Лилия Плетт
Проект по экологическому воспитанию «Наш дом — Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Доступная для ребенка передача первоначальных знаний об окружающей среде, ее значении для человека;
2. воспитание любви к природе, необходимости ее охраны;
3. поддержание эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
4. формирование у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Наш дом — Земля“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Методы, формы и средства: наблюдение, чтение литературы, игра, рисование.
Содержание проекта:
1. дидактическая сказка «Маленький мир у меня на столе».
2. дидактическая игра «Путешествие по волшебному лесу».
3. организация экологического уголка.
4. подведение итогов - конкурс рисунков «Мой дом - земля».
1 этап: Дидактическая сказка «Маленький мир на моем столе»
1.1. Чтение сказки (сопровождается иллюстрациями см. приложение)
В одном городе, на самом последнем этаже большого дома жил маленький мальчик по имени Никита. Больше всего он любил играть во дворе своего дома, там можно было бегать, прыгать и даже громко разговаривать. Дома этого делать нельзя: за каждой стеной живут соседи, и они не любят шумных мальчиков – так всегда говорили Никите родители. И Никита не прыгал, не бегал и не шумел, он ждал – выйду во двор, набегаюсь.
Наконец, мама разрешила Никите идти гулять. Мальчик быстро оделся, спустился по многочисленным лестницам, и вот он уже на улице. На детской площадке, на лавочке сидела Настя – девочка из соседнего подъезда. Никита обрадовался еще больше, ведь вдвоем будет веселее.
- Настя, пойдем кататься с горки – крикнул он девочке.
- Я сегодня не могу, у меня важное дело – ответила Настя.
- Какое дело, ты же просто сидишь? – спросил Никита подходя ближе, но тут он увидел на руках у девочки маленькое чудо – щенка чуть больше Настиных ладошек
- Откуда? – прошептал Никита, не сводя глаз с щенка.
- Родители подарили.
- А разве щенков дарят?
- Я очень просила.
Никите расхотелось гулять, вихрем взлетел он на самый последний этаж своего высокого дома, вбежал в квартиру и закричал:
- Мама, папа, я придумал, что хочу получить на день рождения.
- Тише, тише – раздалось одновременно из кабинета и кухни.
Родители вышли навстречу взволнованному мальчику.
- Ну что ты придумал – спросил папа – робота, машину с дистанционным управлением?
- Щенка…
Глаза у обоих родителей округлились, а папа даже открыл рот от удивления.
- Нет, нет, это совершенно невозможно, на самом последнем этаже такого высокого дома – сказала мама – он будет бегать стучать когтями о пол, ты будешь забывать вовремя вывести его на прогулку, нет, нет, нет.
- Категорически нет – эхом отозвался папа.
Никита, опустив голову, поплелся в свою комнату, спорить было бесполезно. Он лег на диван, накрылся одеялом и дал волю слезам – щенок, это так весело, но щенка у него не будет. Вдруг он услышал шорох, поднял голову и увидел маленького старичка в длинном колпаке, он сидел на столе и смотрел на мальчика.
- Кто ты – шепотом спросил Никита.
- Я волшебник. Почему ты плачешь, Никита?
- Родители не купят мне щенка, а я так хотел с ним играть.
- Щенок это не игрушка, я бы мог подарить тебе целый мир с животными, но справишься ли ты, ведь это такая ответственность.
- Я справлюсь, честное слово, справлюсь.
- Хорошо – сказал волшебник, взмахнул своей палочкой и исчез. А на том месте, где он только что сидел, оказался сундучок. Никита бросился к нему, открыл и, о чудо, внутри сундучка был маленький лес, на опушке которого резвились оленята.
- Мои оленята – с удовлетворением подумал мальчик – я буду очень о них заботиться.
Шли дни, у Никиты было много важных и интересных дел, он все чаще и чаще забывал вовремя покормить своих оленят, долить воду в ручеек и вовремя включить солнце на крышке сундучка. С каждым днем оленята становились грустнее, они уже не резвились, а лежали у ручейка и грустными глазами смотрели на мальчика.
Однажды Никита открыл свой сундучок и увидел что оленята лежат, не шевелятся, глаза их закрыты, они даже головы не подняли навстречу мальчику.
- Что с вами, посмотрите на меня – попросил мальчик, оленята молчали. Никита горько заплакал, он уже несколько дней не кормил своих питомцев.
- Что ты опять плачешь, Никита? – раздался голос сзади.
Никита резко повернулся и увидел уже знакомого старичка-волшебника
- Мои оленята, они не двигаются, и травка вся засохла, ручеек высох, мой маленький мир выглядит совсем ужасно…
- А заботился ли ты о нем? Ведь никто кроме тебя не мог о них заботиться.
- я забыл…
- А я так на тебя надеялся…
- Неужели ничего нельзя сделать?
- Я могу все восстановить, но мне придется забрать у тебя мой сундучок. – Волшебник взмахнул палочкой, и в ручейке снова потекла вода, травка зазеленела, маленькие деревья распрямили свои ветки, оленята оживились и снова стали резвиться на полянке. Старичок захлопнул крышку сундучка и исчез вместе с ним.
Прошло несколько дней.
- Никита – позвал мальчика отец, вернувшийся с работы. Никита вышел ему навстречу. На руках у отца сидел щенок.
- Мы с мамой подумали и решили, что тебе действительно нужен четвероногий друг.
Никита обнял щенка, уткнулся ему в мягкую шерстку. Не игрушка, а именно друг, о котором надо заботится, который не выживет без моей заботы и ухода, за которого я несу ответственность и которого никогда не оставлю без внимания.
1.2. Обсуждение с детьми сказки, выводы детей (возможные вопросы: о чем эта сказка, почему родители не согласились купить мальчику щенка? Для чего нужен был мальчику щенок? Чего опасался волшебник, давая мальчику сундучок? Чему учит нас эта сказка)
2 этап: Дидактическая игра «Путешествие в волшебный лес»
2.1 Действующие лица (взрослые): ведущий, заяц, старичок-боровичок, мальчик-хулиган,
Оборудование: декорации летнего леса, звуковоспроизводящая аппаратура, стол с принадлежностями для рисования, голубая ткань-ручеек, дерево без листьев, бутафорский огонь, ведерко с землей.
Под музыку дети входят в спортивный зал, в котором установлены декорации, изображающие летний лес. Ведущий обращает внимание детей на то как красив этот лес и предлагает детям отправиться в путешествие в этот лес. Дети отправляются в путешествие.
Навстречу им попадается заяц с перебитой лапкой.
Ведущий: Что с тобой случилось, зайка?
Заяц: В нашем лесу появился мальчик хулиган, он ходит по лесу и все портит, у него есть рогатка, он попал в меня камнем
Ведущий: мы поможем тебе, перевяжем лапку, правда ребята?
Ведущий вместе с детьми перевязывают зайцу лапу, он довольный убегает
Ведущий спрашивает у детей, хорошо ли поступил мальчик-хулиган, почему нельзя стрелять в зверей из рогатки. Затем предлагает детям нарисовать предостерегающий знак. Дети подходят к столу с принадлежностями для рисования и вместе с ведущим рисуют знак, запрещающий рогатки и вешают его на стену. Путешествие продолжается.
На пути ребятам попадается ручей, он обмелел, и рыбки оказались на суше.
Ведущий: Что случилось с тобой, ручеек?
Ручеек (звуковоспроизводящая аппаратура): Мальчик-хулиган набросал мусора в мое русло, и я не могу течь, мои рыбки очень страдают.
Ведущий: Ребята, давайте поможем ручейку, освободим его от мусора.
Ребята убирают мусор из ручья в специальный пакет, ручеек расправляется, и рыбки оказываются в «воде». Ведущий и дети обсуждают поведение мальчика-хулигана и снова рисуют знак, запрещающий кидать мусор в лесу. Путешествие продолжается.
На дороге стоит дерево со сломанными веточками и сбитыми листьями, под деревом сидит старичок-боровичок, ему тяжело дышать.
Ведущий: Здравствуйте! А что случилось с этим деревом?
Старичок-боровичок: Мальчик-хулиган поломал его и сбил все листья, дерево больше не может очищать воздух и мне тяжело дышать.
Ведущий: Чем мы можем помочь тебе и дереву?
Старичок-боровичок: Это волшебный лес, и самое большое волшебство это доброта, если вы добрые люди, то сила вашего добра поможет дереву.
Ведущий: Поможем дереву, ребята?
Дети с помощью ведущего приклеивают листья к веткам (на заранее приготовленный двухсторонний скотч). Ведущий рассказывает детям, для чего деревьям листья и почему без деревьев мы не могли бы дышать. Дети рисуют знак, запрещающий ломать деревья. Путешествие продолжается.
Дети видят костер и уходящего от него мальчика-хулигана.
Ведущий: Подожди, мальчик, зачем ты развел костер и почему оставляешь его?
Мальчик-хулиган: А что такого? Я был голодный, поджарил себе сосиски, поел, а теперь отправляюсь дальше гулять по лесу.
Ведущий: Но огонь пойдет дальше и подожжет весь лес. Надо его срочно погасить. Ребята, как можно потушить огонь?
Дети засыпают огонь землей.
Ведущий: Послушай мальчик, так гулять по лесу как это делаешь ты нельзя.
Мальчик-хулиган: Это еще почему?
Ведущий: Дети, давайте расскажем, что случалось с тем что встречалось мальчику на пути.
Дети рассказывают мальчику, что он делал не так и какие последствия имели его поступки.
Мальчик-хулиган: Я не знал, что делаю так плохо, что порчу все вокруг, я думал, что я просто играю, Я попрошу прощения у леса и больше никогда не буду так себя вести.
Дети вместе с мальчиком рисуют знак, запрещающий костры в лесу и вешают его к остальным знакам.
Ведущий: Ребята давайте посмотрим еще раз на знаки, которые мы с вами нарисовали и вспомним все, чему мы сегодня научились.
Дети вспоминают все правила, которым научились в своем путешествии.
Ведущий: Вы должны запомнить их, и всегда следовать им, и рассказывать о них своим друзьям и знакомым, и тогда наша планета еще долго останется зеленой и красивой.
Появляется старичок-боровичок: Ребята, большое спасибо вам, вы сегодня очень помогли нашему лесу и научили мальчика-хулигана, как надо вести себя в лесу. Примите в подарок от леса эти яблоки. Детям раздают яблоки.
3 этап: Организация экологического уголка с живыми обитателями природы.
Оборудование: растения, уже находящиеся в уголке природы, саженцы с корешками, пустые горшка, почва для комнатных растений, лейки, тряпочки для протирания листьев, аквариум, аквариумные принадлежности, рыбки.
3.1. Беседа с детьми на тему «Каков наш уголок природы». Используемые вопросы: Как выглядит наш уголок природы? Как называются растения в нем? Что необходимо, чтобы растения чувствовали себя хорошо? Что еще бы вы хотели добавить туда? Что еще кроме растений относится к живой природе?
3.2. Работа в уголке природы. Рыхление почвы в горшках, полив, протирание листьев, опрыскивание их водой. Затем дети вместе с воспитателем сажают в горшки новые растения.
3.3. Установка аквариума. Отстаивание необходимого количества воды в течение трех дней. Установка в аквариум необходимого оборудования и аксессуаров. Заливание воды. Пуск рыбок, кормление.
3.4. Установление дежурств по уходу за уголком природы.
Итоговая часть
Предполагается, что при проведении вышеизложенных мероприятий дети в доступной для них форме усвоят первоначальные знания об окружающей среде, ее значении для человека. У них выработается бережное отношение к природе, осознание необходимости ее охраны и приумножении природных богатств. Сформируется экологическое мышление и адекватное поведение с осознанием себя неотъемлемой частью природы.
Чтобы проверить эти результаты, проводится конкурс детского рисунка на тему «Мой дом земля».