Наталья Анатольевна Гаврилова
Проект для дошкольников «Техноград. Лего-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Формирование глубокого, творческого отношения к технике у дошкольников, которые лишь со временем будут ею заниматься - важная общеобразовательная и воспитательная задача. В этой связи ключевыми задачами Детского сада являются:
формирование технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров, создание условий для исследовательской и проектной деятельности воспитанников, изучения ими элементов естественных, физико-математических и технических наук, проведение занятий научно-техническим творчеством, организация сетевого проектного взаимодействия. В 2019 году в детском саду были приобретены конструкторы линейки «Lego Duplo», робототехнический конструктор «Старт Блок», что позволило проводить занятия технической направленности и использовать оборудование для реализации основной образовательной программы дошкольного образования по курсу «Конструирование».
Публикация «Проект для дошкольников „Техноград, Лего-конструирование“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту. Ведь без заботы и бережного отношения погибнет все живое, мы не сможем сохранить чистоту и красоту родного города.
Мы задумались: каким же будет наш город через 100 лет?
Картина получилась весьма удручающей: наш город может стать серым и мрачным, если люди не будут заботиться о нем. Не будет красивых и ярких зданий, ведь все стены будут исписаны, во дворах пожилым людям негде будет присесть, кругом одни машины, а дети дышат выхлопными газами, и часто болеют, огромное количество грязных и голодных бездомных животных, совсем нет зеленых насаждений. «Такого не должно случиться, иначе наш город может просто погибнуть!»- таким было наше общее мнение. «Что нужно сделать всем нам для того, чтобы это не случилось?» -возник следующий вопрос. Конечно же, в первую очередь, не быть равнодушными. Решать проблему нужно сообща.
Для того, чтобы улучшить экологическую обстановку в родном городе, ребята решили построить техноград-город будущего, в котором современная техника будет максимально комфортной для человечества и экологически безопасной для окружающей среды.
Вид проекта : групповой, краткосрочный, творческо-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, родители воспитанников (законные представители).
Сроки реализации проекта : 2 месяца
Цель проекта : развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания модели технопарка посредством ЛЕГО-конструирования.
Задачи проекта :
Образовательные:
Продолжать обучать детей старшего дошкольного возраста конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
Расширять представления детей о разных видах транспорта, современной технике и их значении в жизни человека, ее влиянии на его здоровье;
Активизировать познавательный интерес к объектам социального мира.
Развивающие:
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
Развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, познавательные и конструкторские способности, самостоятельность при работе со схемами;
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
Способствовать эмоциональному, насыщенному, содержательному общению детей друг с другом в игре и продуктивных видах деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, заботу о будущем родного города;
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, чувство уважения к людям любой профессии и результатам их труда;
Продолжать формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Предполагаемые результаты:
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
Сформируется духовное, экологическое, нравственное и личностное отношение к действительности, представление о том, что сохранность природы, социальных объектов, выполнение правил культуры поведения в социуме – обязанность каждого жителя своего города, своей малой Родины.
Материально- техническое обеспечение : конструктор LEGO Duplo.
Этапы проекта :
I этап (подготовительный) :
Выбор темы, ее актуальность;
Подбор материалов по теме проекта (дидактический, демонстрационный материал, художественная литература);
Разработка проекта (постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования);
Работа с родителями (законными представителями) : вовлечение родителей в проект (знакомство с проектом, привлечение родителей в работу по созданию построек из Лего – конструкторов в детском саду и дома, консультации, буклеты, участие с детьми в конкурсах детского совместного творчества);
Создание условий для реализации проекта по Лего - конструированию (подбор конструкторов для детей по возрастам, определение места в группах).
II этап (основной) :
Реализация проекта осуществлялась через:
непрерывную образовательную деятельность,
режимные моменты,
самостоятельную деятельность детей,
взаимодействие с семьями воспитанников,
со специалистами ДОУ,
III этап (заключительный) :
Выставка работ совместного творчества детей и родителей из различных видов конструктора «Наш город в будущем»;
Фотовыставка «Лего- это увлекательно!» ;
Презентация Лего- постройки «Техноград»;
Участие в муниципальном Лего- фестивале «Карталы- город будущего».
Работа на I этапе:
• Беседы с детьми с целью выявления знаний детей о нашем городе (его истории, особенностях климата, достопримечательностях города, названиях улиц, городков в городе, о знаменитых земляках, о работе транспорта и т. д.);
• Подбор иллюстративного и демонстрационного материала, художественной литературы по теме проекта;
• Подбор дидактических игр по теме проекта («Собери картинку», «Убери лишнее», «Назови профессии» и т. д.);
• Подбор аудио- и видеоматериалов о нашем городе Карталы; о современных транспортных средствах;
• Оформление выставки совместного творчества «Наш город в будущем» (совместно с родителями);
• Изготовление буклетов «Карталы- город мой», «Земля- это наш дом, не допустим мусора в нем!»;
• Разработка памяток для родителей «Берегите природу!», «Мы- за чистый город!»
Работа с родителями:
• Ознакомление родителей (законных представителей) с проектом ;
• Помощь в оформлении выставки работ совместного творчества из различных видов конструктора «Наш город в будущем»;
• Подготовка консультаций для родителей : «Моя малая Родина», «Воспитываем патриотов»;
• Изготовление буклетов «Карталы- город мой», «Земля- это наш дом, не допустим мусора в нем!»;
• Разработка памяток для родителей «Берегите природу», «Мы- за чистый город!»
