Корниенко Елена
Проект по валеологии
▼ Скачать + Заказать документы
Валеология -проект
Я долго искала эффективные пути работы по воспитанию и обучению детей. Проанализировав мониторинг посещаемости детей за три года, выявила, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ). Вот тогда и решила, что основным направлением моей работы с детьми в группе должно стать валеологическое воспитание.
Педагог должен объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. И поэтому интегрированный курс «Валеология» в группе – первый важный этап непрерывного валеологического образования ребёнка.
Публикация «Проект по валеологии» размещена в разделах
Воспитателями группы был составлен проект по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья». Реализация проекта рассчитана на 3 учебных года (с 2010 года).
Была разработана система мероприятий в целом: 1. создание материально-технической базы:
текущий ремонт помещений;
оборудование экологической комнаты;
приобретение игрового и дидактического оборудования;
пополнение физкультурного зала спортивным инвентарем.
2. создание мотивационных условий:
анкетирование и тестирование педагогов;
консультатирование педагогов.
3. работа с детьми:
организация работы по валеологическому образованию в соответствии с перспек-тивными и календарными планами работы
4. работа с родителями:
анкетирование и тестирование родителей;
подбор специальной литературы;
организация работы постоянно действующего семинара для родителей;
привлечение родителей к участию в детских спортивных праздниках.
Работа по валеологическому воспитанию началась с анкетирования родителей. Подбора специальной литературы. Затем была разработана валеологическая программа «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья». Целью, которой является: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, сформировать ответственные взгляды и убеждения в деле сохранения собственного здоровья.
В своей работе я стала активно внедрять валеологическую программу по своей возрастной группе. В своей группе, прежде всего, я обновила и пополнила материалами и информацией «Уголок здоровья» и «Информация для родителей».
Огромное значение, я придаю двигательной активности детей в течении дня. В настоящее время она составляет более 70% всего времени, которое ребенок проводит в детском саду. Активная двигательная деятельность детей состоит из следующих компонентов:
утренняя гимнастика;
двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз);
физкультминутки;
подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
дифференцированные игры-упражнения;
прогулки-походы в лес (и близлежащий парк);
оздоровительный бег;
пробежки в сочетании с контрастными воздушными ваннами;
гимнастика после дневного сна;
занятия ритмической гимнастикой (хореографией);
самостоятельная двигательная деятельность;
кружок «Будь здоров»;
час двигательной активности;
оздоровительные досуги и развлечения;
На протяжении всего времени работы, веду поиск эффективных закаливающих мероприятий, которые можно легко применять в условиях нашего детского сада:
1. закаливание воздухом:
утренний прием на свежем воздухе;
контрастные воздушные ванны;
сон с доступом свежего воздуха;
постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима;
солнечные ванны.
2. закаливание водой:
умывание в течение дня холодной водой;
постепенное обучение полосканию рта прохладной водой;
топтание по мокрым дорожкам;
обливание стоп.
3. дополнительные закаливающие процедуры:
элементы самомассажа;
пальчиковая гимнастика;
хождение босиком;
сон без маечек;
гимнастика для глаз по Базарному;
дыхательная гимнастика по Стрельниковой;
психогимнастика, релаксация, аутотренинг по Чистяковой;
ароматерапия.
Сочетая, двигательную активность с оздоровительными мероприятиями в нашем детском саду создается комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе, что положительно влияет, прежде всего, на укрепление здоровья детей.
Нельзя оставить без внимания специальные занятия – «Уроки здоровья». Предметом изучения, которых при обучении детей основам валеологии является собственное тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. «Уроки здоровья» проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная со второй младшей группы.
Они включают в себя следующие разделы:
«Я – человек»;
«Мое здоровье»;
«Мое дыхание»;
«Мои органы слуха»;
«Мои органы зрения»;
«Мой язык и зубки»;
«Мои защитники»;
«Внутренние органы»;
«Правила для жизни».
Работу с родителями тоже организовываю разнообразными методами и приемами в целях более глубокого просвещения в валеологическом образовании. В каждое родительское собрание включаю один пункт по валеологии. Провожу практические занятия с применением комплексов дыхательных гимнастик, элементов самомассажа, упражнений для профилактики плоскостопия, сколиоза, арома и фитотерапии и др. Организую индивидуальные консультации по запросу самих родителей. Оформлен и периодически обновляется новым материалом «информационный уголок для родителей».
Родители активно принимают активное участие в спортивных мероприятиях нашей группы. Они поддерживают методику оздоровительной работы, не согласны лишь с некоторыми видами закаливания (закаливание холодом, топтание по замерзшему покрытию, выход на улицу на снег).
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;
В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Главным показателем эффективности моей работы является существенное снижение заболеваемости детей: 2010 год – 13,8 д. д. 2011 год – 11,4 д. д.
У меня самой сформировался интерес к здоровому образу жизни. Я нахожусь в постоянном творческом поиске новых эффективных средств физического развития и укрепления здоровья детей, изучаю передовой опыт, повышаю квалификацию на курсах.