наталья хатипова
Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по приобщению старших дошкольников к народной культуре через знакомство с русскими и башкирскими народными праздниками
Руководители проекта : воспитатели, учитель башкирского языка, музыкальный руководитель.
Тип проекта : краткосрочный; поисково-творческий.
Публикация «Проект по приобщению дошкольников к народной культуре при знакомстве с русскими и башкирскими народными праздниками» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сроки проекта : март-май 2012 года.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Направление проекта : воспитание нравственно-патриотических чувств, интернационализма посредством приобщения к народным традициям.
Возраст детей, участников проекта : дети 5-6 лет.
Предмет проекта : традиции детского сада, семейные, народные.
Цель проекта : Воспитывать интерес детей к национальной культуре; формировать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской и башкирской национальной культуре.
Задачи проекта :
1. Дать детям представление, что такое «традиция».
2. Познакомить детей с традициями детского сада, семейными традициями и включение их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского и башкирского народа.
3. Сформировать чувство национального достоинства.
4. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный проект через знакомство с календарными и народными праздниками, обычаями и традициями.
5. Использование всех видов русского и башкирского фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, хороводы,знакомство детей с народными праздниками и народными играми.
6. Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки.
7. Воспитание интернационального чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность проекта : детям не понятно значение слова «традиция».
Задача педагогов: погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций детского сада, семьи, традиций русского и башкирского народов.
Задача детей: знать традиции своей семьи, исследовать-какие дела, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.
Формы работы: беседа с детьми, чтение художественной литературы (русского и башкирского фольклора, экскурсия в музей детского сада, в городской музей, составление картотеки народных башкирских и русских народных подвижных игр, проведение календарных праздников, развлечений, проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр, музыкальных занятий, художественно-продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми по закреплению материала, консультации для родителей, дни открытых дверей, анкетирование родителей.
Этапы проекта
Этапы Название Мероприятия
1
Вводный Формирование проблемы: «Наш домовёнок Кузя не знает, что
такое традиции, откуда берутся, из чего складываются?»
Деятельность детей: узнать у родителей, какие традиции
существуют у них в семье.
Деятельность педагогов: создание игровых ситуаций.
2
Подготовитель
ный Совместное планирование деятельности.
Организация деятельности, помощь в решении поставленных
задач,распределение ролей и обязанностей.
Сбор информации
Вопрос: У башкирского и русского народов разные традиции.
3
Принятие решения Практическая помощь в систематизации полученных сведений.
Составление календарных традиций детского сада,народных
праздников.
Составление перспективного плана на три месяца по серии
занятий: «Приобщение к народным традициям».
4
Выполнение Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «О тебе
и о твоём народе».
Подготовка и проведение семейного праздника «Когда все вмес-
те, то и душа на месте».
5 Оценка результатов Подготовка к презентации проекта, презентация.
6
Завершающий Семейный праздник «Когда все вместе, то и душа на месте».-рефлексия деятельности участников проекта.
Перспективное планирование по знакомству детей с календарными и народными праздниками
(март, апрель, май)
М
А
Р
Т
«При солнышке тепло-
При матери добро» Беседа о маме с включением пословиц и поговорок,
празднования дня 8 Марта. Изготовление поделок в подарок маме, выставка детских работ.
«Весна, весна, приди сюда!»
Рассказ воспитателя о старинных традициях встречи вес-
ны, загадывание загадок о весне, заучивание закличек о весне, разучивание подвижных игр: «Гори, гори ясно!»,
«Горшки», «Летят, не летят», «Салки-догонялки».
Вербное воскресенье Рассказ Хозяйки (воспитателя) о праздновании Вербного
воскресенья, о вербе. Проведение русских народных
игр: «Верба, вербочка», «Ерыкалище».
«Науруз-байрам»(День весеннего равноденствия» Рассказ учителя башкирского языка о старинных обыча-
ях встречи весны башкирского народа, заучивание поте-
шек(«Кояш апай сык-сык», «Ямгыр,яу!», посадка с деть-
ми пшеницы, знакомство с национальным башкирским
напитком «буза»
А
П
Р
Е
Л
Ь
«Шутку шутить-людей насмешить» Рассказ воспитателя о традиции отмечать 1 апреля, как
День юмора. Знакомство с потешным фольклором, дразнилками, скороговорками. Музыкальное развлече-
ние «День смеха».
«Пасха в гости к нам пришла»»» Рассказ воспитателя о праздновании праздника Пасхи,
проведение русских народных игр «Верба, вербочка»,
«Солнышко-вёдрышко», «Пасхальное яичко», «Никано-
риха». Роспись пасхальных яиц.
«Апрель ленивого любит-
Проворного приголубит» Рассказ о весенних полевых работах, самостоятельный
посев детьми семян (лука, редиса, укропа, петрушки).
Проведение праздника «День Земли», участие в играх
«Мы на луг ходили», «Земелюшка-чернозём».
«Международный день птиц»
«Весна красна цветами» Беседа с детьми о птицах, литературная викторина «Пти-
цы нашего края», проведение Недели подвижных игр
«Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Во-
робей», «Гуси-гуси».
Беседа с детьми о праздновании 1 Мая-Дне весны и тру-
да, повторение песен, пословиц, закличек о весне, отга-
дывание загадок о весне, потешек, художественно-продуктивная деятельность.
М
А
Й
«День Победы» Беседа о воинах-защитниках Отечества, знакомство
со сказкой «Каша из топора», проведение утренника,
посвящённого 9 Мая, проведение игр «Сбей булаву»,
«Салки-догонялки», «Перетягивание каната»
«Карга буткахы»
(«Грачиная каша») Рассказ учителя башкирского языка о старинном башбашкирском празднике,в чём он заключается, повторение потешек,закличек на баш. Языке, чтение башкирскойсказки
«Грачиная каша вкусна», проведение игры «Осто-осто».
Перспектива: Познакомить дошкольников с традициями :
1. Особенностями воспитания детей в семье.
2. Гостеприимства
3. Национальной кухни
4. Традиционной одежды,утвари, жилища
5. Традициями семьи (семейных праздников, ритуалов)
Ожидаемый результат:
Воспитатель: совершенствовать педагогические навыки в данном направлении работы, творческий подход, новые методы, использование моделирования и интеграции в своей работе.
Дети: сформировать у детей знания о культуре, традициях народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, толерантное отношение к людям другой культуры, развивать творчество воспитанников,научить детей использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, уметь играть в народные подвижные игры, осмысленно участвовать в русских и башкирских народных праздниках (знать название праздника, петь песни, читать стихи, пополнить знания о декоративно-прикладном искусстве, изучать фольклор русского и башкирского народов во время досуга.
Родители: повысить интерес к возрождению культуры своего народа, привлекать членов семей воспитанников к участию в воспитательно-образовательном процессе по данному направлению, привлечь к участию в оснащении предметно-развивающей среды группы; по результатам анкетирования сделать вывод, сохранились ли традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Вывод: Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение-народ без будущего.