Полина Тагаева
Проект «Пророщенная пшеница — бесценный подарок природы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район
Воспитатель Лисюнина П. Н.
Ст. Каневская 2014
Проблема: Многочисленные детские вопросы ставят в тупик даже самого эрудированного взрослого. А все потому, что ребенок интересуется теми вещами, которые настолько просты и привычны взрослому, что мы над ними не задумываемся.
Публикация «Проект „Пророщенная пшеница — бесценный подарок природы!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Радуга, голубое небо, смена времен года, деревья, каша, хлеб взрослым не кажутся чем-то загадочным. Но ребенок, который только открывает для себя мир многого не знает, и каждая вещь или явление для него удивительны. Очень важно поддерживать в ребенке жажду знаний и открытий. Детям не нужные сухие, скучные и слишком подробные объяснения. Если вы будете пытаться разговаривать с ребенком, как с взрослым, то быстро потеряете его внимание. Важно донести суть в достаточно краткой, понятно увлекательной форме.
Ребенок не только хочет понимать, как устроены вещи, но и пытается оценивать мир вокруг себя, формирует свое отношение к нему.
В этом возрасте очень трудно объяснить детям, что лежит в основе хлеба и как растут пшеничные колоски. Поэтому, мы решили, что каждый ребенок должен познать как прорастают пшеничные зерна и что можно сделать из порошенной пшеницы.
Выращивание пшеницы из зерна – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания зерна до появления первых побегов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Одинаковые по размерам зерна дают дружные и ровные всходы, которые в последующем лучше развиваются и равномерно созревают. Хорошие зерна являются основой качественной пшеницы.
Гипотеза: Изучив исторические факты, особенности и сорта пшеницы, условия прорастания пшеничного зерна, рассмотрев технологию прорастания пшеничных зерен, мы пришли к выводу о необходимости демонстрации детям самого процесса прорастания пшеничных зерен, как в домашних условиях, так и в условиях детского сада. Дети должны самостоятельно открыть для себя интересный процесс прорастания пшеницы, начиная от промывания зерен до момента появления ростков.
Цель проекта : наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен пшеницы.
Исследуя условия прорастания зерен, изучая влияние различных факторов на данный процесс, мы ставили перед собой следующие задачи:
Дать историческую справку процесса проращивания зерен.
Рассмотреть целебные свойства пророщенной пшеницы.
Пошагово исследовать процесс прорастания пшеничных зерен.
Объектом исследования явился процесс проращивания пшеничных зерен в условиях детского сада.
Предметом исследования являются зерна пшеницы.
Методами нашего исследования являлись:
наблюдение,
сравнение,
обобщение.
Вид проекта : познавательно- исследовательский
Сроки проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы «Б», воспитатели.
Ожидаемые результаты проекта :
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Освоение детьми процесса прорастания пшеничных зерен в условиях детского сада.
ПЛАН РАБОТЫ РЕЗУЛЬТАТ
I. Подготовительный этап
1. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
2. Поиск, анализ, систематизация, имеющейся по данной теме литературы.
3. Составление тематического проектного планирования по теме «Пророщенная пшеница – бесценный подарок природы»
4. Подбор наглядных пособий.
5. Подготовка цикла бесед, игр. • В группе детского сада на подоконнике обустроили огород.
• Подготовили необходимое оборудование: контейнеры для рассады, лейки, марля, пшеница.
II. Основной этап
Проведение НОД по теме проекта.
Проведение цикла бесед, опытов, экспериментов.
Посадка пшеницы. • Завели календарь наблюдений за ростом растений.
• Уточнить и расширить представление детей пшенице.
• Расширить представления о растительном мире Краснодарского края
• Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
III. Заключительный этап. Презентация проекта
Обобщение результатов работы.
Изготовление поделок из пророщенной пшеницы • Обобщить знания о процессе проращивания зерен.
• Пошагово исследовать процесс прорастания пшеничных зерен.
• Рассмотреть целебные свойства пророщенной пшеницы.
• Использовать пророщенную пшеницу в практической деятельности
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
№ Мероприятие Сроки
1 Опыты, эксперименты: «Условия необходимые для роста растений», «Развитие, рост растений». март
2 Опыт - эксперимент «Вода - растение». Март
3 Опыт - эксперимент «Человек и растение».
март
4 НОД Познание (ФКЦМ)
«Хлеб – всему голова». март
5 НОД Художественное творчество, рисование «Праздник урожая в нашей станице» март
6 НОД Художественное творчество, рисование «На чем люди работают в поле» апрель
7 НОД Коммуникация
«Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». март
8 Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» апрель
9 Беседа «О пользе пророщенного зерна»
10 Рассказывание «Как наши предки выращивали хлеб» Март-апрель
11 Рассказывание «Хлеб» (из серии «Откуда что берется») Март-апрель
12 Рассматривание альбома «Расскажи детям о хлебе» апрель
13 Проращивание пшеницы на тарелочках 17-31 марта
14 Изготовление поделок из пророщенной пшеницы 26 марта -10 апреля
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОРАЩИВАНИЯ ПШЕНИЧНОГО ЗЕРНА
Оказывается, про пророщенные различные зерна, знают спокон веков. Широко использовали в древние века пророщенные семена на Востоке – на Тибете, в Индии, Китае. Пророщенные зерна были одной из главных составляющих питания восточных долгожителей, йогов, крестьян.
На Руси первое упоминание об использовании в пищу проростков пшеницы можно найти в русском народном травнике, который называется «Прохладный ветроград». Выпущен травник в XVII веке. Уже тогда русские люди поняли, насколько полезно пророщенное зерно. Его стали широко употреблять, готовили с ним различные блюда. Часто такой пшеницей успешно лечили детей. Впоследствии о таком исключительно полезном продукте незаслуженно забыли, но «мода» на пророщенное зерно в наши дни возвращается.
О пользе пророщенного зерна
Почему же зерно становится таким полезным именно после проращивания? Все дело в том, что в этом процессе зерно меняет свой состав. Количество витаминов и других полезных веществ в нем увеличивается в разы, а количество углеводов в то же самое время уменьшается.
Самым полезным и сбалансированным по составу считается пшеничное зерно. О полезных свойствах зерен пророщенной пшеницы было также c давних пор известно и в Киевской Руси. Для укрепления иммунитета,‚ а также в целях профилактики авитаминоза в зимне-весенний период наши предки употребляли в пищу разнообразные каши‚ кисели‚ супы,‚ приготовленные на основе пророщенной пшеницы. Из зерен проросшей пшеницы готовились в ту пору и традиционные русские блюда – рождественское «сочиво» и праздничная или поминальная «кутья».
Пророщенная пшеница – кладезь витаминов и микроэлементов.
В проростках пшеницы содержится большое количество белков, углеводов, фосфора, калия, магния, марганца, кальция, цинка, железа, селена, меди, ванадия и др., витаминов В1, В2, В3, В5, В6, В9, Е, F, а так же биотин, целлюлоза и живые ферменты. Они способствуют нормальной работе мозга и сердца, облегчают последствия стрессов, улучшают состояние кожи и волос, замедляют процесс старения.
Ростки пшеницы широко используются и в кулинарии.
Чтобы прорастить зерна необходимы вода, воздух, тепло и свет и через двадцать четыре часа зерна дадут ростки. Их можно употреблять с любыми блюдами, добавлять в салаты, супы, йогурты, мед.
Можно пророщенную пшеницу добавлять в салаты, тушеные овощные блюда, выпечку и тесто.
Таким образом, мы видим, что о пользе пророщенной пшеницы было известно давным-давно, а процесс прорастания побегов из пшеничных зерен считается одним из самых увлекательных.
Инструкция по проращиванию пшеницы
Итак, первоначально сухое зерно нужно тщательно просеять, перебрать, в сухом состоянии, до промывки. Необходимо выкинуть плохие, разбитые зерна, а также зерна других растений, если они есть.
Теперь зерна заливаем на 2\3 водой и оставляем набухать на 8-10 часов. Но важно! Вода для набухания должна быть хорошей, обычная водопроводная не подойдет. Лучше всего взять родниковую, но подойдет и вода из домашнего фильтра. Когда семена набухнут, воду сливаем, а зерна промываем. Теперь собственно проращивание.
Влажная марля будет постоянным источником увлажнения, а банка не позволит влаге испаряться. Теперь осталось несколько раз в день промывать зерна, и через 10-12 часов зерно начнет расти.
Но, естественно этот способ проращивания пшеничных зёрен подходит для применения их в пищу в качестве витаминов и микроэлементов. Наша же основная цель - показать ребенку процесс прорастания пшеничных зёрен, и какие поделки можно сделать из пророщенной пшеницы.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ПРОЦЕССОМ ПРОРАСТАНИЯ ПОБЕГОВ
ИЗ ЗЕРЕН ПШЕНИЦЫ.
Дата Результаты наблюдения
17.03.14 День посадки
18.03.14 Увлажнили пшеницу, ростков нет.
19.03.14 Увлажнили пшеницу, ростков нет.
20.03.14 Увлажнили, появились первые ростки белого цвета
21.03.14 Увлажнили, ростков стало больше
24.03.14 Увлажнили, практически все зерна пустили ростки
25.03.14 Увлажнили, ростки стали больше и стали зеленеть, их длина 2 см
26.03.14 Увлажнили, ростки зеленые, растут вверх
27.03.14 Увлажнили, ростки зеленые, растут вверх, их длина 6-7см
28.03.14 Увлажнили, ростки зеленые, растут вверх, поворачиваются к свету
31.03.14 Увлажнили, ростки зеленые, их длина составляет 10 см
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив исторические факты, особенности и сорта пшеницы, условия прорастания пшеничного зерна, рассмотрев технологию прорастания пшеничных зерен, мы пришли к выводу о необходимости демонстрации детям самого процесса прорастания пшеничных зерен, как в домашних условиях, так и в условиях детского сада.
Дети должны самостоятельно открыть для себя интересный процесс прорастания пшеницы, начиная от промывания зерен до момента появления ростков.
Детям необходимо не только рассказывать обо всех природных явлениях, особенностях живой и неживой природы, но и на практике показать пошаговость каждого процесса.
Пророщенная пшеница – это в дальнейшем основа хлеба, а хлеб, как известно, всему голова.
Поделки из пророщенной пшеницы – всегда яркие, красочные по своему содержанию, что всегда привлекает внимание ребят.
Хотелось бы, чтобы каждый ребенок познал для себя увлекательный процесс проращивания пшеничных зерен, ведь любой малыш – исследователь по своей натуре.