Приложение МААМ

Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Природа глазами детей!» (часть 3). Рекомендации для родителей

Ирина Писарева
Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Природа глазами детей!» (часть 3). Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ :

«ВОСПРИЯТИЕ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПРИРОДЫ»

Часть 1

Часть 2

К сожалению, длительное время многие педагоги считали, что любое эстетическое воздействие на детей должно производиться прямо,

Публикация «Проект по экологическому воспитанию в средней группе „Природа глазами детей!“ (часть 3), Рекомендации для родителей» размещена в разделах

просто и быстро. Провел с детьми одно-два занятия по знакомству с

красотой природы, с искусством — значит, осуществил работу по

развитию эстетического восприятия, сформировал интерес к природе,

способность наслаждаться ее красотой.

А вот у японцев одним из секретов постижения красоты является

длительное любование ею. Долгими часами способны японские дети

любоваться горой Фудзияма, рассматривать камешек на своей ладони

или цветок. И в этом нет ничего удивительного. Общеизвестно, что

на воду, огонь многие люди могут смотреть часами. Они как бы

завораживают человека, и только длительное восприятие обеспечивает глубокий духовный контакт, приносит радость и удовлетворение.

Писатель В. Солоухин считает, что для подлинного созерцания

требуется длительное время, которое позволит избавиться от «зуда

движения», отключиться от настоящего и целиком погрузиться в

красоту окружающей тебя действительности.

В результате такого единения и возникает особое настроение, при

котором человек отделяет эстетические свойства от других свойств

природы. Он видит не горы и деревья, а красивый пейзаж, слышит не

щелканье соловья, а прекрасную музыку. Даже самый скромный

луговой цветок, травинка наполнены благородством и изяществом и

способны вызвать эстетические чувства ребенка, которые останутся с

ним на всю жизнь. Именно на основе этого и возникает эстетическое

отношение к природе.

Л. Чуковская в записках об Анне Ахматовой пишет: «Я сказала ей,

что из стихов видно, что она очень любит лебеду. "Да, очень, очень,

и крапиву, и лопухи. Это с детства. Когда я была маленькая, мы

жили в Царском, в переулке, и там, в канаве, росли лопухи и лебеда. Я

была маленькой, а они большие, широколистные, пахучие, нагретые

солнцем— я так их с тех пор люблю "».

Очевидно, эти впечатления легли в основу одного из известных

поэтических произведений А. Ахматовой.

Песенка

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

Вырываю и бросаю —

Пусть простит меня.

Вижу, девочка босая

Плачет у плетня.

Страшно мне от звонких воплей

Голоса беды,

Все сильнее запах теплый

Мертвой лебеды.

Будет камень вместо хлеба

Мне наградой злой.

Надо мною только небо,

А со мною голос твой.

Пример, связанный с творчеством Ахматовой, не является

исключением. В художественной литературе немало примеров

описания природы, читая которые можно буквально видеть ее,

слышать ее звуки и даже ощущать запахи, присущие разным

временам года.

Одним из признанных мастеров такого описания природы по

праву считается И. Бунин. Но, выражаясь словами этого выдающегося

русского писателя, «всем чувственным, вещественным, из чего создан

мир», он овладел в детстве благодаря личному, интимному и

целостному погружению в природу.

К сожалению, мы не всегда правильно понимаем значение

целостности восприятия и начинаем «препарировать» эстетический

объект (какой у дерева ствол, сколько у цветка лепестков, какой они

формы и цвета и т. д.).

Своеобразный мастер слова, удивительный и неповторимый М.

Пришвин по этому поводу писал следующее: «Разве я не понимаю

незабудку: ведь я и весь мир чувствую при встрече с незабудкой, а

спроси, сколько в ней лепестков— не скажу. Неужели же вы

пошлете меня изучать незабудку?

В цветке, как ни в каком другом произведении природы,

сосредоточен колоссальный обобщающий момент, поэтому он

воздействует на нас непосредственно, прямо, минуя анализирующую

инстанцию и обращаясь к тому самому, что является нашей

подлинной сутью.

Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение, когда

мы постигаем одновременно и смысл, и музыку, и второй смысл, и

поэтический взгляд».

Специалисты не рекомендуют родителям и педагогам подробно

анализировать красоту природы, а просто погружать детей в мир ее

образов, звуков, запахов.

Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в

различные времена года, несомненно способствовала тому, что

педагогика всех веков и народов использовала ее как важнейшее

средство развития личности ребенка-дошкольника

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически

значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу

в разнообразных красках и пластических формах и получает разного

рода информацию. В результате этого накапливаются впечатления

— цветовые, осязательные. Они и представляют собой тот

фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к

гармонии цветов и пластике предметов.

На основе интереса появляется простейшая эстетическая

избирательность, формируются эстетическое чувство и эстетический

вкус. А для эстетического развития крайне важно, что такие знания о

мире существуют для ребенка в наглядной, чувственно

воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по

пластике, цвету, формам, тем глубже основы для его эстетического

развития.

Работу надо начинать с формирования у детей эстетического

интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам. Поэтому,

обращаясь к родителям, мы просим их: «Увлеките детей

красотой формы и цвета овощей и фруктов, заворожите их ароматом,

доставьте им удовольствие от их вкуса! Поиграйте с детьми в

натюрморт — и вы подарите им яркие, незабываемые впечатления,

связанные с красотой цвета и формы, которые воспринимаются как

гимн дарам природы».

Радость общения с цветами — одно из самых сильных чувств,

пожалованных человеку природой. Величавые гладиолусы и

пышные георгины, великолепные тюльпаны, миниатюрные

незабудки, незаметная резеда и многие другие цветы наделяют детей

ни с чем не сравнимыми впечатлениями.

Средствами создания образа у цветов являются формы листьев,

стеблей, цветков, игра красок, разнообразие ароматов. Неповторимые

сочетания формы, цвета, запаха определяют своеобразную, только

этому растению присущую прелесть.

Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Угрюмые ели с

почти черной хвоей и нежно-зеленые веселые и мохнатые молодые

елочки, тускло-серебристые, торжественные стволы березок и

зелено-бурые осинок и тополей прекрасны своей неповторимой

красотой. Одно и то же дерево каждый ребенок может увидеть так,

как только он один может его увидеть и запомнить на всю жизнь. Но

для этого родителям и педагогам надо систематически обращать внимание ребят на красоту и разнообразие формы, оттенков и цветов в

убранстве деревьев в разное время года.

К сожалению, совершенство таких дивных созданий природы, как

цветы, деревья и кустарники, не сразу открывается детям.

Поэтому известный детский врач и большой специалист в вопросах

воспитания детей Е. А. Аркин, обращаясь к родителям, писал:

«Надо дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за

город или пребывания в деревне, на даче видеть природу во всей ее

красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей

простоте, видеть звездное небо, восход и заход солнца, видеть

землю в различных одеяниях: зимой — в белоснежном покрове, летом

— в пышном и ярком наряде, осенью — в золоте листьев, весной — в

пленительных формах пробуждения ее к новой жизни. Пусть

ребенок четырех-пяти лет не в состоянии еще испытать на себе во

всей полноте обаяние раскрывающейся перед ним красоты природы,

пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу,

величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные,

быстро меняющиеся оттенки неба, освещенного последними лучами

заката, пусть его привлекают иногда всякие мелочи— всюду

разлитая жизнь — весь этот аромат красоты вдыхается ребенком

и оставляет в нем след, который если не сейчас, то в будущем

послужит материалом для глубоких, чистых переживаний.

Так вместе с воспоминанием чувства красоты родной природы и

интимной близости с ней воспитывается с самой ранней поры

жизни никогда уже потом не исчезающее чувство любви к родным

местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и

превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих

чувств— в любовь к Родине».

В результате специальных наблюдений было установлено, что на

формирование у детей дошкольного возраста эстетического

отношения к природе благоприятное влияние оказывают следующие

факторы:

—длительное погружение в красоту природы, в мир ее образов,

—звуков, цветов, запахов (с целью обогащения сенсорного опыта);

—активные действия с природным материалом (создание цветочных

—аранжировок, бутоньерок, композиций из засушенных цветов,

—трав и листьев, уход за цветущими комнатными растениями,

—создание на участке детского сада альпийских горок и т. п.).

—знакомство со сказками, легендами и мифами о цветах, травах,

—деревьях, кустарниках.

Без сомнения, предложенные формы работы с детьми — это сложная

и многоплановая работа, серьезный, кропотливый труд.

Кроме того, климат, флора и фауна каждого региона России имеют

свои особенности, которые необходимо учитывать в работе с детьми.

Но для того чтобы хотя бы немного помочь родителям, мы

разработали вариант примерного планирования работы с детьми

дошкольного возраста по временам года.

Меньше всего хотелось бы, чтобы эти рекомендации рассматривались как набор беспрекословных истин : прочитал —

выполнил. Не торопитесь буквально следовать им, а постарайтесь

выбрать свой подход с учетом собственных интересов и возможностей.

Примерный план действий взрослого следующий:

—заинтересуйте детей красивым природным объектом;

—предоставьте возможность самостоятельно рассмотреть его;

—поинтересуйтесь отношением детей к увиденному;

—просто и искренне выразите собственное эстетическое отношение;

—предоставьте ребенку возможность повторно самостоятельно

—рассмотреть объект;

—предложите, если это возможно, сделать фотографии или

—видеосъемку заинтересовавшего вас вида, объекта; проведите

—дома совместный просмотр и обсуждение его с другими

—родственниками, друзьями — как взрослыми, так и детьми.

В последующие дни расскажите или прочитайте детям сказку,

легенду или миф о данном растении.

Легенды, предания, интересные истории и рассказы о цветах вы

можете найти во многих книгах, которые в достаточном количестве

появляются на прилавках книжных магазинов. Хорошо, если

придумаете что-нибудь сами.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ :

«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю.

Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра.

Организуя наблюдение со старшими можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо : голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.

Изменяется и характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, вид посадки (рядами, одиночными растениями).

В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводить наблюдение за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев и цветков.

Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

2. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой дошшкольник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать – какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир вокруг себя.

Развитие любознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Побуждение к интеллектуальной активности с помощью элементарной поисковой деятельности в процессе овладения знаниями о природе приведет к формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Указанный выше факт доказан в исследовании, проведенном и описанном Л. М. Маневцовой. Так, данное исследование проходило в три этапа. На первом этапе необходимо было накопить запас конкретных представлений у детей о тех явлениях природы, которые впоследствии будут осваиваться ими с помощью поисковой деятельности, сформировать элементарную деятельность наблюдения. На втором этапе следовало научить детей использовать поисковую деятельность в решении познавательных задач, поставленных воспитателем. На третьем этапе надо было совершенствовать поисковую деятельность детей за счет усиления самостоятельности в решении познавательных задач, поставленных воспитателем, а также в процессе решения задач, поставленных детьми самостоятельно.

В результате проведенной работы по обучению детей поисковой деятельности в процессе освоения знаний о природе можно сделать следующие выводы:

Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.

Познание природы детьми раннего возраста – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.

При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Решающую роль в экологическом воспитании младших школьников играет взаимодействие детского сада с семьей воспитанника. Подобное сотрудничество необходимо во всех возрастных группах, но в младшем дошкольном возрасте без него фактически невозможна реальная организация экологического воспитания и обучения. Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у дошкольника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

3. Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.

1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;

2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно

3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.

4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество.

5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию

6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.

7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.

Публикации по теме:

Проекты в детском саду. Ссылки на материалы. Для себя. Ссылки на проекты Проект " Наша родина Россия" Проект " По улицам родного города" Проект " Вместе весело считать" Проект ".

Мои статьи Мои статьи на сайте maam.ru 1. Дуб мудрости. Занятие по нравственному воспитанию. 2. Конспект занятия "Наш хлеб" в старшей группе 3. Проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Природа глазами детей!» (часть 3). Рекомендации для родителей
Опубликовано: 19 августа 2013 в 20:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Природа глазами детей!» (часть 3). Рекомендации для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Писарева (УИ 97435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД