Лучший педагог года

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Людмила Гришина
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня :

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное

Актуальность темы:

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Публикация «Проект по нравственно–патриотическому воспитанию „Родной свой край люби и знай!“» размещена в разделах

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

o к 6-7 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родного края;

o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории родного края;

o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения посёлка из-за высокой занятости;

o 40 % родителей затрудняются в знании истории посёлка, края;

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с достопримечательностями родного края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Родной свой край люби и знай

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самим педагогам развиваться как творческой личности.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной -п. Воротынец, Нижегородским краем, родной страной в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта :

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи проекта :

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к посёлку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей, социального педагога и воспитателя подготовительной группы.

Сроки реализации проекта

1 год.

Принципы При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, средней школой, ФОКом и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории родного края и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному посёлку.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя:

1. НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,

2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3. экскурсии по посёлку,

4. пополнение развивающей среды,

5. выставки детских работ, семейных коллекций

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем детей подготовительной группы на 2012-2013 учебный год.

п/№ Дата Тема Виды деятельности с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями Связь с социумом

1 Сентябрь 1. Моя Родина Россия (ознакомление с государственными символами)

2. Кто живёт в России.

(ознакомление с народами России) 1. Чтение произведений о России

2. Рассматривание географической карты, глобуса, герба,

3. Рисование флага России

1. Рассматривание альбома о народах населяющих нашу страну.

2. Рассматривание русского народного костюма 1. Консультация:

«Воспитание у детей чувства любви к Родине, желание жить в мире»

1. Консультация:

«Принципы выстраивания педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем» Детская библиотека

Презентация на тему: «Моя Родина –Россия»

1. Презентация на тему:

Мы живём в России»

2

Октябрь

1. Главный город нашей Родины

(ознакомление с Москвой)

2. Мой край родной – частица нашей Родины.

(знакомство с Нижегородским краем)

1. Рассматривание, альбома о Москве, о её достопримечательностях. 2. Разучивание стихов о Москве

3. Зарисовки детей о Москве

4. Выставка детских работ «Главный город страны»

1. Рассматривание иллюстраций о Нижнем Новгороде, Нижегородском крае.

2. Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

3. Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде. Домашнее задание :

1. Составление совместного рассказа о Москве.

2. Сбор иллюстраций о Москве.

Домашнее задание :

1. Изготовление альбома о Нижегородском крае. 1. Консультация:

«Как знакомить детей с историческим прошлым России и Нижегородского края. Детская библиотека

Презентация на тему: «Заочная экскурсия по Москве»

Краеведческий час:

«Жемчужина России – Нижегородский край»

3. Ноябрь 1. День Нижегородского ополчения (об освобождении от литовско-польских захватчиков)

2. День права

(ознакомление детей с правами) 1. Чтение произведении о Нижегородском ополчении

2. Рассматривание иллюстраций памятника и площади К. Минину и Д. Пожарскому

3. Организовать фотовыставку о Нижегородском ополчении.

1. Цикл занятий по ознакомлению детей с «Конвенцией о правах ребёнка» Совместное художественное творчество

1. Конкурс на лучшую работу

Родительское собрание:

«Знакомство с правовыми документами»

(Привлечь родителей к поиску правовых материалов) 1. Консультация:

«Что должен знать ребёнок о нижегородском ополчении»

Викторина:

«Защита прав и достоинств ребёнка в нашем ДОУ» 1. Презентация на тему:

«Нижегородское ополчение»

1. Презентация на тему:

«Это должен знать каждый»

4. Декабрь 1. «Мой посёлок- Воротынец»

(знакомство с родным посёлком) 1. Экскурсии по достопримечательным местам нашего посёлка.

2. Посещение «Русской избы»

3. Беседы и диспуты с детьми о родном посёлке.

4. Викторина: «Знаешь ли ты свой посёлок

5. Конкурс рисунка: «Любимый уголок посёлка»

6. Художественно-эстетические мероприятия (концерт, развлечения) Организация фотовыставки «Посёлок в котором я живу»

Средняя школа:

1. Экскурсия в музей.

2. Детская библиотека

Презентация книги Н. И. Асташиной

3. Экологическая игра «Тропинки родного края»

5. Январь 1. Традиции русского народа (закрепить знания детей о праздниках)

2. Воротынские святые места (познакомить детей с храмами Воротынского района» 1. Цикл занятий:

Истоки русских православных праздников (рождество, крещение, святки)

2. Проведение музыкальных праздников

3. Фотовыставка

1. Поход в церковь, к стеле афганцев.

2. Экскурсия к святому источнику. Сбор материала для фотовыставки

«Православные праздники» 1. Детская библиотека

Презентация

«Путешествие в святые места»

2. Детская библиотека

Презентация

«Церкви Воротынского района»

6. Февраль Сыны отечества освободившие Россию (расширить знания детей о людях. которые прославили Родину)

2. О Российской Армии (воспитывать в детях уважение к русскому воину) 1. Чтение былин о русских богатырях.

2. Беседа по картине «Богатыри»

3. Коллективная аппликация : «Тридцать три богатыря» (А. С. Пушкин)

4. Словесно-дидактическая игра: «Кто больше придумает слов?»

5. Подвижная игра: «Соколиный бой»

6. Изготовление атрибутов для с/р игр (шлем, меч, плащ-накидка и др.).

7. Дид. Игра : «Собери богатыря в путь –дорогу»

8. Сюж. -ролевая игра «Богатыри»

1. Просмотр слайдов и фильмов о российской Армии.

2. Разучивание стихов и песен об Армии и воинах.

3. Тематическое занятие к 23 февраля.

4. Спортивный досуг. Домашнее задание:

Чтение произведений о русских богатырях.

Встреча с ветеранами военных действий Консультация:

«Что читать детям о русских богатырях» 1. Детская библиотека

Презентация

«Сыны отечества освободившие Россию»

2. Детская библиотека

Презентация

«Есть такая профессия Родину защищать»

7. Март 1. Загляните в мамины глаза

(воспитывать любовь к маме)

2. День матери 1. Чтение произведений о маме

2. Составление творческих рассказов

«Моя мама лучшая на свете»

3. Конкурс рисунков «Мамочка любимая»

4. Изготовление подарков для мам.

1. Концерт для мам. Мастерская добрых дел (изготовление подарков для бабушек) 1. Детская библиотека

Презентация

«Моя мама лучшая на свете»

8. Апрель 1. День космонавтики

(Закрепить знания детей о космосе)

2. Лётчики- нижегородцы

(познакомить с летчиками – нижегородцами: В. Чкаловым, П. Нестеровым) 1. Просмотр слайдов о космосе

2. Беседа о первом космонавте Ю. А. Гагарине.

3. Викторина : «Мы все твои дети земля»

4. Выставка детских работ о космосе.

1. Цикл занятий посвящённых лётчикам- героям.

2. Продуктивная деятельность детей

- конструирование самолётов из бумаги

3. Спортивный досуг. Чтение произведений о космосе и космонавтах. Мастер-класс

«Как изготовить самолеты из бумаги» (разные способы изготовления) 1. Детская библиотека

Презентация

«Сыны земли и звёзд»

2. Детская библиотека

Презентация

«Жизнь отданная небу»

9. Май 1. День Победы

(пополнить знания детей о подвигах людей во время ВОВ) 1. Экскурсия к памятнику войнам -воротынчанам, возложение цветов.

2. Игры-эстафеты «Партизаны», «Панфиловцы»

3. Утренник посвящённый Дню Победы.

4. Конкурс рисунков : «Мы за мир»

Чтение произведений о

ВОВ, разучивание стихов и песен с детьми.

Вечер семейного альбома 1. Детская библиотека

Презентация

«Нет в России семьи такой где не памятен свой герой»

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности в деятельности детей

- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края

- Развитие связной речи, обогащение словаря.

Воспитатель :

- Разработка конспектов занятий

- Практический материал по видам детской деятельности

Социальный педагог

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

- Разработка анкет для родителей

- Составление перспективного плана работы

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

Предметно-развивающая среда:

- «Русскую избу» пополнить предметами старины

- Уголки по краеведению в подготовительной группе.

Литература.

Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ – В-«Учитель», 2007г

ДавыдоваО. И. Проекты в работе с семьёй. - М. : ТЦ «Сфера» 2012г.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста /Дошкольная педагогика 2006, № 6

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Проект по нравственно патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»Проект по нравственно патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений работы в нашей группе. В настоящее время у нас осуществляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
Опубликовано: 18 марта 2013 в 18:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД