Папки-передвижки

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Светлана Николаева
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

Приобщение детей к истокам русской культуры

Подготовила воспитатель

Николаева Светлана Васильевна

Актуальность проведения данного проекта

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, пробуждающим личность.

Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской культуры“» размещена в разделах

Исходя из этого, для ознакомления детей с истоками русской культуры и приобщения к ней, мною выбраны следующие приоритеты :

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2 Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с у. н. т., мы тем самым приобщаем их обще человеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и муз. ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях у. н. т. занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3 Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общ. жизни человека во всей целостности и разнообразии.

4 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным искусством.

Таким образом, приобщая детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, видна стратегия личностной культуры ребёнка.

Основная цель проекта – создание условий для активного освоения детьми культурного богатства русского народа

Задачи:

• - Знакомить детей с фрагментами богатейшего духовного наследия русского народа, представленного различными видами народного искусства.

• - Пробуждать интерес к Р. Н. Т.

1 любознательность

2 исследовательский интерес

3 желание творчески самовыражаться

• - Воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ

• - Обогащать детскую речь малыми фольклорными формами

• - Расширять представление об окружающем мире, приобщать к истокам русской культуры

Ознакомление сданной темой позволяет решать задачи:

Умственного воспитания

(развитие психических процессов – внимания, мышления, воображения, памяти, формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.)

Нравственно-патриотического воспитания

Эстетического воспитания

Трудового воспитания

Физического воспитания

Эмоционально-экспрессивного воспитания

(культура чувств : «Что чувствуешь, когда слушаешь музыку?» «Праздничное настроение – какое оно?» «Найди цвет радости, цвет грусти» и т. д.

Методы и приёмы обучения

1 Игровое путешествие в прошлое

(игра вызывает эмоциональную реакцию, которая облегчает возможность усвоения необходимых знаний)

2 Применение музыки на занятиях

(Приё м эмоционального фонирования: звуковой фон.

Классическая музыка.

Вокальная музыка – Р. Н. П.

Оркестровая музыка – народные инструменты.)

3 Широкое применение наглядного материала

(Это обогащает детей зрительными образами, развивает эстетический вкус, наблюдательность)

4 Введение персонажей

(Коза Маша, бабушка Матрёна ит. д.)

5 Приём, направленный на создание эмоционального положительного напряжения

(Сюрприз – Что у меня есть? – Кто-то к нам стучится)

6 Создание воображаемой ситуации

(Путешествие в глубокую старину на ковре-самолёте)

7 Использование КСО

Нетрадиционное обучение

Использование элементов ТРИЗ

• Игры на системный анализ

«Чем похожи», «Что общего»

• Игры на умение видеть противоречия

«Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот»

• Поиски, цепочки вопросов

Зачем? Для чего? Чем удобен? И т. д.

• Прием прямой аналогии

( Предметы старинного обихода и современного быта:

Лучина, свеча – электрическая лампочка, Скамья – диван, веник – пылесос)

• Решение сказочных задач

(добро и зло)

Исследовательская деятельность детей

Приготовление салата, винегрета

(Объяснить какие овощи можно использовать только сырыми, а какие только варёнными)

Шерсть пряжа

(тактильные восприятия)

Тесто

(Показать детям, что тесто мягкое, эластичное, легко раскатывается скалкой. После выпечки хрупкое, твёрдое (печенье)

Работа с разными видами бумаги

(салфетки, картон)

Творческое самовыражение

• Сочинение собственных сказок, небылиц

• Придумывание загадок

• Лепка народных игрушек, посуды, роспись

• Игры – драматизации, инсценировки

• Изготовление старинных игрушек, оберегов

Работа с родителями

• Расширять кругозор родителей о русской народной культуре путём информационно-просветительского материала, привлечения к участию в проведении праздников, развлечений, изготовлению поделок, костюмов, организацию открытых просмотров занятий

• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми в ДОУ

• Оказать помощь родителям в возрождении лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки предметно-развивающей среды.

• Заинтересовать родителей в закреплении полученных знаний детьми

Предполагаемые результаты:

• Формирование устойчивого интереса к русской народной культуре

Приобретение детьми знаний о традициях, обычаях, обрядах, быте русского народа, умение использовать в разговорной речи народный фольклор

• Осмысленное участие детей в русских народных праздника

• Информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Длительность проекта : долгосрочный

Рассчитан проект на четыре возрастные группы

Младшая гр. – 3 – 4 года

Средняя гр. – 4 – 5 лет

Старшая гр. – 5 – 6 лет

Подготовительная гр. – 6 – 7 лет

Участники проекта : педагоги, дети, родители

Литература

1. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007

2. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003

3. Кравцов Н. И. «Русское народное поэтическое творчество» Москва Просвещение 1971г.

4. Каминская И. П. «История костюма» Москва 1986г.

5. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» Сов. Композитор 1987г.

6. Князева О. П., Маханева М. Д.» Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – С-П, 1997.

7. Ёлкина Н. В. Мариничева О. В «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль Академия развития 1996 г.

8. Мацкевич М. «Дорогами сказки». // Дошкольное воспитание - №3 – 2007

9. Стрижев А. «Календарь русской природы» Мос. раб, 1973г.

10. Рафаенко В. Я.» Народные художественные промыслы». – Москва: Знание, 1988.

11. Чудакова Н. «Я познаю мир» Культура Т,К,О, АСТ. 1996г.

12. Соломенникова О. А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

13. Журналы «дошкольное воспитание» №9-88г. ,№7-89г., №5-87г., №6-87г.

14. Вартаньян Э. Р. «Эти мудрые слова» Москва Дет. лит 1980г.

Публикации по теме:

Фотоотчет об интегрированном занятии по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Символ Якутии — чорон»Фотоотчет об интегрированном занятии по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Символ Якутии — чорон» Добрый вечер уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на интегрированное занятие. Люблю тебя, Якутия моя! Отчизна, занесенная снегами. Ветра твоих.

Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки»Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки» Россия родина для многих, но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русскокого народа. Принять русский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Опубликовано: 7 января 2015 в 13:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаева (УИ 151902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД