Светлана Николаева
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Приобщение детей к истокам русской культуры
Подготовила воспитатель
Николаева Светлана Васильевна
Актуальность проведения данного проекта
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, пробуждающим личность.
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской культуры“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Исходя из этого, для ознакомления детей с истоками русской культуры и приобщения к ней, мною выбраны следующие приоритеты :
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2 Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с у. н. т., мы тем самым приобщаем их обще человеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и муз. ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях у. н. т. занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3 Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общ. жизни человека во всей целостности и разнообразии.
4 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным искусством.
Таким образом, приобщая детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, видна стратегия личностной культуры ребёнка.
Основная цель проекта – создание условий для активного освоения детьми культурного богатства русского народа
Задачи:
• - Знакомить детей с фрагментами богатейшего духовного наследия русского народа, представленного различными видами народного искусства.
• - Пробуждать интерес к Р. Н. Т.
1 любознательность
2 исследовательский интерес
3 желание творчески самовыражаться
• - Воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ
• - Обогащать детскую речь малыми фольклорными формами
• - Расширять представление об окружающем мире, приобщать к истокам русской культуры
Ознакомление сданной темой позволяет решать задачи:
Умственного воспитания
(развитие психических процессов – внимания, мышления, воображения, памяти, формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.)
Нравственно-патриотического воспитания
Эстетического воспитания
Трудового воспитания
Физического воспитания
Эмоционально-экспрессивного воспитания
(культура чувств : «Что чувствуешь, когда слушаешь музыку?» «Праздничное настроение – какое оно?» «Найди цвет радости, цвет грусти» и т. д.
Методы и приёмы обучения
1 Игровое путешествие в прошлое
(игра вызывает эмоциональную реакцию, которая облегчает возможность усвоения необходимых знаний)
2 Применение музыки на занятиях
(Приё м эмоционального фонирования: звуковой фон.
Классическая музыка.
Вокальная музыка – Р. Н. П.
Оркестровая музыка – народные инструменты.)
3 Широкое применение наглядного материала
(Это обогащает детей зрительными образами, развивает эстетический вкус, наблюдательность)
4 Введение персонажей
(Коза Маша, бабушка Матрёна ит. д.)
5 Приём, направленный на создание эмоционального положительного напряжения
(Сюрприз – Что у меня есть? – Кто-то к нам стучится)
6 Создание воображаемой ситуации
(Путешествие в глубокую старину на ковре-самолёте)
7 Использование КСО
Нетрадиционное обучение
Использование элементов ТРИЗ
• Игры на системный анализ
«Чем похожи», «Что общего»
• Игры на умение видеть противоречия
«Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот»
• Поиски, цепочки вопросов
Зачем? Для чего? Чем удобен? И т. д.
• Прием прямой аналогии
( Предметы старинного обихода и современного быта:
Лучина, свеча – электрическая лампочка, Скамья – диван, веник – пылесос)
• Решение сказочных задач
(добро и зло)
Исследовательская деятельность детей
Приготовление салата, винегрета
(Объяснить какие овощи можно использовать только сырыми, а какие только варёнными)
Шерсть пряжа
(тактильные восприятия)
Тесто
(Показать детям, что тесто мягкое, эластичное, легко раскатывается скалкой. После выпечки хрупкое, твёрдое (печенье)
Работа с разными видами бумаги
(салфетки, картон)
Творческое самовыражение
• Сочинение собственных сказок, небылиц
• Придумывание загадок
• Лепка народных игрушек, посуды, роспись
• Игры – драматизации, инсценировки
• Изготовление старинных игрушек, оберегов
Работа с родителями
• Расширять кругозор родителей о русской народной культуре путём информационно-просветительского материала, привлечения к участию в проведении праздников, развлечений, изготовлению поделок, костюмов, организацию открытых просмотров занятий
• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми в ДОУ
• Оказать помощь родителям в возрождении лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки предметно-развивающей среды.
• Заинтересовать родителей в закреплении полученных знаний детьми
Предполагаемые результаты:
• Формирование устойчивого интереса к русской народной культуре
• Приобретение детьми знаний о традициях, обычаях, обрядах, быте русского народа, умение использовать в разговорной речи народный фольклор
• Осмысленное участие детей в русских народных праздника
• Информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию
Длительность проекта : долгосрочный
Рассчитан проект на четыре возрастные группы
Младшая гр. – 3 – 4 года
Средняя гр. – 4 – 5 лет
Старшая гр. – 5 – 6 лет
Подготовительная гр. – 6 – 7 лет
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Литература
1. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007
2. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003
3. Кравцов Н. И. «Русское народное поэтическое творчество» Москва Просвещение 1971г.
4. Каминская И. П. «История костюма» Москва 1986г.
5. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» Сов. Композитор 1987г.
6. Князева О. П., Маханева М. Д.» Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – С-П, 1997.
7. Ёлкина Н. В. Мариничева О. В «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль Академия развития 1996 г.
8. Мацкевич М. «Дорогами сказки». // Дошкольное воспитание - №3 – 2007
9. Стрижев А. «Календарь русской природы» Мос. раб, 1973г.
10. Рафаенко В. Я.» Народные художественные промыслы». – Москва: Знание, 1988.
11. Чудакова Н. «Я познаю мир» Культура Т,К,О, АСТ. 1996г.
12. Соломенникова О. А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
13. Журналы «дошкольное воспитание» №9-88г. ,№7-89г., №5-87г., №6-87г.
14. Вартаньян Э. Р. «Эти мудрые слова» Москва Дет. лит 1980г.