Работа с детьми:
• Цикл познавательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (образовательные области согласно ФГОС ДО);
• Беседы по теме проекта;
• Решение проблемных ситуаций;
• Экскурсии в городской краеведческий музей, детскую библиотеку с целью расширения знаний о родном городе, его достопримечательностях, знаменитых горожанах и т. д.
• Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», «Город мой»;
• Чтение стихов о городе;
• Выставка работ совместного творчества «Наш город в будущем»;
• Создание построек из Лего- конструктора.
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Специалист по ИЗО- деятельности:
• Рисование гуашью «Мы- за чистый город!», «Карталы- город будущего»;
• Лепка из пластилина «Дом, в котором я живу»;
• Аппликация «Машины на улицах города»; «Я люблю свой город!»(коллективная работа);
• Тестопластика «Карталы-город будущего» .
Инструктор по ФИЗО :
• Подвижные игры «Золотые ворота», «Заря-заряница», «Горелки», «Колечко», «Море волнуется», «Жмурки», «Салки»;
• Физкультурный досуг совместно с родителями «Вот какая дружная семейка!», квест-игра с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие по родному городу»;
• Утренняя гимнастика с использованием логоритмики «Строим дом»;
• Пальчиковые игры: «Целый день: стук да стук», «На полянке стоит дом», «У оленя дом большой», «Едем, едем на машине…»;
• Физминутки: «Самолеты», «Я-шофер», «Ракета», «Вертолет», «Поливальная машина».
Работа на II этапе
Технологическая карта проекта
Образовательная область Виды деятельности Содержание образовательной области
Социально-коммуникативное развитие
коммуникативно- познавательная
Рассматривание альбомов с иллюстрациями, фотографий с изображением нашего города; альбомов, открыток с изображением различных современных видов транспорта, техники.
Рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением различных профессий.
Игровая деятельность: с/р игры «Строители», «Автосалон», «Библиотека».
Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Назови и покажи», «Что лишнее?», «Собери картинку».
Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», В. Маяковский «Кем быть?» и др.
Познавательное развитие познавательно – исследовательская, коммуникативная Беседы: «За что я люблю свой город», «Каким я представляю свой город в будущем», «Откуда берется мусор?», «Если бы у меня была машина времени…» и т. п.
Проблемные ситуации «Чем помочь родному городу, чтобы воздух в нем стал чище?», «Придумай полезные и нужные средства передвижения», «Новая жизнь ненужных вещей» и т. п.
Образовательная деятельность по Лего-конструированию : «Мой город будущего», «Достопримечательности города», «Транспорт».
Вечер загадок и отгадок (загадки, пословицы и поговорки о профессиях).
Составление творческих рассказов «Почему я люблю свой город», их оформление в сборник.
Викторина «Знатоки родного города».
НОД «Путешествие в прошлое и будущее города».
Речевое развитие речевая Копилка стихов и песен о нашем городе
Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», В. Маяковский «Кем быть?» и др.
Словесные игры: «Закончи слово», «Скажи ласково», «Кто что делает». «Скажи наоборот», «Подскажи словечко»
Художественно – эстетическое развитие изобразительная,
продуктивная Рисование гуашью:«Мы за чистый город!», «Карталы- город будущего»;
Лепка из пластилина «Дом, в котором я живу»;
Аппликация «Я люблю свой город!»(коллективная работа);
Тестопластика «Карталы-город будущего»
Физическое развитие двигательная, игровая Утренняя гимнастика с использованием логоритмики «Строим дом»
Подвижные русские народные игры «Золотые ворота», «Заря-заряница», «Горелки», «Колечко», «Море волнуется», «Жмурки», «Салки»
Физкультурный досуг совместно с родителями «Вот какая дружная семейка!», квест-игра с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие по родному городу»
Пальчиковые игры: «Целый день: стук да стук», «На полянке стоит дом», «У оленя дом большой», «Едем, едем на машине…»;
Физминутки: «Самолеты», «Я-шофер», «Ракета», «Вертолет», «Поливальная машина».
Работа на III этапе
На заключительном этапе проекта была оформлена фотовыставка «Лего- это увлекательно!», дети презентовали свою Лего-постройку «Техноград», была организована выставка работ совместного творчества детей и родителей из различных видов конструктора «Наш город в будущем».
В результате проделанной работы были получены следующие результаты:
у детей появился интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;
сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей улучшились;
у детей стало более сознательным желание трудиться, они с удовольствием выполняют задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, стараются доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
наблюдается сформированность духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представление о том, что сохранность природы, социальных объектов, выполнение правил культуры поведения в социуме – обязанность каждого жителя своего города, своей малой Родины.
Выставка работ совместного творчества детей и родителей из различных видов конструктора «Наш город в будущем»;
Фотовыставка «Лего- это увлекательно!» ;
Презентация Лего- постройки «Техноград»;
Участие в муниципальном Лего- фестивале «Карталы- город будущего».
Список используемой литературы:
1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/М. С. Ишмакова. -М. :изд. – полиграф. Центр «Маска». -2013г.
2. Комарова Л. Г. Строим из «LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) - М: Линка-Пресс, 2001г.
3. Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду: Москва, изд-во «Сфера», 2019г.
4. Аллан Бедфорд. Большая книга Lego, 2014г.
5. Интернет- ресурсы.