Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Светлана Николаева
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Проект

Приобщение детей к истокам русской культуры

Подготовила воспитатель

Николаева Светлана Васильевна

Актуальность проведения данного проекта

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, пробуждающим личность.

Исходя из этого, для ознакомления детей с истоками русской культуры и приобщения к ней, мною выбраны следующие приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2 Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с у. н. т., мы тем самым приобщаем их обще человеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и муз. ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях у. н. т. занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3 Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общ. жизни человека во всей целостности и разнообразии.

4 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным искусством.

Таким образом, приобщая детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, видна стратегия личностной культуры ребёнка.

Основная цель проекта – создание условий для активного освоения детьми культурного богатства русского народа

Задачи:

• - Знакомить детей с фрагментами богатейшего духовного наследия русского народа, представленного различными видами народного искусства.

• - Пробуждать интерес к Р. Н. Т.

1 любознательность

2 исследовательский интерес

3 желание творчески самовыражаться

• - Воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ

• - Обогащать детскую речь малыми фольклорными формами

• - Расширять представление об окружающем мире, приобщать к истокам русской культуры

Ознакомление сданной темой позволяет решать задачи:

Умственного воспитания

(развитие психических процессов – внимания, мышления, воображения, памяти, формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.)

Нравственно-патриотического воспитания

Эстетического воспитания

Трудового воспитания

Физического воспитания

Эмоционально-экспрессивного воспитания

(культура чувств: «Что чувствуешь, когда слушаешь музыку?» «Праздничное настроение – какое оно?» «Найди цвет радости, цвет грусти» и т. д.

Методы и приёмы обучения

1 Игровое путешествие в прошлое

(игра вызывает эмоциональную реакцию, которая облегчает возможность усвоения необходимых знаний)

2 Применение музыки на занятиях

(Приём эмоционального фонирования: звуковой фон.

Классическая музыка.

Вокальная музыка – Р. Н. П.

Оркестровая музыка – народные инструменты.)

3 Широкое применение наглядного материала

(Это обогащает детей зрительными образами, развивает эстетический вкус, наблюдательность)

4 Введение персонажей

(Коза Маша, бабушка Матрёна ит. д.)

5 Приём, направленный на создание эмоционального положительного напряжения

(Сюрприз – Что у меня есть? – Кто-то к нам стучится)

6 Создание воображаемой ситуации

(Путешествие в глубокую старину на ковре-самолёте)

7 Использование КСО

Нетрадиционное обучение

Использование элементов ТРИЗ

• Игры на системный анализ

«Чем похожи», «Что общего»

• Игры на умение видеть противоречия

«Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот»

• Поиски, цепочки вопросов

Зачем? Для чего? Чем удобен? И т. д.

• Прием прямой аналогии

(Предметы старинного обихода и современного быта:

Лучина, свеча – электрическая лампочка, Скамья – диван, веник – пылесос)

• Решение сказочных задач

(добро и зло)

Исследовательская деятельность детей

Приготовление салата, винегрета

(Объяснить какие овощи можно использовать только сырыми, а какие только варёнными)

Шерсть пряжа

(тактильные восприятия)

Тесто

(Показать детям, что тесто мягкое, эластичное, легко раскатывается скалкой. После выпечки хрупкое, твёрдое (печенье)

Работа с разными видами бумаги

(салфетки, картон)

Творческое самовыражение

• Сочинение собственных сказок, небылиц

• Придумывание загадок

• Лепка народных игрушек, посуды, роспись

• Игры – драматизации, инсценировки

• Изготовление старинных игрушек, оберегов

Работа с родителями

• Расширять кругозор родителей о русской народной культуре путём информационно-просветительского материала, привлечения к участию в проведении праздников, развлечений, изготовлению поделок, костюмов, организацию открытых просмотров занятий

• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми в ДОУ

• Оказать помощь родителям в возрождении лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки предметно-развивающей среды.

• Заинтересовать родителей в закреплении полученных знаний детьми

Предполагаемые результаты:

• Формирование устойчивого интереса к русской народной культуре

Приобретение детьми знаний о традициях, обычаях, обрядах, быте русского народа, умение использовать в разговорной речи народный фольклор

• Осмысленное участие детей в русских народных праздника

• Информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Длительность проекта: долгосрочный

Рассчитан проект на четыре возрастные группы

Младшая гр. – 3 – 4 года

Средняя гр. – 4 – 5 лет

Старшая гр. – 5 – 6 лет

Подготовительная гр. – 6 – 7 лет

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Литература

1. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007

2. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003

3. Кравцов Н. И. «Русское народное поэтическое творчество» Москва Просвещение 1971г.

4. Каминская И. П. «История костюма» Москва 1986г.

5. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» Сов. Композитор 1987г.

6. Князева О. П., Маханева М. Д.» Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – С-П, 1997.

7. Ёлкина Н. В. Мариничева О. В «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль Академия развития 1996 г.

8. Мацкевич М. «Дорогами сказки». // Дошкольное воспитание - №3 – 2007

9. Стрижев А. «Календарь русской природы» Мос. раб, 1973г.

10. Рафаенко В. Я.» Народные художественные промыслы». –Москва: Знание, 1988.

11. Чудакова Н. «Я познаю мир» Культура Т,К,О, АСТ. 1996г.

12. Соломенникова О. А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. –Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

13. Журналы «дошкольное воспитание» №9-88г. ,№7-89г., №5-87г., №6-87г.

14. Вартаньян Э. Р. «Эти мудрые слова» Москва Дет. лит 1980г.

Публикации по теме:

Фотоотчет об интегрированном занятии по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Символ Якутии — чорон»Фотоотчет об интегрированном занятии по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Символ Якутии — чорон» Добрый вечер уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на интегрированное занятие. Люблю тебя, Якутия моя! Отчизна, занесенная снегами. Ветра твоих.

Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки»Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки» Россия родина для многих, но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русскокого народа. Принять русский.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Опубликовано: 7 января 2015 в 13:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. Праздник зеркал на МААМ

Загадочному миру зеркал посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы познакомить ребенка со всеми возможностями зеркала и увлечь «зеркальным»...

27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

Игра для детей младшего возраста «Разноцветные бусы»
Цель: формирование умения у детей собирать бусы на шнурок. Задачи: обогащать сенсорный опыт детей; развитие мелкой моторики; развитие зрительного,...
«Осенний букет в тыкве». Конспект занятия по изодеятельности (аппликация с элементами...
Интеграции: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и познавательное развитие. Цель: Продолжать знакомить с различными техниками...
Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в...
Программное содержание: 1. Образовательные: упражнять детей в описании игрушки, упражнять в словообразовании существительных с помощью суффиксов, учить...