Елена Полазнова
Проект познавательно-игровой деятельности «В страну интересных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация познавательно-игрового проекта
для детей старшего дошкольного возраста
«В стране интересных слов»
В МБДОУ детском саду №9 «Рябинка» г. Сергача
Участники: Полазнова Елена Юрьевна
воспитатель старшей группы «Радуга»,
дети старшего дошкольного возраста,
родители.
Актуальность:
Публикация «Проект познавательно-игровой деятельности „В страну интересных слов“» размещена в разделах
Дети по-разному входят в мир общения: одни - легко и свободно, другие – скованно и неуютно. В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Наличие ошибок в ответах детей обусловлено ограниченностью словарного запаса, недостаточным пониманием значения слова, трудностями актуализации слова. С этими проблемами, которые делают речь детей бедной и стереотипной мы столкнулись в нашей группе. На одном из занятий по развитию речи, лексической теме «Посуда», дети стали задавать вопросы, почему так называются некоторые предметы кухонной утвари (сковорода, кастрюля). Мы стали искать ответы на интересующие нас вопросы, так у нас родилась идея создания проекта, ведь совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса детей. Своевременное развитие лексического строя у детей является важнейшим условием его полноценного речевого и умственного развития.
Цель проекта : Способствовать формированию речевого общения детей через познавательно-игровую деятельность.
Тип проекта : познавательно-игровой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Задачи проекта :
1. Развивать речь детей, через игровую деятельность.
2. Обогащать словарный запас у детей.
3. Расширять знания детей о значении слов, формировать лексико-грамматический строй речи.
4. Обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
5. Воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность.
6. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
Способы и средства достижения результата:
1. Организация подвижных и дидактических игр, инсценировок.
2. Организация экскурсий (кухня, магазин)
3. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов.
4. Чтение и обсуждение сказок, рассказов, примет, пословиц и поговорок.
5. Организация продуктивных видов детской деятельности – рисование, лепка, аппликация.
6. Показ слайдов, презентаций.
7. Организация занятий за песочно-световым столом (Пескотерапия)
Конечный результат:
1. Повышение интереса детей и родителей к совместной познавательно-игровой деятельности.
2. Обогащение игрового, коммуникативного, эмоционального опыты дошкольников.
3. Увеличение словарного запаса детей по лексическим темам.
4. Создание продуктов совместной деятельности : Книжки-малышки «Посуда», макеты «Домашние животные», «Животные жарких стран»
5. Подготовлены конспекты занятий.
6. Подготовлен диагностический инструментарий по проекту.
7. Подготовлены презентации и слайды для детей и родителей «Что мы знаем о посуде», «Продукты питания».
8. Конкурс чтецов
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный: декабрь 2016 года
2. Практический: январь - февраль 2017 года
3. Заключительный: февраль 2017 года
Подготовительный этап начался:
1. Изучение источников информации к проекту : подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме. Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет); Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет.
2. Формирование темы проекта, его цели и задач;
3. Подготовка материалов, наглядных пособий, игр для практической и речевой деятельности детей;
4. Подбор наглядного материала и необходимого оборудования;
5. Разработка плана занятия с детьми;
6. Планирование взаимодействия с родителями воспитанников;
Практический этап:
1. Экскурсии в магазин.
Закрепление знаний о продуктах. Уточнение их названий, вкусовых качеств, формы. Сформировать обобщающее понятие «Продукты». Активизировать словарь детей в процессе наблюдения. Закрепить умение у детей выражать свою просьбу, обращенную продавцу. Воспитывать культуру поведения в магазине.
Экскурсия на кухню в детском саду, где дети могли увидеть разнообразие кухонной посуды (кастрюли, сковороды) сравнить их по величине, и закрепить знания о необходимости кухонной посуды (приготовление пиши – жарить, варить в ней). Обратить и закрепить у детей назначение кухонной посуды. Закрепить в активном словаре прилагательные.
2. Изготовление альбомов: «Транспорт», «Посуда», «Электроприборы», «Продукты», «Магазин бытовой техники», «Одежда, обувь, головные уборы», «Домашние животные», «Дикие животные, животные жарких стран» -на обогащение и активизацию словаря детей по лексическим темам.
3. Песочная терапия «Кто, где живет?» -расширение знаний об окружающем, активизация словаря по теме «Домашние животные».
4. Сюжетно –ролевая игра «Ждем гостей» - совершенствования навыка ведения диалога, расширение навыка построение разных типов предложений за счет активизации и расширения словаря.
5. Изготовление книжки- малышки совместно с детьми по теме «Посуда».
6. Использование ИКТ игры «Свари суп» в индивидуальной работе с детьми.
7. Сюжетно-ролевая игра «Кулинарная телепередача» -развитие творческих навыков в игровой деятельности, активизация словаря по теме «Продукты».
8. Музыкально-театрализованная деятельность : «Масленица».
9. «Сундучок загадок» - развитие умение составлять описательные рассказы о предметах, в процессе составления загадок по темам: «Домашние и дикие животные».
10. Проведение с детьми авторской дидактической настольно-печатной игры «Продукты».
10. Подготовка и проведение консультации для родителей: «Речевые игры с детьми», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».
11. Совместно с родителями были изготовлены макеты «Домашние животные», «Животные жарких стран».
12. Закрепление полученных знаний у детей в продуктивной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации).
13. Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка» с целью выявления наибольших затруднений.
14. Деловая игра с родителями ДОУ «Обучение детей творческому рассказыванию».
15. Круглый стол-дискуссия с педагогами «Мой опыт в решении проблемы речевого развития детей».
Заключительный этап:
1. Защита детско–родительских проектов по темам : «Животные леса», «Продукты», «Посуда», «Животные жарках стран».
2. Тематическая выставка дидактических игр в помощь родителям.
3. Пополнение речевого центра группы играми на обогащение и активизацию словаря.
4. Создание картотеки по обогащению и активизации словаря детей дошкольного возраста.
5. Проведение викторины с детьми на тему «В страну интересных слов».
6. Своим опытом я планирую поделиться на РМО педагогов дошкольных образовательных организаций Сергачского района, размещение материала в социальных сетях работников образования и на сайте ДОУ.