Получи документы

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Мы — россияне»

Ольга Дадерко
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Мы — россияне»

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

детей подготовительной группы

«Мы – россияне»

Подготовила

воспитатель О. В. Дадерко

Нижний Новгород

Советский район

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

(В. Орлов)

Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы „Мы — россияне“» размещена в разделах

1 ПРОБЛЕМА

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

2 ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: СТР.

1. Проблема….…. 1

2. Программное содержание….….2

3. Актуальность проекта…. 3

4. Объект проекта…6

5. Предмет проекта …. 6

6. Цель и ожидаемый результат проекта….…. 6

7. Задачи проекта….…6

8. Время выполнения (длительность проекта….….6

9. Участники проекта….…. 6

10. Развивающая предметно-пространственная среда проекта….…. 7

11. Предполагаемый продукт проекта….…. 9

12. Форма предоставления продукта и результатов проекта…. 10

13. Список литературы…. 15

3 АКТУАЛЬНОСТЬ

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Ожидаемые результаты патриотического воспитания - формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества.

Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться - так это своей историей. Хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться.

4. ОБЪЕКТ ПРОЕКТА. Дети.

5. ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА.

6. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.

7. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

На примере своего края, воспитывать у детей любовь к нашей Родине, к русскому народу.

Знакомство с русскими традициями, обычаями, промыслами.

Знакомство детей с символикой государства.

Обогащение РППС – центр патриотического воспитания.

Активизировать родителей в формировании единых требований к воспитанию нравственно – патриотических чувств.

8. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: долгосрочный, срок проекта : 1 год

9. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : – групповой, дети подготовительного возраста, воспитатели, родители

10. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Нравственно - патриотическое воспитание включает в себя такие разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город; страна, ее столица, символика.

Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Реализовать работу по нравственно – патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.

Развивающая среда в группах включает в себя следующий материал:

- Альбомы на темы:

- «Моя семья»

- «Герб моей семьи»

- «Мой любимый город»,

- «Путь в детский сад»,

- «Мы любим гулять по нашему городу»,

- «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи»,

-«Предметы старины»,

- «Народные инструменты»,

-«Народно прикладное творчество»

- «Орудия труда», «Права и обязанности детей»

- «Книга памяти» : содержит фотографии почетных людей города, участников войны.

- «Семейное древо» составление родословной семьи

- «Как жили люди на Руси»

-«Богатыри земли русской»

-«Русские народные праздники, обряды и традиции»

-«Из истории древней Руси»

- «История русского народного костюма»

- «Нижегородская губерния-столица народных промыслов»

- «Российская армия»

- «Отечественная война 1812 года»

-«Великие нижегородцы»

- «Дети – герои»

- «Достопримечательности Советского района»

- «Хозяйство Нижнего Новгорода»

-«История возникновения Нижнего Новгорода и его достопримечательностей»

- «История возникновения Нижнего Новгорода»

-«Памятники Великой Отечественной войны»

- «Великая Отечественная война»

- Никто не забыт, ничто не забыто»

- Макеты в коробках, макеты карты на темы:

«Улица нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Макет Нижегородского кремля», «Макет Московского кремля». «Макет русской избы»

- В уголок патриотического воспитания входят : символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.

- представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.

- Мини – музеи: «Русская изба», «В гостях у сказки», «Кукла – оберег», «Русский национальный костюм»

-Лепбуки: «Моя Россия», «Русский быт»

11. Предполагаемый продукт проекта

Дети знают:

• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;

• свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);

• представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

• название планеты, на которое мы живем

12. Форма предоставления продукта и результатов проекта

• Создание проблемной ситуации.

• Мини – музей.

• Гостиная.

• Совместная проектная деятельность.

• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

• Конкурсы рисунков и поделок.

• Конкурсы стихов.

• Анализ нравственных качеств.

• Ручной труд.

• Беседа

• Театрализация.

• Природоохранная деятельность.

• Изготовление подарков.

«Уроки доброты».

• Выставки и экспозиции.

• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

• Сказки.

• Развлечения, досуги, праздники, концерты.

• Инсценировки, театрализации.

• Выставка военной техники, детских рисунков

• Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

• Анкетирование родителей «Что вы знаете о Конвенции о правах детей», «Мой ребенок, какой он?»

• Индивидуальные консультации, беседы.

• Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

Фотовыставки: «Как я отдыхал на реке», «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «День Победы», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.

• Совместное творчество родителей и детей, как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).

• Совместное создание взросло-детских проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня»,

• Изготовление модели Московского кремля, изготовление лэпбука «Моя родина Россия»

• Оформление информационных плакатов «Счастливое детство- детям!»

«Встреча с интересными людьми».

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Тематический план

Сентябрь

«Наша Родина – Россия»

1. Беседа «Я люблю тебя Россия»,

2. «Государственная символика России»,

3. изготовление Лепбука «Моя родина – Россия»,

4. рассматривание иллюстраций, фотографий,

5. дидактическая игра «Кто живет в нашем крае»,

6. аппликации и рисунки по теме.

Октябрь "Москва — столица нашей Родины»

1. Беседы о Москве,

2. рассматривание иллюстраций с изображением Москвы.

3. Изготовление макета Москвы,

4. слушание песен и стихов о Москве.

5. Рисунки и аппликации по данной теме.

Ноябрь «Я живу на земле Нижегородской»

1. Беседа «Знакомство с достопримечательностями Н. Нижнего Новгорода,

2. «Нижегородский кремль»,

3. игра «Путешествие по земле Нижегородской»,

4. просмотр презентации «Мой город»,

5. рассматривание иллюстраций,

6. стихи о Н. Новгороде

Декабрь «Краса ненаглядная»

1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»,

2. «Народные промыслы Нижнего Новгорода»,

3. Лепка дымковской игрушки «Свистулька»,

4. Рисование «Матрёшка»,

5. .Аппликация «Гжельская роза»

6. Рисование «роспись». Кукла в националом костюме

7. Изготовление куклы в национальном костюме,

Январь «Достопримечательности Советского района»

1. Презентация Музей архитектуры народов и быта.

2. Беседа «Знакомство с Театром оперы и балета им. А. С. Пушкина»

3. Парк им А. С. Пушкина,

4. Изготовление макета «Мой детский сад»,

5. Презентация «Достопримечательности Советского района Нижнего Новгорода»,

6. Рассматривание иллюстраций советского района.

Февраль «Сильны и могучи богатыри славной Руси»

1. Рассматривание иллюстраций художников.

2. Слушание былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

3. Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

4. .Просмотр фильма «Защитники Отечества»,

5. проведение спортивного праздника посвященного Дню защитника отечества.

6. Изготовление подарков папам и дедушкам.

7. Оформление стенгазеты.

8. Изготовление макетов «Военная техника».

9. Изготовление дидактической игры.

Март «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…»

1. Беседа о традициях русского народа.

2. Ознакомление с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте, гостеприимстве.

3. Изготовление и рассматривание альбомов – календаря «Праздники России», «Наше духовное наследие», «История русского народного костюма», «Как жили на Руси», «История древней Руси», «Русские народные праздники, обряды и традиции», «Предметы старины».

Празднование «Масленицы»

Апрель «Летопись моей семьи»

1. Беседа на тему «Что я знаю о своей семье»

2. Просмотр альбома «Моя семья»

3. Рисунки на тему «Моя семья» «Герб нашей семьи»

4. Рассказ на тему «Традиции моей семьи»

5. Изготовление генеалогическое древо моей семьи.

Май "Этот День Победы"

1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2. Ручной труд «Изготовление книги о войне»

3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.

4. Изготовление лэпбука «9 мая»

13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч. № 6 – 2003г

2. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.

3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (СПб,2013).

4. Емельянова Т. «Золотые травы России» (Г. ,1973).

5. Зеленова Н. Г. Мы живем в России : старшая группа. Мы живем в России : подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.

6. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.

7. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.

8. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003, 2008.

9. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» (М. ,2009).

10. Попова О. С. «Народные художественные промыслы» (М. ,1984).

Черепанова Т. «Георгий Всеволодович Нижнего Новгорода основатель» (Н. Н. ,2008).

Публикации по теме:

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Месячник по нравственно-патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы Месячник по нравственно-патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы №2 с 8.02 по 29 .02. 2016 г. 2 неделя 1. «Хорошо у нас.

Образовательный проект для детей второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» ПРОЕКТ «Семь Я»Актуальность проблемыКак у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности.

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 1 младшей группы (апрель-май) АПРЕЛЬ Семья 1. Беседа о том, что такое семья. 2. Рассматривание фотографий членов семьи детей. 3. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе.

Проект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитаниюПроект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитанию Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам о той работе,которая проводилась в нашем детском саду. Начну с того,что согласно годовому плану.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Юрга вчера, сегодня, завтра!» Информационно - творческий проект Тема: «Юрга вчера, сегодня, завтра!» Цель проекта: воспитание гражданина России, патриота малой родины,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Проект посоциально.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Содержание 1. Паспорт проекта. 2. Актуальность проекта 3. Цели и задачи проекта 4. Механизм реализации проекта 5. Календарный план.

Проект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возрастаПроект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста Цель проекта:  формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста  через знакомство с семьей. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Мы — россияне»
Опубликовано: 7 сентября 2021 в 14:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД