Приложение МААМ

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Анна Федяева
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №248» комбинированного вида г. Новокузнецка

Проект

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе ознакомления с народной куклой»

Автор:

Федяева А. А., воспитатель

2014

Вид проекта : долгосрочный.

Тип проекта : творческий, информационный, групповой.

Участники: дети 6 – 7 лет, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Публикация «Проект „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Сроки реализации: учебный год.

Цель: сформировать интерес к русской народной культуре, на основе ознакомления с народной куклой, бытом и традициями русского народа.

Задачи:

• Воспитать интерес и уважение к русской народной культуре.

• Развить художественный вкус, эстетическое восприятие, творчество.

• Расширить словарный запас средствами устного народного творчества.

• Сформировать знания о народной кукле, расширить кругозор об её использовании в быту и обрядах, научить изготавливать куклу своими руками.

• Привлечение родителей в процесс ознакомления с народным творчеством.

Предполагаемый результат

• Проявление у участников проекта интереса к русским традициям, народному творчеству, русской народной культуре.

• Расширение представлений о быте русского народа.

• Создана предметно – развивающая среда и условия для обогащения художественной деятельности детей.

• Взаимодействие педагогов и семьи в художественно – творческом развитии детей.

Этапы проекта

1. Подготовительный (июнь - сентябрь).

• Диагностика детей и родителей по выявлению уровня знаний о народном искусстве.

• Изучение и сбор информации по теме проекта.

• Определение цели и задач.

• Анализ предметно – развивающей среды группы.

2. Основной (октябрь – апрель).

• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

• Организация выставки тряпичных кукол в группе.

• Консультации для педагогов и родителей по теме проекта.

• Мастер – классы для родителей и педагогов.

• Создание в группе условий для реализации проекта.

• Создание презентации для детей и родителей группы.

3. Заключительный (апрель – май).

• Анализ, обобщение результатов проекта.

• Создание мини – музея тряпичных кукол «Крупеничка».

Приобретение коллекции кукол в народных костюмах.

• Выставка кукол, изготовленных детьми для родителей «Куклы моей бабушки».

• Обмен опытом работы с педагогами ДОУ.

• Развлечение - экскурсия в мини – музей группы. Тема: «Путешествие в русскую деревню» с участием родителей.

Блочно – тематический план реализации проекта

Блок № Тема недели Задачи Содержание и

Форма работы Интеграция образовательных областей

1

«История

Возникновения тряпичной куклы. Быт и традиции русского народа». «Не красна изба углями, а красна пирогами».

Знакомство с интерьером русского жилища. Научить расставлять мебель в избе, используя алгоритм, воспитать интерес к быту и интерьеру русского жилища. Показ макета русской избы.

Рассматривание алгоритма традиционного размещения мебели.

Рассказ о красном угле в комнате. - Познание

коммуникативная

- познавательно - исследовательская

- чтение художественной литературы.

«История народной куклы». Научить скатывать шар и валик из ваты, побудить интерес к процессу изготовления куклы. Показ, беседа. Как выглядела первая кукла.

Первая кукла не являлась игрушкой, она играла роль оберега. - Познавательно – исследовательская

- продуктивная

коммуникативная

- чтение художественной литературы.

«Русский народный костюм». Учить последовательности одевания куклы в народный костюм, используя алгоритм, видеть отличие от современной одежды. Показ иллюстраций, рассказ, как назывались предметы одежды, головные уборы, Д/игра «Одень куклу в национальный костюм». - Игровая

коммуникативная

- чтение художественной литературы

- познавательно – исследовательская

«Арина – журавлиный лёт». Учить подбирать ткань для изготовления птички, побудить интерес к жизни птиц, к процессу их изготовления. Беседа о птицах

как гнездятся,

чем питаются, рассказ, как на Руси провожали птиц осенью, загадки, рассматривание иллюстраций, Д/игра «Прилетели птицы». - Продуктивная

коммуникативная

- чтение художественной литературы

- двигательная.

2

«Игрушки – небалушки»

Обрядовые куклы. Кукла «Рябинкины именины». Учить детей с помощью алгоритма изготавливать для куклы детей – «кувадок». Воспитать интерес к обрядовым традициям. Рассматривание куклы, пояснение,

почему так называется, кукла - символ материнства. Её дарили многодетным матерям на День Матери. - Продуктивная

коммуникативная

- чтение художественной литературы.

Кукла «Симеон Летопроводец» Продолжать побуждать детей проявлять интерес к народным традициям. Разучить примету про урожай. Научить русской народной танцевальной импровизации под песню. Рассматривание куклы, с этой куклой праздновали конец лета, окончание полевых работ. Д/игра «Собери урожай». Слушание песни «Урожайная». - Двигательная

- игровая

коммуникативная

- музыкально – художественная

- чтение художественной литературы.

Кукла - «Пеленашка». Учить детей пеленать маленькую куклу, побудить интерес к процессу пеленания для дальнейшего применения умения в игре, разучить колыбельную. Кукла – «Пеленашка» делалась матерью перед рождением ребёнка. Эту куклу клали в колыбель, и она оберегала младенца. - Продуктивная

коммуникативная

- музыкально – художественная.

Кукла «Кузьма и Демьян» - покровители ремёсел. Научить детей различать виды ремёсел, сравнить с современными профессиями. Разучить потешку: «Эй, кузнец – молодец…» Рассматривание иллюстраций, беседа о кузнечном деле, загадки о ремесле. Д/ игра:

«Кому что нужно для работы». - Двигательная

- игровая

коммуникативная

- чтение художественной литературы.

3

«Куклы – обереги». Кукла - «Колокольчик» Дать понятие – оберег. Продолжать воспитывать интерес и уважение к народному искусству. Побудить детей вместе изготовить по желанию одну куклу, учить распределять задания. Рассказ о Кукле, она приносит в дом радость и

веселье. Оберег

хорошего

настроения. Рассуждение о роли куклы в жизни наших предков. - Продуктивная

коммуникативная

- трудовая

-познавательно – исследовательская

- социализация.

Кукла - «День и ночь». Учить детей самостоятельно подбирать ткань для работы. Ввести новую Д/игру «Назови виды ткани». Рассказ о Кукле. Она имеет 2 стороны: тёмную и светлую. Делали её под Новый год. Кукла служила оберегом жилища. Её поворачивали светлой стороной на день, тёмной на ночь. Игра «День и ночь». - Двигательная

- игровая

коммуникативная

-познавательно – исследовательская

Кукла - «Коляда». Дать понятие слову коляда. Разучить колядку. Инсценировка обряда с куклой. Рассказ о коляде. Слушание аудиозаписи. Рассматривание иллюстраций. Коляду делали к 25 декабря. С ней проходили колядки. От её имени желали счастья и благополучия. Коммуникативная

- музыкально – художественная

- чтение художественной литературы

- двигательная.

Кукла «Рождественский Ангел». Учить изготавливать ангела, используя алгоритм. Побудить желание изготовить ангела кому – то из членов семьи. Прослушивание рождественских песен. Рассказ о рождестве. Рассуждение. Рассматривание иллюстраций. Ангела изготавливали при дневном свете, в хорошем настроении думая о человеке, которому предназначен ангел. - Продуктивная

коммуникативная

- музыкально – художественная

- трудовая.

4

«Куклы разных традиций». Кукла «Домашняя масленица». Учить читать алгоритм. Воспитать интерес к русским традициям. Разучивание стихотворения о масленице. Рассказ о Масленичной неделе. Показ иллюстраций. Слушание песни «Блины». Игры и упражнения под музыку. Рассказ о кукле, из чего делали, роль куклы в празднике. Коммуникативная

- двигательная

- музыкально – художественная

- чтение художественной литературы.

Кукла «Крупеничка». Учить детей выполнять коллективную работу. Побудить интерес к процессу изготовления, к традиции. Рассказ – показ. Рассматривание видов зерна. Зерно – символ сбережённых сил земли. Куклу наполняли разным зерном. Или пшеницей. Чтение сказки «Крупеничка», обсуждение. Коммуникативная

- продуктивная

- трудовая

-чтение художественной литературы

- социализация.

«Герасим – грачевник».

Прилёт жаворонков. Развивать умение делать птиц из ткани, используя алгоритм. Воспитывать интерес к традиции встречи весны и птиц. Беседа о перелётных птицах. Рассматривание фотографий. Отгадывание загадок. Жаворонков делали для встречи птиц из яркой ткани – символ весны. Д/ игр «Прилетели птицы». Весенний хоровод. - Двигательная

-игровая

- продуктивная

коммуникативная

- музыкально – художественная

-чтение художественной литературы.

«Пасхальный заяц». Научить делать зайца из ткани, побудить желание сделать подарок к празднику для своих родных. Рассказ о Пасхе, его значении на Руси. Закликание весны, игры – хороводы. Стихи, песни, подвижные игры. Развлечение. Коммуникативная

- двигательная

- продуктивная

- музыкально – художественная

- чтение художественной литературы.

Результативность проекта

Результатом проекта является то, что дети, получив достаточное представление о народной кукле, не только девочки, но и мальчики изъявили желание попробовать сделать куклу своими рукам. Родители тоже приняли участие: помогли с материалом для изготовления кукол, принимали участие в совместных праздниках. Применение архаичной технологии позволило напомнить участникам проекта об истоках нашего национального искусства. И в то же время показать, как изделия из традиционных материалов способны украсить, облагородить наш современный быт. Благодаря восприятию народного творчества, ребёнок обогатился, как личность. Эмоциональный толчок активизировал познавательную сферу. На народном творческом материале постигаются нравственно – этические истины в соответствии с возрастом и опытом. Этому способствовала систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям. Исходя из этого, можно сделать вывод:

• у детей обогатилась и активизировалась речь;

• расширились представления об окружающем мире;

• сформированы первоначальные навыки изготовления народных кукол;

• появился интерес и уважение к русской народной культуре.

Перспективы проекта

Увеличение коллекции народных кукол в группе для ознакомления с бытом и традициями русского народа. Создание коллекции кукол, изготовленных детьми и родителями. Привлечение родителей к участию в народных праздниках, мастер – классах.

Литература

1. Программа. Князева О. Л, Маханёва М. Д «Приобщение детей к истокам народной культуры», СПб. : «Детство-Пресс», 1999г.

2. Котова И. Н, Котова А. С «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб. : «Паритет», 2003г

3. Зимина З. И «Текстильные обрядовые куклы», СПб. : «Ладога» 2007г.

4. Соколова Л., Некрылова А., «Воспитание ребёнка в русских традициях».

5. «Дошкольное воспитание» № 5-6, 1992г. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Изготовление настольного конусного кукольного театра по русской народной потешке «Тень — тень, потетень». Мастер-класс Видео Тень – тень, потетень, Выше города плетень, Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялась лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 20:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Федяева (УИ 266104) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД