Черкасова Диана Владимировна
Проект по развитию речи «Раз — словечко, два — словечко» для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
№ Разделы №№ стр.
1. Актуальность 3
2. Цель и задачи Проекта 3
3. Этапы реализации проекта 4
4. Результаты 5
5. Литература 5
6. Приложение 1. Перспективное планирование работы по реализации проекта 7
7. Приложение 2. Перспективное планирование работы с родителями 15
1. Актуальность проекта
Публикация «Проект по развитию речи „Раз — словечко, два — словечко“ для детей младшего возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Стихи и сказки для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти произведения от взрослых, запоминает и повторяет стихи, пересказывает сказки. В свой проект я включила творческий опыт советских и российских писателей, поскольку эти произведения помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней; это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим. Стиль стихов и рассказов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их, а понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста и доступен к драматизации.
Проблема:
Низкий уровень активного словарного запаса детей; дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Причины:
1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатится речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся запоминать стихотворения, выразительно их рассказывать, драматизировать, а впоследствии, сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта : развитие речи детей, обогащение словарного запаса через чтение художественной литературы; повышение активного словаря детей посредством заучивания, драматизации небольших произведений.
Задачи проекта :
-целенаправленно обогащать словарь детей;
-развивать грамматический строй речи, связную речь;
-формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками;
-воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
-повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
В проекте представлены такие виды деятельности, как:
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок;
-беседы;
-пересказы с опорой на иллюстрации;
-заучивание небольших стихотворений;
-дидактические игры,
-подвижные игры,
-театрализованные игры,
-сюжетно – ролевые игры.
Тип проекта : творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта : иллюстрированные книги с произведениями советских и российских авторов, картотека речевых игр, игрушки, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен, костюмы, расходный материал для изобразительной деятельности, интернет-ресурсы.
Идея проекта :
Все занятия и игры по проекту «Раз – словечко, два - словечко» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Структура проекта :
Реализация данного проекта осуществляется через цикл занятий с детьми, создаются условия для речевого развития, творческой, игровой деятельности детей в группе и на участке.
Ожидаемые результаты:
1. Высокий уровень активного словарного запаса детей.
2. Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
3. У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
3. Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
-выдвижение гипотезы;
-определение цели и задач проекта;
-изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
-разработка тематического плана для реализации проекта.
2. Основной:
-включение каждого ребёнка в непосредственно образовательную и игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков;
-оформление книжного уголка, выставка иллюстраций.
-беседы;
-дидактические игры: «Когда это бывает?», «Узнай по списанию», «Собери картинку», «Светофор», «Что зимой надеть на прогулку?», «Где снежинка?» и другие;
-подвижные игры: «У медведя во бору», «Дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Птички в гнездышках», «Море волнуется», «Подбрось – поймай», «Мы – шоферы», «Самолеты», «Зайка и волк», «Хитрая лиса», «Мы веселые ребята» и другие;
-сюжетно-ролевые игры: «В гостях», «Больница»;
-игровые ситуации и игровые упражнения;
-продуктивная деятельность: рисование;
-опытно-экспериментальная деятельность;
-рассматривание картин, иллюстраций, рисунков в книгах.
-создание картотеки игр для развития словаря детей;
-консультации для родителей: «Проведение домашних игр для развития речи детей», «Читаем и сочиняем вместе с ребенком», «Словесные игры и упражнения»;
-создание видеопрезентации совместно с родителями «Говорят наши дети»;
-создание альбома-раскраски «Герои моих любимых стихотворений и сказок».
3. Заключительный:
-конкурс чтецов;
-театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Колобок»;
-презентация проекта.
4. Результаты проекта
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку систематически вовлекаться в совместную деятельность. Любая деятельность, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Ребёнок учится, систематизирует полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
5. Литература:
1. Барто А. Л. Уронили мишку на пол. Для чтения взрослыми детям до 3 лет. М. : Издательство «Самовар».
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2017г.
3. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 3-4 лет.
4. Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. / Под. ред. Л. В. Свирской. - М. : Обруч,2011.
5. Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
6. Пикулева Н. В. Потягушеньки. Стихи. Тверь, 2013
7. Пусть всегда будет солнце. Избранное. Серия «Детские классики». Стихи для детей. Издательство «Самовар», М. ,2013
8. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет. / Под ред. Л. А. Парамоновой.
9. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. - М. : МОЗАЙКА – СИНЕЗ,2011.
10. Хрестоматия для младшей группы. Библиотека для детского сада. Издательство «Самовар», М. ,2014
11. Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Перспективное планирование работы с детьми
Срок Виды деятельности Задачи Дидактический материал и оборудование
Сентябрь
1-2 неделя Оформление книжного уголка, выставки иллюстраций, сюжетных и предметных картин, игрушек
3
неделя Чтение стихотворения Н. Пикулева «Дождик», Рассматривание иллюстраций с изображением дождя
Беседа
Подвижная игра «Дождик» Развивать интерес к стихотворениям. Развивать слуховое внимание. Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи.
Текст, иллюстрации с изображением дождя
4 неделя Чтение стихотворения
А. Вишневская «Работаю ребенком»
Беседа «Наш любимый детский сад»
Подвижная игра «Мы веселые ребята» Развивать интерес к стихотворениям. Развивать слуховое внимание.
Расширить представление о работниках детского сада.
Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом. Текст, сюжетные картинки из серии «Профессии. Детский сад»
Октябрь
1 неделя Чтение С. Прокофьева «Сказка о высунутом язычке»
Беседа «Для чего нам нужен язык»
Дыхательное упражнение «Шарик»
Развивать интерес к сказкам. Развивать слуховое внимание. Формировать представление о частях тела, отвечающих за речь. Учить правильно делать вдох и выдох Текст, иллюстрации к сказке, предметные картинки с изображением языка, губ, зубов
2 неделя Чтение и заучивание стихотворения
С. Маршак «Мяч»
Игры с мячом Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, учить разнообразным играм с мячом. Текст, иллюстрации, игрушка - мяч
3 неделя Рисование «Мой веселый звонкий мяч». Подвижная игра «Прокати мяч в ворота». Вызвать положительный эмоциональный отклик к описанному в стихотворении событию. Учить изображать в рисовании сюжет к произведению А. Барто. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Иллюстрации, игрушка – мяч, бумага, краски
4 неделя Чтение стихотворения
М. Ивенсен «Осень»
Беседа об осени
Рассматривание иллюстраций
Рисование «Осенний листочек» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Формировать представление о сезонных изменениях в природе.
Учить воплощать свои впечатления об окружающем мире в рисунке Текст, иллюстрации с изображением осенней природы, бумага, цветные карандаши
Ноябрь
1 неделя Чтение и заучивание стихотворения
А. Барто «Лошадка»
Игровое упражнение «Цирковая лошадка» Развивать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать дружеские отношения в совместной игровой деятельности. Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка - качалка.
2 неделя Чтение стихотворения А. Барто «Козленок»
Рассматривание картинок с изображением лошадки и козленка
Дидактическая игра «Узнай по описанию» Вспомнить стихотворение «Лошадка»
Учить составлять описательный рассказ по картинке, сравнивать лошадку и козленка
Учить детей делать простейшие выводы
Развивать двигательную активность Текст, картинки с изображением лошадки и козленка
3 неделя Чтение стихотворения
А. Барто «Мишка»
Проблемная ситуация:
мишку уронили на пол, оторвали лапу что делать?
Сюжетно-ролевая игра «Больница». Знакомить с некоторыми трудовыми действиями, из которых состоит работа врача. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Развивать диалогическую речь. Игрушка, бинт, халат доктора, лекарства.
4 неделя Беседа о медведе
Подвижная игра «У медведя во бору…» Продолжать знакомить с диким животным – медведем. Рассказать о том, что медведь бывает бурый и белый, о местах их обитания. Вспомнить сказки, где героем был медведь. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Иллюстрации с изображением бурого и белого медведя,
шапочка медведя
Декабрь
1 неделя Чтение стихотворения
И. Пивоварова «Заяц»
Беседа «Для чего зайцу зимой нужна белая шубка»
Рассматривание иллюстраций
Подвижная игра «Зайцы и волк» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации с изображением зайца летом и зимой, шапочки зайцев и волка
2 неделя Чтение и заучивание стихотворения
З. Александрова «Новый снег»
Опытно-экспериментальная деятельность «Почему снег тает» Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Расширять словарь детей.
Опытным путем показать, что снег тает от тепла Текст, иллюстрации, тарелочки со снегом для каждого ребенка, источник тепла (батарея, настольная лампа)
3 неделя Чтение стихотворения
А. Вишневская «Новый год в детском саду»
Рассматривание иллюстраций
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Собери картинку» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать логическое мышление. Текст, иллюстрации, картинки-пазлы
4 неделя Выразительное рассказывание детьми стихотворений о новогоднем празднике
Подвижная игра «Мы веселые ребята» Закрепить умение рассказывать стихотворения. Приучать детей правильно произносить звук в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре Атрибуты для новогоднего настроения
Январь
2 неделя Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Подвижная игра «Хитрая лиса» Познакомить детей с русской народной сказкой, помочь понять содержание. Объяснить значение слова «гостеприимный». При проведении подвижной игры учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, шапочки лисы и зайцев
3 неделя Создание игровой ситуации «В гостях»
Вспомнить сказку «Заюшкина избушка», уточнить у детей представления о характерах и поступках персонажей.
Создать игровую ситуацию, при которой можно было бы закрепить представления о гостеприимном хозяине и вежливом госте. Атрибуты для проведения игры «В гостях»
4 неделя Составление рассказа из личного опыта «Зимние забавы»
Дидактическая игра «Что зимой надеть на прогулку»
Игра-соревнование «Кто быстрее наденет варежки (перчатки)» Учить составлять последовательный рассказ из личного опыта. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Варежки, перчатки
Февраль
1 неделя Чтение и заучивание стихотворения «Грузовик»
Подвижная игра «Мы - шоферы»
Дидактическая игра «Светофор» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Закреплять знания ПДД, формировать основы безопасного поведения. Текст, иллюстрации, игрушка – грузовик, игрушечные рули, светофор.
