Лучший педагог года

Проект «Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским» (14 фото)

Лариса Салямова
Проект «Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»

В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Изучение культурных традиций народов Мордовии убеждает, как уникальны семья, образовательное учреждение, которые хранят и развивают свою исконно русскую, мордовскую или татарскую самобытность.

Публикация «Проект „Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским“» размещена в разделах

Цель проекта : формировать у дошкольников представление об орнаменте и национальной одежде народов Мордовии; расширить и углубить знания детей о малой Родине;

воспитывать любовь к национальной культуре народов проживающих на территории Мордовии;

познакомить с национальными костюмами и вышивкой;

предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с особенностями национальных костюмов : мужского и женского, с разновидностями орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности;

развивающие:

- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- формировать интерес к культурному наследию народов Мордовии;

воспитательные :

- воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений;

- формировать любовь и уважение к мастерам народного творчества.

Объект исследования. Воспитание интереса к национальным костюмам жителей Мордовии, стремление изучить и понять наши национальные традиции.

Предмет исследования. Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с национальными костюмами.

Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма. Дети также узнают, как неграмотные крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.

Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки". Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.

Мир и общество меняются, приходит много хорошего, нового на смену устаревшим устоям. Нужно ли сохранять старые традиции или они безнадежно устарели и нужно их забыть? В вопросе важности сохранения традиции у людей образовывалось два мнения. Одни считают, что традиции нужно сохранять, чтобы народ помнил свои национальные черты. Раньше детей воспитывали по - другому, и они вырастали вежливыми и чтящими свою семью и своих предков. Сейчас же дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно и сами этого не знают. Вот, поэтому, мы решили знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем отличаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы хотим, чтоб воспитанники хоть немного знали историю своего народа.

Методы и приё мы:

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

1. Демонстрационный и дидактический материал.

2. Методическая литература.

3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.

4. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

5. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.

Авторы проекта : Салямова Лариса Марсовна

Участники проекта : дети средней группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта : информационно-творческий

Вид проекта : долгосрочный (2013/14 уч. год; 2014/2015 уч. год)

Условия реализации проекта :

1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.

2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.

3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.

4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Этапы проведения и реализации проекта :

1. Информационно-накопительный. (сентябрь-октябрь)

- Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта;

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

- Обращение к специалистам.

2. Организационно-практический. (ноябрь-май)

Литература

1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

2. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй- научно-популярный очерк, 1997, Казань.

3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации

4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 2007.

5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин

6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.

7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;

8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995

9. Андреева Ю. А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб. : «Паритет», 2006.

10. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб. -метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Абдулатипов Р. Г. Мой татарский народ. - М. : Классикс Стиль, 2005.- 208с.

12. Завьялова М. К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

13. История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б. М., Исламов Ф. Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.

В ходе работы над этим проектом совместно с родителями были оформлены папки с изображением костюмов народов Мордовии (татар, русских и мордвы) и росписи фрагментов орнаментов национальных костюмов

Проект «Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»
Фото «Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»
Проект - фото
В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития а в современных условиях она приобретает особое значение Изучение культурных традиций народов Мордовия Мордовии убеждает как уникальны семья образовательное учреждение которые хранят и развивают свою исконно русскую Мордовский национальный костюм мордовскую или татарскую самобытность

Составлены дидактические игры:

Национальная одежда Проекты Проектная деятельность Республика Татарстан Социализация и воспитание детей Проекты Татарский народный костюм Толерантность поликультурное воспитание Толерантность Проекты Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка февраль Цель проекта формировать у дошкольников представление об орнаменте и Национальный народный костюм Задачи образовательные познакомить детей с особенностями национальных костюмов мужского и женского с разновидностями орнамента привлечь родителей к

Оформлена папка с работами детей по данному проекту

Фото №1 Объект исследования

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Яркие воспоминания». Фотоотчёт о праздничном развлечении «Весёлая ярмарка»«Яркие воспоминания». Фотоотчёт о праздничном развлечении «Весёлая ярмарка» Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры любого народа. Мы хорошо осознаём, что народная культура является хранительницей.

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Поликультурное воспитание детей посредством знакомства с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 12:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД