Ирина Каменева
Проект «Портфолио как собрание индивидуальных достижений в развитии математических представлений у дошкольника 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Портфолио как собрание индивидуальных достижений в развитии математических представлений у дошкольника 5–6 лет»
Содержание
1. Актуальность
2. Постановка проблемы
3. Цель и задачи
4. Стратегия и механизм реализации проекта
5. Предполагаемые результаты
6. Механизм оценки результатов
7. Дальнейшее развитие проекта
8. Список литературы
9. Приложение
1. Актуальность.
Публикация «Проект „Портфолио как собрание индивидуальных достижений в развитии математических представлений у дошкольника 5–6 лет“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Портфолио дошкольника
- Проекты. Проектная деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Сегодня во многих детских садах создаются портфолио дошкольников. Являясь своеобразной копилкой личных достижений ребенка в различных видах деятельности, портфолио дает возможность педагогам фиксировать неповторимые индивидуальные проявления детей в течение всего времени пребывания их в дошкольном учреждении.
Важная цель портфолио — увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио прежде всего, необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Сбор материала для Портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей Портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.
Портфолио предполагает смещение акцента с того, чего ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок (А. Л. Пинский).
Не менее важными являются тематические портфолио, которые позволяют как педагогу, родителям ребенка и прежде всего ему самому увидеть динамику его успехов в определенной сфере, на пример математике.
2. Постановка проблемы.
Основываясь на собственном опыте работы по ФЭМП у детей 5-6 лет, одной из причин, отсутствия у дошкольников интереса к изучению основ математики, является неумение ребенка определять цели и критически оценивать результаты своей деятельности, что значительно осложняет работу педагога. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию ЭМП. Но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребенка.
В связи с этим, я считаю, что при ФЭМП у дошкольников 5-6 лет, необходима организация для ребенка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности, путем создания портфолио его достижений в математике. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.
3. Цель и задачи.
Целью проекта, является организация ситуации успеха для каждого дошкольника (5-6 лет, старшая группа) в процессе изучения математики, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, по средством создания индивидуального портфолио.
Задачи:
1. максимальное раскрытие индивидуальных математических способностей каждого ребенка;
2. развитие познавательных интересов дошкольников и формирование готовности к самостоятельному познанию;
3. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;
4. формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
4. Стратегия и механизм реализации проекта
1. Первый этап – поисковый. Изучение научной психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Второй этап – опытно-экспериментальный. Разработка и апробирование портфолио по математике для дошкольников 5-6 лет.
Мною было разработано портфолио «Моё путешествие в математику», на основе программы Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька» для детей 5-6 лет (часть 1). На страницах портфолио ребенок знакомится с девочкой Дашей и её другом обезьянкой (персонажи из мультфильма «Путешественница Даша, которые приглашают ребенка отправится в путешествие в загадочную страну Математику. Данные герои будут следовать вместе с ребенком страница за страницей портфолио, преодолевая испытания знаниями и умениями. Для индивидуализации портфолио первые его страницы посвящены личности ребенка: его имя, фамилия, день рождения, отпечаток ладони (через год приложив свою ладонь к отпечатку ребенок, может увидеть насколько она увеличилась, хобби, увлечения, мечты и желания, друзья и родители (словом коллаж, который в общих чертах обрисовывает мир ребенка). Далее ребенок оценивает свои знания и умения перед путешествием. Оценка с помощью смайликов-весёлый (Да, у меня всё получается, спокойный (Пока не всё получается, грустный (Увы, пока не получается). Все последующие страницы заполняются ребенком совместно с родителями или педагогом, по мере изучения нового материала. Ребенок оценивает свои результаты, систематизирует свои достижения.
3. Третий этап –обработка результатов опытно-экспериментальной работы.
Портфолио собирается в течении года. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их успехи в математике.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей.
Однако одно из главных условий создания портфолио – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании.
5. Предполагаемые результаты
- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к математике;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в математике.
6. Механизм оценки результатов
Результативность проекта оценивается количеством детей, пожелавших принять участие в сборе собственного портфолио по математике, увеличением интереса детей к изучению математики.
7. Дальнейшее развитие проекта
Логическим продолжением проекта является создание портфолио по математике, на основе программы Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька» для детей 6-7 лет (часть 2).
8. Список литературы
1. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3. - С. 32 – 36.
2. Михеева Е. В. Статья. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики достижений ребенка. https://do.gendocs.ru/docs/index-378944.html
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Методические рекомендации по курсу: "Раз - ступенька, два - ступенька. " Изд: Ювента, 2008.
4. Портфолио в ДОУ : сборник /авт. -сост. Н. А. Кочкина - М. : 2012.
5. Юдина И. Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.