2 неделя Чтение стихотворения А. Барто «Снег». Дидактическая игра «Где снежинка?». Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Закрепить представление о зиме как времени года. Учить выполнять соответствующие тексту движения. Текст, иллюстрации – снегопад.
3 неделя Заучивание стихотворения «Снег».
Подвижные игры на прогулке («Снежки», «Санки», «Лыжи») Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Активизировать речь детей. Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре Текст, иллюстрации – снегопад, атрибуты для зимних игр.
4 неделя Повторение стихотворения «Снег»
Лепка «Снеговик»
Логоритмика «Снежный ком» Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Создать интерес к образу снеговика. Развивать слуховое внимание, мелкую моторику. Учить выполнять соответствующие тексту движения. Текст, игрушка - снеговик, ширма, доски для лепки, пластилин белого цвета.
Март
1 неделя Чтение и заучивание стихотворения
А. Усачев «Подарок маме»
Рисование «Букет цветов»
Пальчиковая игра «Алые цветы» Формировать умение запоминать и выразительно читать стихотворение. Развивать слуховое внимание, память. Вовлекать детей в продуктивную деятельность. Развивать моторику при проведении игры. Текст, бумага, цветные восковые мелки
2 неделя Чтение стихотворений
В. Лунин «Весна придет!» и «Весна»
Дидактическая игра «Когда это бывает»
Рассматривание иллюстраций
Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Закрепить представление о весне как времени года. Текст, иллюстрации
3 неделя Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик»
Экспериментальная
деятельность «Кораблик из бумаги»
Игры с корабликами в воде Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Закрепить представление детей об основных свойствах и назначении бумаги. Развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности. Текст, иллюстрации, игрушка – кораблик, игровой персонаж Петрушка, таз с водой, имитация реки с камышами, лягушками -оригами, кораблик из бумаги.
4 неделя Чтение и заучивание стихотворения
А. Плещеев «Травка зеленеет…»
Рисование «Ласточка»
Народная игра «Грачи» Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение.
Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Текст, бумага, цветные карандаши
Апрель
1 неделя Чтение художественной литературы
М. Зощенко «Умная птичка»
Беседа о правилах поведения в природе
Народная игра «Грачи» Активизировать словарный запас, помогать правильно строить речевое высказывание. Вызывать у детей чувство жалости и сопереживания, воспитывать бережное отношение к природе. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Текст, иллюстрации из серии «Правила безопасного поведения в природе»
2 неделя Чтение и заучивание стихотворения
А. Барто «Самолет»
Подвижная игра «Самолеты» Познакомить детей с новым стихотворением. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, игрушка – самолет, иллюстрации.
3 неделя Чтение стихотворения
В. Орлов «Разноцветная планета»
Беседа о планете Земля
Подвижная игра «Мы веселые ребята» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Объяснить детям, что все люди на земле равны. Познакомить детей с моделью земли – глобусом. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности Текст, глобус
4 неделя Чтение и заучивание стихотворения
О. Григорьев «Велосипед»
Создание игровой ситуации
Беседа о правилах безопасного поведения на прогулке.
Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Активизировать словарь при проведении беседы, закрепить правила безопасного поведения Текст
Май
1 неделя Чтение и заучивание стихотворения
А. Барто «Флажок»
Вызвать у детей эмоционально-патриотические чувства при чтении стихотворения. Учить детей маршировать под музыку.
Флажки, текст.
2 неделя Конкурс чтецов Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям. Медали для победителей
3 неделя Театрализованная деятельность
Сказка «Колобок» Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать игровые навыки. Обогащать и активизировать словарь. Развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать у детей гуманные чувства. Атрибуты для театрализованной деятельности
4 неделя Презентация проекта Просмотреть с детьми фото- и видеоматериалы игровой деятельности за учебный год. Учить детей делиться впечатлениями от увиденного, формулировать свои мысли, строить речевое высказывание.
Презентация
Приложение 2
2. Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».
2. Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Октябрь
Памятка «Мама, научи меня говорить!» (создание условий в семье для речевого развития ребенка 3 лет)
Ноябрь
Папка-передвижка «Говорите с ребенком правильно»
Декабрь
Информация в родительском уголке «Советы логопеда»
Январь
Консультация «Дидактическая игра как средство для развития речи ребенка трех лет»
Февраль
Родительское собрание: «Развитие речевого творчества посредством театрализованной деятельности»
Март
Мастер- класс «Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе»
Апрель
Фото-выставка для родителей «Обучаемся, играя!»
Май
Совместное мероприятие «Приглашаем в сказку» (театрализованная деятельность детей – драматизация сказки «Колобок».