Приложение МААМ

Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками

наталья хатипова
Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по приобщению старших дошкольников к народной культуре через знакомство с русскими и башкирскими народными праздниками

Руководители проекта : воспитатели, учитель башкирского языка, музыкальный руководитель.

Тип проекта : краткосрочный; поисково-творческий.

Публикация «Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками» размещена в разделах

Сроки проекта : март-май 2012 года.

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Направление проекта : воспитание нравственно-патриотических чувств, интернационализма посредством приобщения к народным традициям.

Возраст детей, участников проекта : дети 5-6 лет.

Предмет проекта : традиции детского сада, семейные, народные.

Цель проекта : Воспитывать интерес детей к национальной культуре; формировать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской и башкирской национальной культуре.

Задачи проекта :

1. Дать детям представление, что такое «традиция».

2. Познакомить детей с традициями детского сада, семейными традициями и включение их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского и башкирского народа.

3. Сформировать чувство национального достоинства.

4. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный проект через знакомство с календарными и народными праздниками, обычаями и традициями.

5. Использование всех видов русского и башкирского фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, хороводы,знакомство детей с народными праздниками и народными играми.

6. Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки.

7. Воспитание интернационального чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность проекта : детям не понятно значение слова «традиция».

Задача педагогов: погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций детского сада, семьи, традиций русского и башкирского народов.

Задача детей: знать традиции своей семьи, исследовать-какие дела, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.

Формы работы: беседа с детьми, чтение художественной литературы (русского и башкирского фольклора, экскурсия в музей детского сада, в городской музей, составление картотеки народных башкирских и русских народных подвижных игр, проведение календарных праздников, развлечений, проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр, музыкальных занятий, художественно-продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми по закреплению материала, консультации для родителей, дни открытых дверей, анкетирование родителей.

Этапы проекта

Этапы Название Мероприятия

1

Вводный Формирование проблемы: «Наш домовёнок Кузя не знает, что

такое традиции, откуда берутся, из чего складываются?»

Деятельность детей: узнать у родителей, какие традиции

существуют у них в семье.

Деятельность педагогов: создание игровых ситуаций.

2

Подготовитель

ный Совместное планирование деятельности.

Организация деятельности, помощь в решении поставленных

задач,распределение ролей и обязанностей.

Сбор информации

Вопрос: У башкирского и русского народов разные традиции.

3

Принятие решения Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

Составление календарных традиций детского сада,народных

праздников.

Составление перспективного плана на три месяца по серии

занятий: «Приобщение к народным традициям».

4

Выполнение Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «О тебе

и о твоём народе».

Подготовка и проведение семейного праздника «Когда все вмес-

те, то и душа на месте».

5 Оценка результатов Подготовка к презентации проекта, презентация.

6

Завершающий Семейный праздник «Когда все вместе, то и душа на месте».-рефлексия деятельности участников проекта.

Перспективное планирование по знакомству детей с календарными и народными праздниками

(март, апрель, май)

М

А

Р

Т

«При солнышке тепло-

При матери добро» Беседа о маме с включением пословиц и поговорок,

празднования дня 8 Марта. Изготовление поделок в подарок маме, выставка детских работ.

«Весна, весна, приди сюда!»

Рассказ воспитателя о старинных традициях встречи вес-

ны, загадывание загадок о весне, заучивание закличек о весне, разучивание подвижных игр: «Гори, гори ясно!»,

«Горшки», «Летят, не летят», «Салки-догонялки».

Вербное воскресенье Рассказ Хозяйки (воспитателя) о праздновании Вербного

воскресенья, о вербе. Проведение русских народных

игр: «Верба, вербочка», «Ерыкалище».

«Науруз-байрам»(День весеннего равноденствия» Рассказ учителя башкирского языка о старинных обыча-

ях встречи весны башкирского народа, заучивание поте-

шек(«Кояш апай сык-сык», «Ямгыр,яу!», посадка с деть-

ми пшеницы, знакомство с национальным башкирским

напитком «буза»

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Шутку шутить-людей насмешить» Рассказ воспитателя о традиции отмечать 1 апреля, как

День юмора. Знакомство с потешным фольклором, дразнилками, скороговорками. Музыкальное развлече-

ние «День смеха».

«Пасха в гости к нам пришла»»» Рассказ воспитателя о праздновании праздника Пасхи,

проведение русских народных игр «Верба, вербочка»,

«Солнышко-вёдрышко», «Пасхальное яичко», «Никано-

риха». Роспись пасхальных яиц.

«Апрель ленивого любит-

Проворного приголубит» Рассказ о весенних полевых работах, самостоятельный

посев детьми семян (лука, редиса, укропа, петрушки).

Проведение праздника «День Земли», участие в играх

«Мы на луг ходили», «Земелюшка-чернозём».

«Международный день птиц»

«Весна красна цветами» Беседа с детьми о птицах, литературная викторина «Пти-

цы нашего края», проведение Недели подвижных игр

«Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Во-

робей», «Гуси-гуси».

Беседа с детьми о праздновании 1 Мая-Дне весны и тру-

да, повторение песен, пословиц, закличек о весне, отга-

дывание загадок о весне, потешек, художественно-продуктивная деятельность.

М

А

Й

«День Победы» Беседа о воинах-защитниках Отечества, знакомство

со сказкой «Каша из топора», проведение утренника,

посвящённого 9 Мая, проведение игр «Сбей булаву»,

«Салки-догонялки», «Перетягивание каната»

«Карга буткахы»

(«Грачиная каша») Рассказ учителя башкирского языка о старинном башбашкирском празднике,в чём он заключается, повторение потешек,закличек на баш. Языке, чтение башкирскойсказки

«Грачиная каша вкусна», проведение игры «Осто-осто».

Перспектива: Познакомить дошкольников с традициями :

1. Особенностями воспитания детей в семье.

2. Гостеприимства

3. Национальной кухни

4. Традиционной одежды,утвари, жилища

5. Традициями семьи (семейных праздников, ритуалов)

Ожидаемый результат:

Воспитатель: совершенствовать педагогические навыки в данном направлении работы, творческий подход, новые методы, использование моделирования и интеграции в своей работе.

Дети: сформировать у детей знания о культуре, традициях народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, толерантное отношение к людям другой культуры, развивать творчество воспитанников,научить детей использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, уметь играть в народные подвижные игры, осмысленно участвовать в русских и башкирских народных праздниках (знать название праздника, петь песни, читать стихи, пополнить знания о декоративно-прикладном искусстве, изучать фольклор русского и башкирского народов во время досуга.

Родители: повысить интерес к возрождению культуры своего народа, привлекать членов семей воспитанников к участию в воспитательно-образовательном процессе по данному направлению, привлечь к участию в оснащении предметно-развивающей среды группы; по результатам анкетирования сделать вывод, сохранились ли традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Вывод: Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение-народ без будущего.

Публикации по теме:

«Музыка нас связала» Музыка нас связала— проект по приобщению дошкольников к классической музыке. Лариса Францева Балаково 24. о9.2013 год Я,участник проекта,.

Проект «Предметы русской старины» Проект «Предметы русской старины» Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Возраст детей: от 4 до 7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 22:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками» (включая файлы) размещена пользователем наталья хатипова (УИ 186442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД