Анжелика Полушина
Проект по ИЗО «Мир дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
По изобразительной деятельности
Тема: «Мир дымковской игрушки»
Ведение
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Публикация «Проект по ИЗО „Мир дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации: 2 неделя
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Проблема:
У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.
Цель: Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
-Развивать умение рисовать простейшие элементы.
-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
-Формировать умение создавать узоры.
-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Планируемые результаты:
На уровне педагога: создания развивающей среды в группе.
Оформления выставок.
На уровне детей: Дети познакомятся с историей дымковской игрушки.
Сформируется умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи.
У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу.
У детей привьется интерес к искусству народных мастеров.
На уровне родителей:
Повышение интереса у родителей к декоративно прикладному искусству.
Развитие интереса к совместному с детьми творчеству.
Этапы мероприятия реализации проекта
I- подготовительный
Подбор, изучение методической литературы
Анализ имеющийся информации.
Веракса Н. Е. ; Комарова Т. С. ; Васильева М. А. / Примерная основная общебразовательная программа ДО «От рождения до школы». – М. 2013г.
Веракса Н. Е. ; Веракса А. Н. \ Проектная деятельность дошкольников. – М. -2008г.
Гербова В. В. \ Воспитание и обучение в средней группе. – М. 2007г.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе. – М. 2008г.
Крупин В. Н. \ Дымка. – 1998г.
Лыкова И. А. \ Программа изобразительного воспитания «Цветные ладошки». М. 2007г.
Лыкова И. А. \ Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. 2007г.
Лыкова И. А. \ Наглядно-методическое пособие. Альбом для художественного творчества «Дымковская игрушка». – М. 2005г.
Скоролупова О. А. \ Знакомство детей дошкольного возраста с русским народно-приклодным творчеством. – М. 2000г.
Соломенникова О. А. «Радость творчества». - М. 2008г.
Изучив и проанализировав методическую литературу было подобранно и выбрано методическое пособие и наглядно-дидактический материал.
Подбор литературы, фильма о народном промысле, наглядно-декоративный материала.
Была подобрана литература, наглядно-дидактический материал о декоративно- народном промысле: Лыкова И. А. \ Наглядно-методическое пособие. Альбом для художественного творчества «Дымковская игрушка». – М. 2005г; Крупин В. Н. \ Дымка. – 1987г.
Величкина Г. А. Шпикалова Т. Я. \ Рабочая тетрадь по основам декаротивно-прикладного искусства. «Дымковская игрушка»
Документальный фильм «Сказка из глины и дерева «Дымковская игрушка» Интернет источник : rutube.ru «Дымковская игрушка»
Создание предметно-развивающей среды в группе.
Был создан «Уголок Дымки», где были размещены дымковские игрушки, книги о промысле Дымки, альбомы наглядно-дидактического материала, образцы для дымковской росписи, шаблоны (барышни, козлика, уточки, лошадки, предметы для изобразительной деятельности (гуашь, кисточки, непроливайки, глина и др.)
Определение педагогических задач,
помощь детям в постановке проблемы и
определении детской цели.
Чтобы определить задачи и цель, была подготовлена беседа с детьми по теме : «Нарядная игрушка»
Работа с родителями.
Подготовить родительское собрание по теме «Вятское чудо»
Подготовлена консультация: «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дома»
Предложено оформить альбом совместных работ «Чудесные игрушки».
II- основной
Беседа с детьми на тему «Нарядная игрушка»
В ходе беседы детей знакомят с историей происхождения народной дымковской игрушкой. Дети рассматривают фигурки дымковской игрушки, отвечают на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора, делятся своими впечатлениями. Обращают внимание на отличительную особенность дымковской палитры – яркие, праздничные цвета.
Просмотр короткометражного документального фильмы «Сказка из глины и дерева»
Детям был продемонстрирован фильм, в котором дети увидели как создаются игрушки из глины дымковскими мастерами.
Интернет источник: rutube.ru «Дымковская игрушка»
Экскурсия в музей старины (при детском садике)
Была организованна экскурсия в музей детского сада «Русского быта», где было показано детям русский быт.
НОД Рисование
Тема: «Украшение платочка»
На занятии дети украшали шаблон платочка (квадрат) геометрическим узором дымковской росписи.
НОД Лепка
Тема: «Уточка»
На занятии дети лепили уточку по мотивам дымковской игрушки.
НОД Рисование
Тема: «Украсим барышне юбку».
На занятии дети украшали шаблон юбки геометрическим узором дымковской росписи.
НОД Рисование
Тема: «Укрась свои игрушки»
На занятии дети украшали по собственному выбору шаблоны лошадки, уточки, барышни геометрическим узором дымковской росписи.
Консультация для родителей: «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дому»
Была помещена в родительский уголок консультация, в которой был представлен родителям материал, необходимый для занятий по декоративному рисованию.
Родительское собрание «Вятское чудо»
Познакомить родителей с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно – прикладным творчеством
Мастер - класс «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами»
Родителям было показано как с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек.
Чтение художественной литературы
В ходе занятий, режимных моментах, детей знакомили с литературными произведения: (рассказы) К. Д. Ушинский «Лошадка», Л. Н. Толстой «Худой волк ходил»; с народным фольклором: (потешки) «Привяжу я козлика», «А барашенька Крутороженька», «Курочка – Рябушка», «Наши уточки с утра»; сказки:
«Гуси – лебеди», «Бычок смоленой бочок», «Лиса и козёл» и др. Загадки о животных.
Проведение дидактических игр
«Найди такой же узор», «Обведи узор», «Повтори узор»
Детям были предложены карточки (изготовленные воспитателем) с изображением узора дымковской росписи. Ребенок должен найти одинаковый узор. Для игр «Обведи узор», «Повтори узор» использовались рабочие тетради»; Величкина Г. А\ «Дымковская игрушка».
Проведение народных подвижных игр
На занятиях, прогулках, в режимных моментах были организованны народные подвижные игры: «Зайки», «Переездной конь», А курочка по зернышку», «Бой петухов», «Гуси», «Наседка», «Яша», «Карусель»,
«Трифон», «Тетёра», «Дударь».
Проведение пальчиковых игр
На занятиях, в режимных моментах проводились пальчиковые игры:
«Сел на ветку снегирёк», «Ходит гусь босой», «Можно ль козам не бодаться», «Едим, едим на лошадке», Мы спросили нашу печь», «Утка в юбке».
III – заключительный
Выставка выполненных работ по теме «В царстве - Дымковской игрушки»
Была оформлена выставка детских работ выполненных в ходе проекта
Создание альбома «Дымковская сказка»
Был создан альбом лучших детских работ выполненных в ходе НОД.
В создании альбома также были привлечены родители которые, создали этот альбом и предоставили детские работы выполненные дома.
Презентация проекта «Мир – Дымковской игрушки»
Была показана презентация проекта воспитателям детского сада и родителям.
Итоги проекта.
В результате реализации проекта была создана предметно - развивающая среды в группе.
- Оформлена выставка
- Дети познакомились с историей дымковской игрушки.
-У детей сформировалось умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи. умение создавать узоры по собственному замыслу.
-У детей привился интерес к искусству народных мастеров.
Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
-У родителей повысился интерес к декоративно прикладному искусству.
-Появился интерес к совместному с детьми творчеству.
Выводы.
Исходя из итогов проекта, можно сделать вывод, что у детей сформировался познавательно-творческий интерес к русской народной культуре, посредствам ознакомления с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Заключение:
Подводя итоги и делая выводы можно сказать, что за короткий период была проделаны обширная работа, в которой с большим интересом и удовольствием принимали участие и дети и их родители.
Рефлексия проектной деятельности.
Дети самостоятельно в свободное время организовывают художественно продуктивную деятельность (рисуют, лепят) по мотивам дымковской игрушки.
С удовольствием принимают участие в подвижных играх и с большим желанием выполняют игровую ведущую роль.
В режимных моментах выполняют пальчиковую гимнастику, которую знают наизусть.
С большим интересом слушают и пересказывают художественные произведения, самостоятельно рассматривают иллюстрации к художественным произведениям.
С желанием рассматривают альбомы по народно-декоративному промыслу.
С интересом делятся и обмениваются своими эстетическими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.