Юлия Стрекаева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Улыбка»
Проект по нравственно-патриотическое воспитание в младшей группе «Матрешка»
Тип проекта: долгосрочный, групповой, познавательно–речевой
Участники проекта: дети младшего возраста, педагоги МКДОУ, родители воспитанников, музыкальный руководитель;
Сроки реализации: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Актуальность темы:
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе „Матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема:
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – игрушки, музыка, фильмы, книги, мультипликация - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младшем дошкольном возрасте. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект.
! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель: Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке; приобщить родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи; воспитать интерес к истории России, к истокам русской народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.
Задачи проекта: знакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки); Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки; Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности; Помочь ребенку накопить необходимые знания детей о русской народной игрушке—Матрешке, ее свойствах и элементах декора; Воспитывать у детей любовь к своей стране, своему народу и его традициям; Направлять совместную работу педагогов, родителей на духовно- нравственное развитие ребенка.
Формы работы: с родителями: беседы, консультации, наглядная агитация, Досуг, Создание мини музея «Матрешка», оформление фотогалерея для родителей; с детьми: занятия, беседы, игровая деятельность, развлечения.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВОГО ПРОЕКТА: Познавательно – речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; социально – личностное развитие; физическое развитие.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Чтение художественной литературы, чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках Познание, коммуникация беседа «В гости к нам пришла матрешка», проблемные ситуации «Завял у матрешки цветочек» игры-эксперименты: «Тонет – не тонет», «Легкая – тяжелая», «Твердая – мягкая»; дидактические игры: «Найди домик матрешки», «Собери матрешку», «Больше – меньше», «Путешествие матрешек» сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»; математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»; речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?», «Русские матрешки»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки» создание фотоальбома «Красивые матрёшки» Мини музей «Матрешка» Конструктивная деятельность «Матрёшки ходят в гости» «Домик для матрёшки» «Ворота для большой и маленькой матрешек» «Заборчик для матрёшки» «Дорожка для матрёшки» «Мебель для матрёшек» и т. д.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Художественное творчество индивидуальная работа по лепке «Укрась матрёшке сарафан»; индивидуальная работа по аппликации «Наряди матрёшку»; индивидуальная работа по рисованию «Раскрась матрешку»; дидактическая игра «Найди матрешку», «Найди матрешке пару».
Музыка: музыкально – дидактическая игра «Веселые подружки»; имитационные движения; упражнение-этюд «Оркестр народных инструментов»; игра на внимание и слуховое восприятие «Сделай то, что я скажу»; дидактическая игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки»; пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки», «Матрешка на окошке»; игры – пляски: «Мы – матрешки-крошки», «Матрешки»; танец с ложками; танец с платочками Музыкальная гостиная «Матрешка в гостях у ребят»
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ: Социализация сюжетная игра «Что делают матрешки?» сюжетная игра «Веселые матрешки» игра-инсценировка «У матрешки новоселье» театр игрушек «Веселые матрешки» театрально-игровая деятельность: показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка»… оснащение фольклорного мини-музея.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Физкультура сюжетно-подвижная игра «Прячем матрёшку» подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят» речь с движением «Матрёшка, где ты?» комплекс утренней гимнастики «Звонкие погремушки» комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: интегрированные занятия «Мы веселые матрешки» «В гости к нам пришли матрешки» «В гостях у матрешки» «День рожденья у матрешки» «У матрешек русский хоровод», «Украшение платочка у матрешки», «История о том, как матрешки потеряли свои одежки», «Платочек для матрешки», «Матрешка», «Мы с матрешками играем»
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап -Подготовительный Выбор и изучения темы воспитателями в соответствии с интересом и возможностями детей соответственно возрасту; Актуализация темы изучения русской –народной игрушки «матрешка», заинтересовать идеей детей и их родителей.
2 этап- Реализация: В течение 3х месяцев выбранный проект изучать через: Беседы, рассматривание матрешек, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, потешек, песен, дидактические и подвижные игры. подготовка выставки творческих работ, организация мини –музея «матрешки»; организация мастер-класса для родителей.
3 этап – Подведение итогов: Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.
Ожидаемые результаты: Заинтересованность детей и родителей темой: русская народная игрушка «матрёшка», проявление их активности; Дети должны знать отличительные особенности матрёшки, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук); Пробуждение интереса к русским промыслам; Разучить простейшие элементы росписи ; Дать представление о цветовой гамме матрёшек; Расширить и активизировать словарный запас слов; Объединение детей, педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями.
Реализация проекта Дидактические игры, консультации для родителей, «В гости к нам пришла матрешка».