было принято решение обучать детей финансовой грамотности в двух направлениях : в совместных видах деятельности.
1.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта : формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
• формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.)
• знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
• формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;
• учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
1.3. Значимость проекта для развития системы образования.
Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая
грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной
жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые
помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного
периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое
применение знаний и навыков. Финансовая грамотность и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.
Обучение и воспитание финансовой грамотности осуществляется по следующим направлениям:
• Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
• Методы диалога;
• Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
• Игровые методы;
• Методы диагностики и самодиагностики;
• Технологии критического мышления;
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Технологии коллективного метода обучения.
Глава 2
2.1. Технологии
Реализация данного проекта в дошкольной организации обеспечена особой организацией образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста на основе личностно-ориентированных технологий, игровых технологий, здоровье сберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий, главной целью которых является высокий уровень мотивации познавательной деятельности, интерес к обучению, положительное психоэмоциональное состояние ребенка.
Личностно-ориентированная технология.
Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Здоровьесберегающая технология.
Полноценное развитие и здоровье ребенка – это
основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.
Для воспитания здорового ребенка создаются условия:
• Взаимодействие с воспитанниками выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на взаимодействие.
• Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников.
• Непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением.
• В теплое время года непосредственно образовательная деятельность проводится на свежем воздухе.
Игровая технология – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Пассов Е. А. отмечает следующие черты игровой деятельности: мотивированность, отсутствие принуждения индивидуализированная деятельность; обучение и воспитание в коллективе через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением. Чтобы восприятие таких этических норма и правил было результативным необходимо организовывать процесс обучения в игровой форме.
Игровые методы, используемые в программе достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а также использование квест-игры, элементов
соревнования, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает применять имеющиеся знания в новых ситуациях.
Информационно-коммуникационная технология. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая.
Специально созданные для старших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщённое представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы или числа и т. д. Благодаря ИКТ становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки игровых результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых методов и неигровых.
2.2. Методы и приемы
Методы и приемы
Игровой Словесный Наглядный Практический
Дидактические игры,
Игра-драматизация, подвижные игры,
настольные игры, компьютерные игры,
квест-игры,
игры-путешествия Стихи, загадки, песенки, сказки, пословицы и поговорки.
Рассматривание альбомов, просмотр
видеороликов и презентаций,
иллюстраций
Составление рассказа «На что я могу скопить деньги»,
рисование «Моя реклама»,
экскурсия в банк с родителями
Методы взаимодействия с ребенком:
личностно-ориентированный – включает в себя дифференцированный подход к каждому ребенку с подбором заданий разной степени сложности с учетом его индивидуальных особенностей;
включение ребенка в процесс поисково-познавательной деятельности;
загадывание загадок, вопросы поискового характера;
создание проблемных ситуаций – постановка проблемы (включает в себя вопросы)
дидактические игры, упражнения, задания игрового характера.
совместная деятельность с ребенком – чтение книг, рассматривание альбомов.
дидактические игры, рисование рекламы, сочинение историй и рассказов ;
стимулирование взрослым самостоятельной деятельности ребенка через похвалу, поощрение, одобрение.
2.3. Этапы реализации проекта
Этапы Содержание Сроки
Подготовительный этап Всестороннее изучение психолого-педагогической литературы,
изучение передового педагогического опыта по проблеме, определение цели, задач по реализации проекта, определение ресурсов для реализации проекта
сентябрь
Основной этап Разработка системы работы по формированию финансовой грамотности у детей,
разработка плана реализации проекта,
разработка внедрения эффективных форм и методов сотрудничества с родителями,
создание игрового центра «Мы финансисты» октябрь-
апрель
Практическая работа по реализации проекта, разработка наглядно – дидактического материала, сценариев, театрализованных постановок, модернизация информационной среды для родителей по данному направлению развития детей,
мониторинговая деятельность по финансовой грамотности детей
Заключительный этап Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов работы:
- создание мультимедийной презентации проекта;
- проведение экономической викторины
май
2.4. Ожидаемые результаты:
Ребенок сможет:
• осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и т. д.);
• контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и самого ребенка.
У родителей:
• повышение интереса к теме проекта и к совместному сотрудничеству по теме «Формирование финансовой грамотности».
У педагогов:
• приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников финансовой грамотности;
• накопление практического материала;
• проявление интереса к проектной деятельности.
План работы по реализации проекта :
№ Мероприятия Участники Сроки Ответственный
1 -рассказ воспитателя о деньгах, цене товара
-игра «Купи маме подарок»
-консультация для родителей «Что такое финансовая грамотность?» Дети, родители 1 неделя ноября Воспитатель
2 -беседа с выступлениями детей «История возникновения денег»
-с. р. игра «Магазин»
-рассказ воспитателя «Какие раньше были деньги»
-заучивание пословиц и поговорок о деньгах Дети, родители 2 неделя ноября Воспитатель
3 -Просмотр мультфильма «Очки для жирафа»
-рисование по теме мультфильма «Нарисуй, что больше всего тебе понравилось»
-Рассматривание денежных купюр и монет разных эпох. дети 3 неделя ноября воспитатель
4 - ярмарка «Продукты»
-выставка копилок
-о. д. «Моя копилка» (рисование)
- оформление в группе «Денежного дерева» (денежные знаки) дети, родители 4 неделя ноября воспитатель
5 -о. д. «Дом для денег» (банк)
-экскурсия в банк с родителями
-рисование «Банк» дети, родители 1 неделя декабря воспитатель
6 -.с. р. игра «Банки»
-рисование «я хожу в магазин»
-чтение А. Романовой «Чудеса в кошельке»
- просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы «О банке». дети 2 неделя декабря воспитатель
7 -д. и. «Угадай, что можно продать?»
-игра «Супермаркет»
-составление рассказов из личного опыта «Как я ходил в магазин» дети 3 неделя декабря воспитатель
8 -чтение К. Чуковского «Муха Цокотуха» дети, родители 4 неделя воспитатель
-лепка по стихотворению «Муха Цокотуха» декабря
9 -Д. игра «Что быстрее купят?»
- решение проблемной ситуации «Хочу – надо»
-презентация для родителей «Дети и деньги» дети, родители 2 неделя января воспитатель
10 -Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» (на тему реклама товара)
-просмотр мультфильма «Барбоскин и реклама»
-рисование «Моя реклама» дети 3 неделя января воспитатель
11 -Беседа «Семейный бюджет»
-Деловая беседа
– игра «Как семья получает и тратит деньги»
- составление рассказа «На что я могу скопить деньги»
-Рисование по замыслу «О чем я мечтаю» Дети, родители 4 неделя января воспитатель
12 -беседа с детьми «Профессии. Зачем люди ходят на работу?»
-чтение «Сказка о папе и работнике его Балде»
-рассказ воспитателя, что такое бартер. дети 1 неделя февраля воспитатели
13 -о. д. «Путешествие в страну экономии» -подготовка драматизации по сказке К. И.
Чуковского «Муха Цокотуха»
-разучивание пословиц и поговорок о деньгах дети 2 неделя февраля воспитатели, логопед
14 - с. р. игра «Магазин игрушек»
-решение математических задач «Больше, меньше или ровняется?» (стоимость товара)
-чтение р. н. сказки «Кто хорошо трудится у того труд в монету превратится». дети 3 неделя февраля воспитатели
15 -беседа «Потребности человека»
(человек не может иметь все, что хочет)
-экспериментирование «Монета, банкнота, банковская карта»
- подготовка драм. сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха» дети 4 неделя февраля воспитатели, логопед
16 -игра «Путешествие» (производство товаров в нашем городе)
-беседа «В долг брать легко, а отдавать трудно»
дети 1 неделя марта воспитатель
17 - беседа «Как правильно беречь деньги»
- рисование «Кем я хочу стать»
-рассказ педагога о ресурсах планеты
-разучивание пословиц, поговорок о труде дети 2 неделя марта воспитатель
18 -беседа «Экономия тепла, света и воды». -аппликация «Придумай знак – напоминание береги природные ресурсы» дети 3 неделя марта воспитатель
19 -интегрированное занятие «Как белка училась считать»
-рассказ педагога «Путешествие рубля»
-беседа «Как появился товар?» дети 4 неделя марта воспитатель
-рисование по замыслу
20 -беседа «Цена товара»
-практика, изготовление продукта и его реализация.
-игра наст. «Орудия труда»
-рисование «Орудия труда» дети 1 неделя апреля воспитатель
21 -игра: «Банкиры и Финансисты»
-мат. игра «Достоинство купюр»
-с. р. игра «Магазин»
- лепка товары для игры «Ярмарка» дети 2 неделя апреля воспитатель
22 -беседа «Роль труда взрослых в жизни людей»
-д. игра «Что сначала, что потом» дети 3 неделя апреля воспитатель
23 -беседа «Потребности человека»
-рисование «Мои потребности»
дети 4 неделя апреля воспитатель
Список литературы:
1. Иванова Н. Г. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н. Г. Иванова. - М., 2008.
2. Казакова Н. В. Мы любим рекламу [Текст]/ Н. В. Казакова// Обруч, 1999. - №1. - С. 29-30.
3. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей [Текст]/ Л. М. Кларина// Обруч,1997. - №4. - С. 5-8.
4. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] : примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - С. 58.
5. Лихачев Б. Т. Рыночное отношение и воспитание [Текст]/ Б. Т. Лихачев// Воспитание школьников, 1991. - №5. - С. 56.
6. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] : Пособие для детского чтения/ Т. Попова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996.
7. Сасова Н. А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст] : В помощь лектору / И. А. Сасова. - М., 1989. - 48с.
8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] : Методическое пособие/ А. А. Смоленцова. - М. : АРКТИ, 2006. - 88с.
9. Стожарова М. Ю. Полищук Г. Г., Каргина Н. С. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников [Текст] : Методическое пособие для работников ДОУ и родителей/ Под ред. М. Ю. Стожаровой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005. - 60с.
10. Струнилина Н. А. Приобщаем детей к миру экономики [Текст]/ Н. А. Струнилина// Детский сад от А до Я, 2003. - №4. - С. 57-63.
11. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст]/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1989. - №1. - С. 20-24.
12. Дыбина О. В., Сидякина Е. А. Мир экономики глазами ребенка [Текст] : Методический материал/ О. В. Дыбина. - Тольятти, 2000. - 70с.