Лучший педагог года

Проект по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа «Все мы родом с Волги»

Светлана Кочеткова
Проект по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа «Все мы родом с Волги»

Проект

по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа

«Все мы родом с Волги».

Вид проекта - долгосрочный (сентябрь - апрель, старшая группа)

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

подготовила воспитатель первой квалификационной категории С. А. Кочеткова

Этапы Формы работы Задачи Сотрудничество с другими Время в режиме Место проведения Сроки реализации

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

1. 1. анкетирование

2. диагностика

3. консультация

Публикация «Проект по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа „Все мы родом с Волги“» размещена в разделах

4. чтение произведений современных авторов (М. Джалиль, С. Хаким.)

5. знакомство с устным народным творчеством татарского народа.

6. рассматривание иллюстраций к произведениям.

7. рассматривание предметов быта татар.

8. выявление проблемы: «Что мы знаем о культуре и быте татарского народа Систематизирование информации и определение задач. Взрослых и детей направить на поиск решений. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу, совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков, а также побуждать к реализации проекта на равных партнерских позициях. Подготовить детей к провидению фестиваля народов Поволжья. Воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Октябрь

2.

• 3.

Работа с родитнлями.

___

1. Анкетирование.

2. Консультация на тему: «Мудрость народной педагогики».

3. Папка-передвижка: «Роль устного народного творчества в воспитании детей»

4. посещение музея этнографии, краеведения.

5. подключение к подготовке костюмов татарского народа к фестивалю.

Социальное развитие.

1. Беседы и разговоры с детьми о прочитанных произведениях, народных татарских сказках.

2. Беседы о традициях татарского народа, культуре, быте (в сравнение с русскими традициями).

3. Развлечения:

а) «В гостях у куклы Алсу».

б) Драматизация татарских сказок.

4. знакомство детей с гербом и флагом Татарстана.

Приобщать родителей к изучению истории нашего края, жизни различных народов (в том числе татарского, их культуры, истории, традиций. Побуждать к реализации проблемы посещая музеи, выставки.

Обогащать знания о татарском народе, его культуре через устное народное творчество. Познакомить с понятием «традиции разных народов». Родители, воспитатели

воспитатели

Воспитатели, музыкальный руководитель.

В течение дня

2-я половина дня группа

музей

дома

группа

Музыкальный зал октябрь

В течение года

декабрь

В течение года

Октябрьянварь

4. Детям об истории и культуре России и ее народов, татарском и русском, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим1. «Дружная семейка».

2. «В гостях у татарской семьи».

3. «Давайте познакомимся».

4. «Мой дом»

5. «Срубная изба и юрта».

Закреплять знания о семье, ее членах, воспитывать чувство привязанности к членам семьи.

Дать представление о том, что для любого народа семья-главное достояние. Ввести в словарь детей слова: ана – мать, ата - отец, дус – друг. Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Уточнить и обогатить представления детей о себе и сверстниках других национальностей. Рассмотреть татарскую национальную одежду. Познакомить с народными играми татар.

Закрепить представление детей о собственном доме, о русской избе: как и зачем ее строили, как украшали.

Познакомить детей с традиционным жилищем татар оседлых и степных. Рассказать и показать, как выглядит изба и юрта внутри, что делают люди, чтобы было удобно жить.

воспитатели

___

___

___

1-я половина дня занятие

___

___

___

группа

___

___

___

Октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

6. «Моя улица».

7. «На татарской улице».

8. «История возникновения родного города».

9. «Волга - матушка река».

10. «Родной язык - золотой цветник».

Закрепить представления детей об улице, на которой они живут, узнать название, историю происхождения.

Дать детям представление о республике Татарстан, о городах, которые в ней находятся, о традициях татарского народа, празднике Сабантуй.

Продолжать закреплять знания о родном городе. Познакомить с историей возникновения его названия.

Дать детям понимание того, что Волга объединяет множество народов, и все мы называемся «волжане».

Познакомить детей с татарскими народными пословицами о дружбе, уме, храбрости. Заучить наизусть: «Человек без родины своей, что без песни соловей». «Дружба и братство дороже богатства». И др.

___

воспитатели

___

воспитатели

___

___

___

1-я половина дня, занятие.

___

1-я половина дня. Занятие

___

___

___

группа

___

группа

___

___

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

январь

февраль

5. 11. «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

12. «Что за прелесть эти сказки».

Продуктивная деятельность

___

Рисование

Продолжать знакомить детей с промыслами русского и татарского народов. Заучить татарские пословицы о труде : «Только трудом держится дом». «Придет трудяга силу утроит, придет лентяй- дело расстроит», вспомнить и сравнить с русскими.

Продолжать знакомить детей с татарскими народными сказками, обращая внимание на их поэтичность, мудрость.

Вспомнить русские сказки, сравнить. воспитатели

___ 1-я половина дня занятие

___ группа

___ февраль

март

6. 4. «Украшение сапог - ичигов».

5. «Украсим пояс для Рената».

6. «Подушка для мамы».

Музыкальная деятельность

___

1. Разучивание песен:

«Энгеле»

«Колыбельная»

2. Прослушивание татарских народных мотивов.

3. Беседа о татарских народных инструментах. Учить выполнять узорную композицию на контуре сапожка: на союзках, голенище.

Закреплять умение самостоятельно вырезать детали для украшения, располагать элементы в соответствии с национальными традициями.

Учить детей накладывать одну форму на другую передавая разницу в окраске и размере каждого слоя.

Развивать у детей музыкальный слух. Дать представление о национальной татарской культуре. воспитатели

воспитатели

воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели. 2-я половина дня.

1-я половина дня. Занятие

2-я половина дня

1-я половина дня, занятие.

вечер группа

группа

группа

Музыкальный зал. январь

февраль

март

октябрь

1. «Ознакомление детей с татарским народно-прикладным искусством».

2. «Знакомство с татарским растительным орнаментом».

3. «Узор на полотенце»

4. «Тюбетейка». (Украшение круглой формы) Обратить внимание на национальную одежду, познакомить с образцами татарского народного изобразительного творчества.

Познакомить с построением и содержанием татарского орнамента, изучить сочетание цветов, расположение элементов орнамента.

Учить рисовать элементы татарской росписи (тюльпан, завитки). Создавать орнамент по образцам татарского национального орнамента.

Закрепить умение детей изображать элементы татарского узора на круглой форме. воспитатели

___

___

___ 1-я половина дня, занятие

2-я половина дня

1-я половина дня, занятие

___ группа

группа

группа

___ октябрь

ноябрь

декабрь

январь

5. «Закладки для пап».

(татарский орнамент)

6. «Фартук для Айлсу»

Аппликация

1. «Украшение узором союзки башмачка».

2. «Калфак».

3. «Украшение татарского коврика». Развивать творческие способности детей, закреплять знание национальных узоров.

Учить рисовать «цветок» и «листья» в стиле татарского орнамента, развивать технику изображения.

Продолжать вырезать элементы по контуру. Формировать интерес к созданию аппликации по мотивам татарского орнамента.

закрепить умение размещать заранее вырезанные формы на силуэте калфака (татарский женский головной убор).

Учить детей строить композицию, развивать самостоятельность и творчество при выборе бумаги и элементов узора. ___

___

воспитатели

___

___ 2-я половина дня.

___

1-я половина дня. Занятие

2-я половина дня

1-я половина дня. Занятие группа

___

группа

___

группа февраль

март

октябрь

ноябрь

декабрь

7.

8.

9.

10.

Двигательная активность

___

1. Ритмическая гимнастика под татарскую народную музыку.

2. Разучивание элементов татарского танца

3. Хороводные русские и татарские народные игры.

4. Подвижные народные татарские игры.

«Чулмак уены» (продаем горшки)

«Сары буре» (серый волк)

«Буш урын» (займи место)

«Тимербай»

«Угадай и догони»

Ознакомление с художественной татарской литературой.

___

1. Чтение татарских сказок :

«Портной, медведь и бесенок» «Заяц-слуга»

«Алмай - батыр и Сандугач»

«Соловей»

«Шах - петух»

«Перехитрил»

«Волшебный цветок»

«Камыр - батыр»

«Гульчечек»

«Умная девушка»

«Бай и работник»

«Три голубя»

«Мудрый старик»

2. Заучивание стихов наизусть

«Колыбельная»

«Скакун»

«Баю - баю»

«Мешок»

Татарские поговорки, загадки.

3. Чтение стихов

Муса Джалиль:

«Родник»

«Мой пес»

«Кукушка»

«Звезды»

Ш. Галиев

«Братик плачет»

«Купили снег»

Игровая деятельность

___

1. Дидактические игры

«Сапожок»

«Составь узор»

«Назови, что это?»

«Что изменилось?»

«Скажи, чей орнамент?»

«Татарские народные промыслы»

2. Сюжетно-ролевые игры

«Поезд»

«Путешествие в Казань»

«Пароход «Волга»

«Театр»

«Музей»

«На празднике Сабантуй»

3. Игры-драматизации

По сказкам:

«Бай и работник»

«Портной, медведь и бесенок»

«Гульчечек»

Совместная художественно- продуктивная деятельность воспитателей, детей и родителей.

___

создание макета «Мечеть»

создание макета «Казанский музей»

создание татарского женского и мужского национальных костюмов для кукол.

создание татарских национальных костюмов для детей.

создание мини- музея татарского быта.

создание альбома с геральдикой Татарстана и другим материалом.

Познакомить детей с народными татарскими играми. Вызвать интерес к подвижным играм, умение выполнять правила.

Приобщать детей к татарской культуре, расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами.

Развивать слуховую память, выразительность речи.

Обратить внимание детей на красоту и поэтичность стихов. Воспитывать чувство уважения к известным людям татарского народа.

Закреплять знания предметов одежды и обихода татар, полученные на занятиях. Развивать внимание, логическое мышление.

Развивать воображение, диалогическую речь, умение строить сюжет, развивать его, используя необходимую атрибутику.

Закреплять сюжет знакомых сказок. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Учить использовать средства выразительности.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

воспитатели

воспитатели

___

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Родители, воспитатели, дети

Утро, зарядка

Утро, занятие

Утро, 2-я половина дня

2-я половина дня

2-я половина дня

___

В течение дня

2-я половина дня

2-я половина дня

___

Музыкальный зал.

Музыкальный зал.

Группа, прогулка

группа

группа

___

группа

группа

группа

группа

ноябрь

с ноября по март

с октября по март

С октября по март

С декабря по март

___

С октября по март

С октября по март

С октября по март

В течение года

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «Этот День Победы!» Педагогический проект «Этот день Победы!» Тип проекта: Информационно – творческий Участники проекта: Воспитанники старшей группы Воспитатели.

Проект «Влияние русского народного искусства на творческое развитие детей дошкольного возраста» Тема проекта : «Фольклор и дети» Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители. Сроки реализации: долгосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа «Все мы родом с Волги»
Опубликовано: 27 июня 2014 в 01:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД