Получи документы

Проект «Помогайте птицам»

Татьяна Григоренко
Проект «Помогайте птицам»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Тальменский детский сад №7»

Тальменского района, Алтайского края

Проект

тема: Помогите птицам

образовательная область: познавательное развитие

сроки: долгосрочный

Участники проекта : дети старшего возраста, родители, педагоги.

Вид проекта : исследовательский, практико - ориентированный.

составитель:

старшая группа

МКДОУ «Тальменский д/с №9»

СП ул. Юбилейная д. 11

Руководитель: Григоренко Т. А.

Тальменка 2018 год

Публикация «Проект „Помогайте птицам“» размещена в разделах

Обоснование актуальности.

Введение

Осенью количество корма сильно уменьшается, и многие птицы улетают в теплые края, в места, где больше пищи. Этих птиц называют перелетными. А часть птиц не улетает. Это зимующие птицы. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

Актуальность: Туго приходится птицам зимой : холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да кому придет в голову считать их. В условиях нашего города мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

С детьми и их родителями мы решили помочь зимующим птицам пережить зиму и провели акцию «Помоги зимующим птицам».

Вместе с родителями, дети сделали кормушки и повесили их на дерево вблизи детского сада. Стали подкармливать птиц. (Приложение 1) Надеемся, что каждый человек не будет проходить мимо кормушек, развешенных возле учреждения образования, и обязательно положит туда угощение для птиц. Нам захотелось выяснить, зачем людям необходимо подкармливать птиц зимой, узнать, какие птицы будут прилетать к кормушке и понаблюдать за ними. Так появилась тема нашего исследования.

Тема: «Почему необходимо помогать птицам

Цель исследования: узнать, почему необходимо помогать птицам.

Цель проекта : Развитие познавательного интереса и гуманного отношения к птицам.

Задачи:

1. Осознание детьми гуманно-ценностного отношения к птицам, доброжелательного отношения к ним; проявление эмоциональной отзывчивости на их состояние, интереса, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие как к друзьям природы.

2. Формировать умения помогать птицам, выбирая способ помощи в зависимости от их состояния и потребности.

3. Обогащать знания детей эмоционально-позитивным опытом на основе непосредственного общения с птицами, используя различные методы и приёмы.

Гипотеза: предположим, что если не подкармливать птиц зимой, не помогать им и не заботится о них, то они могут погибнуть.

Методы исследования:

Посмотреть книги о птицах. Обратиться к интернету за статистикой и материалом по теме. Провести наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке, сделать фотографии.

Провести опрос детей и их родителей и выяснить, помогают ли люди птицам зимой.

2. Теоретическая часть

I – й этап:

Цель: Выбор мотивации.

Осознание проблемы: Как помочь птицам? Что мы о них знаем? Что ещё хотим узнать?

Прочитав энциклопедию «Все обо всем», мы узнали, что голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Если мороз крепчает, птицы взъерошивают свои пёрышки. Число перьев остаётся без изменения, но зато в пустотах между ними резко увеличивается количество воздуха, который не пропускает тепло, идущее от животного.

Так же, что птицы — теплокровные животные. Даже, в большой мороз температура тела в них остается достаточно высокой и равняется в среднем 42,5 С. А в мелких воробьиных даже 45,5 С. Это - нормальная температура тела птиц. У нас, людей, при температуре тела 42 С, сжигается белок и организм погибает. А для птиц такая температура тела — нормальна.

Зачем же птицам такая высокая нормальная температура тела? Для полета! Полет требует больших расходов энергии мышц. Поэтому уровень обмена веществ, то есть введение в организм одних веществ и выделение других, должен быть чрезвычайно высоким. Вот для этого и нужна такая высокая температура тела. Чтобы поддерживать ее, птицы постоянно нуждаются в еде.

Интересно отметить, что взрослая птица в среднем съедает за день количество еды, которое составляет почти треть ее веса. А малыши? В период выкармливания дневная норма птенца почти втрое превышает его массу. Нужно учесть, что птицы — очень подвижные, то есть тратят энергию и на это. Взгляните только, какие они непоседы. Особенно — большие синицы. Поэтому не удивительно, что эти птицы на протяжении суток съедают насекомых больше, чем весят сами!

К сожалению, запас энергии в теле птицы очень малый, и в большие морозы они погибают не так от холода, как от истощения, потому что теряют в это время тепла — энергии — больше, чем получают его при усвоении еды.

На теоретических занятиях дети познакомились с тем, что зимой светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше. Особенно опасно для них обледенение и налипание мокрого снега. Естественный корм для многих видов становится практически недоступным. А потребность в нем возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми - практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу. А пару дней совсем без корма, да еще в холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель, не говоря уже об ослабленной птице. Вот почему птиц зимой очень нужно подкармливать. Особенно страшна бескормица для насекомоядных птиц, например, синиц.

Без помощи человека до весны доживает лишь одна из 10 синиц. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человек.

Поэтому каждый человек должен проявлять заботу о птицах. В зимнее время необходима подкормка птиц. Самый доступный и распространенный вид заботы - изготовление и развешивание кормушек.

Таким путем мы не спасаем птиц от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

2-я неделя октября

Формы работы с детьми:

Игровая ситуация: «Синичка принесла письмо о помощи»

• Наблюдение «Какие птицы нас окружают

• Игра-калейдоскоп «Узнай птичку»

• Экскурсия в парковую зону «Голоса осеннего парка».

• Чтение и обсуждение рассказа М. Богданова «О чём горевали птички», энциклопедии «Все обо всем», «Детская энциклопедия».

• Проблемная ситуация «Если исчезнут птицы

• Беседа «Как помочь птицам

II – й этап:

Цель: Проявление эмоциональной отзывчивости на состояние птиц.

I тема «Птицы - какие они 1 - 2 неделя ноября

• Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»

• Рассматривание фотографий, иллюстраций.

• Работа со схемами-моделями «Кто такие птицы

• Ежедневная подкормка птиц.

• Чтение стихов, загадок о птицах.

• Лепка «Птичка»

• НОД «Какие разные птицы»

• Оформление дневника наблюдений

II тема «Синичкины подружки» 1-2 неделя декабря

• Просмотр видеослайдов о птицах.

• Прослушивание голосов птиц в аудиозаписи.

• Чтение произведений М. Горького, К. Ушинского, Е. Чарушина.

• Д/и «Кто где живёт?», «Узнай по голосу».

• Ведение дневника наблюдений.

• Аппликация «Птицы на кормушке»

• Выпуск листовки «Помоги птицам

• Конкурс рисунков «Птичья столовая»

III тема «Кормушки» 4 неделя декабря

Кормушки своими руками.

В сети Интернет из рубрики «Поделки своими руками», дети, совместно с родителями, узнали, что можно смастерить кормушку своими руками и подкармливать зимующих птиц. Во время бесед выяснили и другие способы прикорма птиц : можно и просто рассыпать крошки хлеба на улице, в том месте, где птицы часто собираются. Кормушки для птиц – это очень простое «сооружение». Главное, чтобы было, куда насыпать корм и защитить его от снега, ветра и дождя.

Кормушки для птиц из подручных материалов.

Можно взять пустой молочный пакет, коробку или пластиковую бутылку (лучше 5-литровую) и быстро соорудить кормушку, вырезав отверстие для входа чуть выше днища. Края лучше обклеить изолентой, чтобы птицы не поранились об острые края бутылки.

Как выяснилось, птицы предпочитают кормушки, где отверстия больше, они боятся замкнутого пространства, поэтому лучше сделать 2 или 3 входа для птиц. (Приложение 2)

Обязательно прорезайте окна с двух сторон, чтобы птица, полакомившись вашим угощением, могла свободно покинуть кормушку. Иначе кормушка может превратиться в ловушку.

Деревянная кормушка для птиц

Между тем, сделать настоящую деревянную кормушку для птиц своими руками совсем не сложно и служить она будет не один сезон. Самая простая в изготовлении деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Бортики пусть будут достаточно высокими, чтобы порывами осеннего ветра не сдувало хлебные крошки или семечки. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает корм от дождя и снега. Сделать такую простую кормушку для птиц под силу каждому. (Приложение 3)

Куда повесить кормушку?

Для того чтобы посещаемость кормушки была высокой, ее надо правильно разместить, иначе птицы, почуяв опасность, будут ее игнорировать. Хорошо, когда рядом с кормушкой есть кусты или ветви дерева – в случае опасности птица сможет там спрятаться. Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку для птиц можно повесть на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

• Объявили конкурс (в рамках конкурса «Папа может») «Кормушка для пичужки»».

• Ежедневная подкормка птиц.

Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке.

Первых, два дня на кормушку птички не прилетали.

Затем на кормушку начали прилетать синички. Сначала прилетела одна синичка. Потом стало прилетать 6-8 синичек. Очень редко прилетают 2-3 воробья.

Вначале мы решили выяснить кормовые предпочтения этих птиц.

Для этого в одну кормушку мы насыпали крошек белого хлеба, а в другую семечек подсолнуха. Заметили, что вначале птицы склевали одни семечки, а хлебные крошки остались. Потом не стали подсыпать семечки, все хлебные крошки были съедены. Заметили то, что синицы с большой охотой клюют свежее сало.

Вывод: птицы отдают предпочтение семенам подсолнечника и салу. В последнюю очередь подъедают хлебные крошки.

Далее мы решили выяснить, в какое время птицы прилетают к кормушке и как себя ведут. За день у кормушки птицы появляются 3 раза за день. Утром они появляются, когда начинается рассвет, когда дети идут в детский сад. Утром они очень веселые и подвижные. О своем появлении они сообщают веселым щебетом. Второй раз они появляются в обед, с 11 до 13 ч., когда дети на прогулке или заходят с прогулки. Они также весело щебечут, но уже не так подвижны. Последний раз они появляются в 16 - 17 часов и исчезают с началом темноты. Птицы к вечеру делаются спокойными и мало щебечут. Изредка издают отдельные звуки.

В 17 ч 30 минут птицы к кормушке больше не прилетают. Мы специально насыпали корм в это время, утром в 7 часов он лежал абсолютно не тронутый.

Сделаем вывод, что птицы наиболее активны только в светлое время суток.

Во время наблюдения заметили, что птицы ведут себя по-разному: например синичка ведет себя осторожно, сразу к кормушке не подлетает, сначала посидит рядом, осмотрится и только потом подлетает к ней. (Приложение 5) Выберет семечку, схватит ее клювом и отлетает в сторону. (Приложение 6). Лапками придерживает семечку, а клювом выклевывает мякоть. Расправится с ней в стороне и снова в кормушку. А воробей не улетает от корма, пока не наестся, или кто-нибудь его не спугнёт.

Из наблюдений за птицами заметили, что на поведение и активность птиц влияют и погодные условия. Если дует ветер или идет сильный снег, то птичек на кормушке очень мало. Иногда даже нет ни одной, хотя корм находится на кормушке. Также заметили, что в холодную погоду птицы съедают корма больше и быстро, едят все подряд и семечки, и хлебные крошки, чем в более теплую погоду.

Конфликтов между птицами мы не увидели, но заметила, что если на кормушке находятся воробьи, то синички даже не приближаются к кормушке.

Вывод: В среднем прилетает 5-6 птиц в день. Самый частый посетитель кормушек синица, воробьи прилетают реже. А из пищи птицы охотнее всего клюют семена подсолнуха, он съедается быстрее, чем хлеб. Также - в холодную погоду птицы едят больше, чем в более теплую погоду.

• Работа мастерской «Птичья столовая».

• Аппликация «Птицы на кормушке».

• НОД «Птичья столовая».

IV тема «Кто? Где? Когда?» 2 неделя января

• Создание банка идей «Как ещё помочь птицам

(рекомендации по изготовлению кормушек, скворечников; изготовление запрещающих знаков по правилам поведения в лесу; составление рекомендаций по кормлению птиц; составление картотеки птиц живущих в нашем регионе; составление «Красной книги птиц» и т. д.)

• Создание информационной рубрики на информационном стенде «Это интересно».

• П/и «Птицелов», «Птицы в гнездышках», «Птицы и кот»

• Игра-драматизация «Чей нос лучше?».

• Теневой театр «Изобрази клюв».

• Пальчиковая гимнастика «Изобрази птичку».

• НОД «Прогулка в лес с красной шапочкой.

V тема «Мы - орнитологи» 3 - 4 неделя января

• Рассматривание энциклопедии животного мира (раздел «Птицы»)

• Рассматривание схем «Кто кого ест?», «У кого какой клюв?», «У кого какие ноги?»

• Игровой тренинг «Паутина», «Кто прилетел?»

• Д/и «Кто кого ест?», «Каждый на своём месте»

• Создание альбома «Птицы нашего региона»

• Игра «По загадке и отгадка» (жесты, мимика)

• НОД «Что мы знаем о птицах

VI тема «Птицы спасут планету» 1-2 неделя февраля

• Заучивание стихов, закличек, песен о птицах.

• Конкурс чтецов «Литературная гостиная пернатых»

• Фотовыставка «Я и птички».

• Оформление коллажа «Птицы на планете».

• Изготовление книжек – малышек «Сказки про птичек».

• Инсценировки «Случай в лесу», «Встреча в саду»

• НОД «Птицы спасут планету».

VII тема «Разведка весенних примет» 1—я неделя марта

• Виртуальная экскурсия в лес «Голоса леса»

• Видео викторина «Узнай птиц»

• Чтение произведений Р. Снегирёва, В. Бианки и др.

• П/и разных народов «Журавли», «Гуси», «Ястреб и утки»

• Творческий конкурс «Кто скоро вернётся в родной край!»

• Выпуск листовки «Ждём пернатых друзей!»

VIII тема «Мы нужны друг другу на земле» 3 - 4 неделя марта

• Создание копилки «Интересные факты из жизни птиц».

• Акция «Скворечник!»

• Акция «Птичка на книге».

• Музыкально – развлекательная программа «Птичий базар»

• Игры «Журавли летят», «Дупло совы», «Слет птиц»

• НОД «Грачи прилетели!»

III – й этап:

Цель: Творческое применение полученных знаний и умений на практике.

Осознание важности своего участия в помощи птицам. Выдвижение новых гипотез, проблем

Заключение

Цель нашей работы достигнута. Мы с детьми узнали, почему необходимо помогать птицам.

Узнали, что птицы — теплокровные животные. Даже, в большой мороз температура тела в них остается достаточно высокой и равняется в среднем 42,5 ’С. Такая температура тела им необходима для полета. Полет требует больших расходов энергии мышц. Чтобы поддерживать ее, птицы постоянно нуждаются в еде. Нужно учесть, что птицы — очень подвижные, то есть тратят энергию и на это. Поэтому птицы на протяжении суток съедают насекомых больше, чем весят сами. К сожалению, запас энергии в теле птицы очень малый, и в большие морозы они погибают не так от холода, как от истощения, потому что теряют в это время тепла — энергии — больше, чем получают его при усвоении еды.

В благодарность птицы будут нам за это очищать наши сады весной от вредителей. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.

Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человек.

Поэтому каждый человек должен проявлять заботу о птицах. В зимнее время необходима подкормка птиц. Самый доступный и распространенный вид заботы - изготовление и развешивание кормушек.

Выяснили, что кормушки можно изготовить из любого подручного материала: из пластиковых бутылок, коробок. Можно смастерить и деревянную кормушку. Прикрепить кормушку можно в любом безопасном месте для птиц. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Узнали и рассказали другим чем можно подкармливать птиц.

Человек должен помнить, что положив однажды в кормушку угощение для птиц, должен не забывать подкармливать их и впоследствии. Птицы, привыкнув к постоянной подкормке, могут погибнуть, если Вы вдруг перестанете их кормить.

Из наблюдений сделали выводы, что на поведение птиц влияют погодные условия. В теплую погоду птицы весело щебечут. В ветреную и снежную погоду птицы летают очень редко. В морозную погоду птицы съедают корма больше, чем в теплую погоду.

Гипотеза о том, что если не подкармливать птиц зимой, то они могут погибнуть, подтвердилась.

Опрос посетителей детского сада и соседей по дому (домашнее задание) показал, что есть не равнодушные люди, которые подкармливают птиц и тем самым помогают многим птицам выжить. Значит, популяция птиц сохранится. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

• Парад скворечников.

• Экологический досуг «Праздник птиц».

За время акции были изготовлены, при помощи родителей кормушки, затем кормушки развесили во дворе детского сада. Провели конкурс рисунков "Птицы наши друзья", конкурс чтецов, творческий конкурс «К нам птички летят», создали банк идей «Как ещё помочь птицам. Провели акцию-призыв "Покормите птиц", где вручали всем жителям нашего микрорайона эмблемы, брошюрки, рекомендации с изображением птиц и надписью «Покормите птиц, и много других познавательных и развлекательных мероприятий.

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем вместе птицам помогать» Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем вместе птицам помогать». (средняя группа) Цель: уточнить представления.

Фотоотчёт об участии в городском природоохранном конкурсе «Птицам трудно зимовать — птицам нужно помогать!»Фотоотчёт об участии в городском природоохранном конкурсе «Птицам трудно зимовать — птицам нужно помогать!» Воспитанники моей группы и их родители участвуют в городском природоохранном конкурсе:"Птицам трудно зимовать-птицам нужно помогать!" в.

Фотоотчёт об экологической акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» (часть 2)Фотоотчёт об экологической акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» (часть 2) Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это.

Фотоотчёт об экологической акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» (часть 1)Фотоотчёт об экологической акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» (часть 1) Наступила зима. Зима — тяжелое испытание для пернатых. По статистике, восемь из десяти птиц погибают. Вовсе не от холода, как многие полагают,.

Фотоотчёт экологической акции во второй младшей группе «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать!»Фотоотчёт экологической акции во второй младшей группе «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать!» Проведение природоохранных акций стало традицией для нашего детского сада. Организация и проведение акций позволяет привлекать к природоохранной.

Конспект занятия «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: формирование познавательного интереса к окружающей среде, знакомство детей с птицами нашего края, с их внешним видом и повадками,.

Проект «Поможем зимующим птицам» Актуальность: Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства.

Проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» Актуальность проекта: Формировать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания.

Творческий проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» Творческий проект "Трудно птицам зимовать надо птицам помогать" Цель проекта: Развитие нравственных чувств через экологическое и трудовое.

Экологическая акция для детей всех групп ДОУ «Птицам трудно зимовать, птицам нужно помогать!»Экологическая акция для детей всех групп ДОУ «Птицам трудно зимовать, птицам нужно помогать!» Экологическая акция «Птицам трудно зимовать, птицам нужно помогать!» Цели и задачи мероприятия: • Расширять знания детей о птицах, условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Помогайте птицам»
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 05:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД