Получи документы

Проект по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная». Часть II.

Елена Швецова
Проект по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная». Часть II.

часть 1

ЗАНЯТИЯ ПО ПРОЕКТУ.

I. Путешествие в прошлое Кубани.

1. Занятие-беседа «Кукла из глубины веков».

Задачи. Познакомить детей с историей и традициями игрушечного ремесла. Воспитывать живой интерес к народной культуре, художественный вкус, чувство гармонии.

Информация для педагогов и родителей.

Публикация «Проект по продуктивной деятельности „Кукла моя изначальная“, Часть II,» размещена в разделах

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Раньше дети так же, как и нынешние, играли мячиками, куклами, лошадками, солдатиками, катали тележки, пускали по воде кораблики, строили пирамиды из песка и кубиков. Можно сказать, что древние игрушки были не только простыми «потешками», но и первыми учителями и врачами детей. С их помощью дети постигали все премудрости и умения, без которых невозможен был переход во взрослую жизнь.

Кукла обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Традиционно существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Известно, что куклы выполняли также и «медицинскую» функцию. Таких «докторов» делали из лечебных трав и назывались они «стригушками». Больному ребенку давали поиграть такой куколкой. Во время игры малыш вдыхал запах этих трав, и это давало положительны эффект. Так еще в древние времена зарождалась такая медицинская отрасль, как аромотерапия.

Еще для лечебных целей женщины делали куколок из собственных волос, обмотанных тканью. Больного обкладывали такими куклами, и вскоре он начинал выздоравливать.

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Ведь самые вдохновенные творцы кукол – дети.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.

Педагог демонстрирует детям на мультимедийном экране презентацию «Куклы из бабушкиного сундука».

Затем педагог проводит экскурсию по мини-музею тряпичных кукол в ДОУ, показывает тряпичные куклы и рассказывает об их названиях, назначении, материалах, из которых они изготовлены.

Далее педагог предлагает детям высказать свои впечатления от увиденного, описать выбранные куклы по предложенному плану – как она называется, для чего предназначается, из чего сделана, какое настроение вызывает та или иная кукла.

2. Занятие «Моя первая тряпичная кукла».

Задачи. Познакомить с историей и традициями игрушечного мастерства. Развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа. Познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой. Развивать представления детей о различных материалах, из которого сделаны окружающие их предметы (металле, дереве, резине, ткани). Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать умение подражать народным мастерам. Научить мастерит традиционную тряпичную куклу бесшовным способом. Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской народной игрушке. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

Технологическая карта: тряпичная кукла в наглядно-методическом пособии для средней группы.

Материал, инструменты, оборудование: для показа детям – ноутбук, презентация «Русские текстильные куклы», различные тряпичные куклы, для педагога – прямоугольные лоскутки для туловища и головы куклы, по два лоскута цветной ткани для платка куклы, прочные нитки для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания куклы.

Предварительная работа: Экскурсия в мини-музей ДОУ и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках; создание коллекции лоскутков; пеленание кукол и других игрушек; заучивание стихотворений об игрушках, считалок, частушек, пословиц и поговорок о труде; рассматривание иллюстраций по теме; сбор игрушек в мини-музей; чтение сказки «Василиса Прекрасная», просмотр видео кассеты «Тайны птицы Сирин», заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.

Взаимодействие с семьей. Посоветовать родителям посетить с детьми музей (отдел музея) народного декоративно-прикладного творчества и/или выставку народной и авторской куклы.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.

Педагог в русском народном костюме встречает детей в мини-музее ДОУ.

Педагог: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком да поговорим ладком. Расскажу я вам про то, как на Руси нашей разных кукол мастерили.

Дети, посмотрите, кто у меня сидит на лавке? (Куклы). Правильно, это куклы-игрушки. У вас у всех дома есть игрушки. Откуда у вас появились игрушки? (Ответы). Где их покупают? (Ответы). А как вы думаете, где делают игрушки? (Ответы). Правильно, ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек.

Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов – из соломы, из глины, из ниток или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней.

Педагог демонстрирует детям на мультимедийном экране презентацию «Русские текстильные куклы».

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута ткани, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, показывая тем самым любовь и заботу к родственникам.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И не потому, что были бедными, а потому что считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, передавали ее ребенку. Лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка помогала ее маленькой хозяйке не болеть.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Скажите, если игрушка, сделана из дерева, какая она? (деревянная)

Из глины? (глиняная)

Из соломы? (соломенная)

Из тряпочки? (тряпичная)

Из резины? (резиновая)

Хозяйка: Что-то вы засиделись без дела. Не пора ли поиграть?

Русская народная игра «Идет коза по лесу».

Хозяйка: Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки. Давайте вспомним поговорки о труде.

Дети: Делу время – потехе час.

Уменье и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

Педагог: Молодцы! Посмотрите, ребята – это тряпичная кукла. А вы хотите посмотреть, как можно сделать такую куклу?

Педагог приглашает детей в мини-музей детского сада и знакомит с коллекцией тряпичных кукол.

Дети рассматривают различные виды текстильных кукол (пеленашка, закрутка, кувадка, купавка, барыня, коза, масленица и др.).

Педагог поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия, показывает последовательные операции изготовления простейшей тряпичной куклы.

Внимание!

1. Если детям сложно сделать руки куклы, эту работу может выполнить педагог и дать детям уже оформленные заготовки. Кроме того, куклу можно изготовить по упрощенной схеме – без рук. Или же предложить детям сделать дома вместе с родителями. В этом случае на информационном стенде поместить технологическую карту с наглядным описанием схемы изготовления куклы.

2. Для тех детей, которые достаточно легко осваивают способ изготовления куклы, можно предложить дополнительные детали для оформления куклы – передники, которые могут подвязываться на линии шеи или на талии, и младенчиков-пеленашек, соразмерных тряпичной кукле.

Технология изготовления тряпичной куклы.

1. Квадратный лоскут складываем по диагонали и обвязываем два конца – это руки куклы;

2. раскрываем, в середину кладем небольшой комок набивки – голову;

3. голову формируем скруткой из прочной нити, завязываем на узелок;

4. берем треугольный лоскуток и надеваем на голову куклы – привязываем к линии шеи все той же ниткой, которой формовали голову, или закрепляем на шее с помощью декоративной тесьмы;

5. берем прямоугольный лоскут цветной ткани и привязываем к голове той же ниткой, которой формовали голову – это сарафан. Все полотно ткани стараемся равномерно собрать складками вокруг шеи.

6. при желании можно сделать куклу-мальчика, если вместо сарафана перетянуть концы ткани, оставшиеся от скрутки головы – это ножки в штанишках.

После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети моли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.

Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра клуба «Почемучка». «Наш северный край» Интеллектуальная игра клуба "Почемучка" "Наш северный край"Адресат: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Предварительная работа:.

Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушкиПерспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки Цель: Формировать патриотические чувства и сознание детей на основе народного искусства. "Богородская деревянная игрушка - улыбка детства".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная». Часть II.
Опубликовано: 9 июня 2014 в 14:26
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД