Елена Асташова
Отчет о работе над проектом по сказкотерапии «Незабудки для Анютки»
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». 4
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.
Публикация «Отчет о работе над проектом по сказкотерапии „Незабудки для Анютки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные тексты. Поэтому для развития речевого творчества дошкольников и успешной подготовки их к школьному обучению использую метод сказкотерапии.
Актуальность данного метода заключается в том, что сказки - это естественная составляющая повседневной жизни ребёнка.
Сказкотерапия представляет собой синтез современных методов:
арттерапии (терапия искусством, куклотерапии (игровая терапия, имиджтерапии, телесноориентированной терапии и ТРИЗа. Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Так что же такое - сказкотерапия? 5
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Работа строится поэтапно, в определённой последовательности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вашему вниманию хочу представить некоторые методические рекомендации по использованию сказкотерапии с детьми :
1. Центральный момент сказкотерапии - добровольное участие детей. Поэтому важна мотивация детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения в сказкотерапию.
2. Построение развивающей среды - различные виды театра, куклы,игрушки и декорации по сказкам, набор дисков со сказками и музыкой, направленной на релаксацию.
3. Состав группы не должен превышать 10-12 человек. В группу не должно входить более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребёнка.
4. Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса 25-30 минут. В отдельных случаях временные рамки могут изменяться, педагог должен предоставить возможность удовлетворить стремление детей к сказочному процессу.
5. Основные направления работы по сказкотерапии строятся на основе задач, поставленных специалистами: воспитателем, логопедом, психологом и предполагает их интеграцию.
6. Системообразующими в работе являются связи между разными видами занятий, реализация которых выступает одним из основных условий эффективности обучения.
7. Овладение речевыми умениями должно происходить через разные виды репродуктивной и творческой деятельности.
8. Вместо «физкультурной минутки» вводятся элементы психогимнастики, релаксации, пантомимических этюдов.
9. Обязательным ритуалом сказкотерапии являются «вход» и «выход» из сказки. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие.
Используя свой опыт работы со сказками и специфику работы логопедической группы, у меня возникла идея создания проекта, позволяющего на сказочной основе знакомить детей с окружающим миром, а также развивать у детей речь и творческое рассказывание.
Мною были подобраны темы сказок (по годовым лексическим темам, объединённые общими героями. Главный персонаж сказок - кукольная девочка Анютка.
Герои этих сказок живут не в тридесятом царстве-государстве, а в нашем городе, в реальном окружении детей и помогают детям усвоить и понять множество «почему?».
Я считаю, что именно такие сказки являются связующим звеном между сказочным и настоящим, и помогут легче адаптироваться в окружающем мире. Именно такие сказки, где герои- сверстники наших детей, помогут преодолеть барьер в общении, помогут в развитии у детей мышления, связной речи и рассказывания о своих новых друзьях.
Любимые персонажи сказок - одно из основных условий проекта. Сказки, как бы «собираются в сериал», а увлекательные приключения не только знакомят детей с окружающим, но и вводят в сложный мир взаимоотношений, раскрывая перед ними нравственный смысл поступков героев и побуждая детей к составлению новых и новых сказок.
Подключая родителей к этой работе, проект вошёл в новый этап совместного творчества - создание журнала «Незабудки для Анютки».
Для более удобного и практичного использования материала для развития речи и ознакомления детей с окружающим миром по лексическим темам, я объединила весь материал по каждой теме в журнал «Незабудки для Анютки».
«Незабудки»- это не цветы, а те ключевые моменты темы, которые дети должны запомнить, усвоить и рассказать об этом друзьям и родителям. Занимательная форма материала даёт возможность детям стать активными участниками открытий неизведанного, развивает мыслительную и речевую деятельность детей.
В каждом номере журнала - новая лексическая тема, в которую включены: сказки, придуманные детьми о новых приключениях Анютки и её друзей; стихи и загадки, игры на развитие речевой активности; вопросы и задания, акцентирующие внимание детей на выполнение мыслительных операций, выводов, умозаключений, а также детское творчество (рисунки, аппликации).
Сочетая в работе проекта разные виды деятельности, я посчитала необходимостью привлечения детей к творческим заданиям в кружке «Солнышко в ладошках», где дети изготавливали поделки к сказкам.
По завершению работы над проектом по данной методике, были проведены мониторинги детей по творческому рассказыванию, которые показали положительную динамику развития речи и творческого рассказывания.
Подводя итог, можно сказать, что метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребёнку справиться с возникающими трудностями в развитии речи, с проблемами и переживаниями. Метод сказкотерапии способствует становлению ребёнка, как личности.