Нина Рудометова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Авторы: Рудометова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» г. Пермь
Актуальность темы.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, созданная народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе
собственной деятельности дошкольника.
Вид проекта : долгосрочный (сентябрь – апрель, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители детей
Образовательная область.
"Познание", "Социализация", "Чтение художественной литературы","Художественное творчество", музыка.
Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как досуговая деятельность.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным
творчеством, традициями русского народа?
Цель проекта :
1. воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм
В работе над проектом решаются следующие задачи:
1. Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками.
2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству
.3. привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
4. Дать детям знания об истории русского народного костюма.
5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развив
8. Обогащать словарь.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :
• Создание предметно- развивающей среды
• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
• Знакомство с народным искусством.
• Знакомство с русскими народными играми.
Ожидаемые результаты обучения.
По окончании проекта планируем достичь следующих промежуточных результатов:
Личностные: дети проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности. В театрализованных играх умеют интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Проявляют инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, потешек.
Умения и навыки:
«Социализация» : В самостоятельных театрализованных играх обустраивают место для игры, воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
«Чтение художественной литературы» : Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение. Драматизируют с помощью взрослого небольшие сказки, потешки.
«Художественное творчество» :Выделяют выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи
Формы и методы работы:
Родители:
- Индивидуальные беседы;
- Анкетирование;
- Разучивание ролей;
- Выступление на праздниках;
- Консультации:
- Круглый стол «Семейная гостиная»;
Дети:
- Беседы;
- Чтение сказок, потешек;
- Разучивание народных игр;
- Выполнение творческих заданий;
- Развлечения;
- Кружок «Путешествие в сказку».
Этапы проекта :
1этап (сентябрь) :
• Выявлена проблема;
• Определена тема и цель проекта.
2 этап:
• Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня
знаний о народном творчестве;
• Поставлены определенные задачи;
• Определены сроки и участники проекта;
• Составлен план совместной деятельности;
• Подобраны источники информации;
• Отобраны приемлемые методы и приемы работы.
3 этап: Реализация проекта
• Создана развивающая среда в группе: собран демонстрационный материал (библиотечка с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки и т. д.);
• Сшиты костюмы и головные уборы по мотивам русского народного костюма;
• Сшиты костюмы для инсценировки русских народных сказок.
• Силами родителей приобретены куклы для кукольного театра.
• Подготовлен и проведен совместно с родителями ряд праздников –
• развлечений «Осенняя ярмарка», «Зимние святки», «Масленица» «Мамины посиделки»;
• Проведен цикл занятий по ознакомлению с русским народным костюмом;
• Разучен комплекс русских - народных игр;
• Оформлены папки по темам: «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка»;
• Подготовлена консультация «Русская народная игрушка, ее значение»;
• Проведены праздники-развлечения с участием родителей;
• Сделан ряд фоторепортажей по проекту;
4 этап:
Подготовлена презентация
Выступление для коллег.
Тематический план по реализации проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Вид деятельности Связь с другими видами деятельности Элементы предметной развивающей среды Работа с родителями
Сентябрь «Народные праздники»
«Оспожинки – праздник урожая» -Природный мир.
Рассматривание
колосков, овощей, зерен;
-Выставка
«Огородные чудеса»
Д/игра в лото
«Овощи»;
- Рукотворный мир
Д/и «Как хлеб на стол пришел»
Рассматривание альбома «Орудия труда хлебороба»
Иллюстрации о работах в поле, на огородах по уборке урожая.
Выставка овощных культур.
Д/и «О зерновых и овощных культурах». Привлечь родителей к организации выставки «Огородные чудеса». Рецепты домашних заготовок.
Октябрь «Я и моя родословная»
«О чем расскажет семейный альбом?»
«Русский человек без родни не живет» - Развитие речи. Составление рассказов о семье;
- Игровая деятельность.
Д/и «Назови – кто это?», «Разложи по возрасту», «В чьей семье живет малыш»;
- ИЗО. Рисование «Мама, папа и я»
- Соц. Мир «Выставка семейных фотографий»;
- Игровая деятельность. Пальчиковая гимнастика «Семья»;
- Музыкальное занятие.
Пение песен о семье. Семейные альбомы. Иллюстрации о семье, о занятиях детей в семье. Произведения о семье современных писателей и поэтов.
Атрибуты для ролевой игры «Семья».
Д/и «О семье» Оформление семейной ленты времени.
Консультация «Что означают наши имена»
Ноябрь «Великая земля русская»
- Природа родного края
- «Мой родной город» - Соц. мир.
Беседа «Что такое Родина?». Рассматривание географической карты;
- Развитие речи.
Составление рассказов о ближайшем окружении;
- Мир природы.
Д/и «Времена года». ИЗО. Рисование природы в разное время года.
- Соц. мир.
Д/и «Мой город»;
- Рукотворный мир. Д/и «Это сделано в моем городе»;
- Художественная литература.
Чтение книг о Родине. Русские народные сказки. - Иллюстрации о лесе, диких животных;
- Д/и «О природе».
Фотографии родного города.
Д/и «Что ты видел по дороге в детский сад?» Консультация «Первые знания по истории страны»
Декабрь «Великая земля русская»
«Что нам лес подарил?» - Мир природы. Беседы о лесе и его обитателях.
Д/п «Кто живет и что растет в лесу»;
- ИЗО
«Грибок, грибок полезай в кузовок»
- Художественная литература
Потешки о животных;
- Математика
Д/п «Найди такой же гриб (ягоду, дерево)» Иллюстрации о лесе, диких животных. Предложить родителям прогулки в лес вместе с детьми.
Январь «Культура в жизни нашей родины»
- «Тряпичная кукла – оберег»
Связь с другими видами деятельности.
- Семейная гостиная - Соц. мир.
Рассматривание кукол – в мини-музее (экскурсия). Рассказ воспитателя о жизни детей в прошлом, об игрушках, которыми играли дети;
- развитие речи.
Работа по расширению словаря через дидактические игры, беседы об игрушках;
- изобразительная деятельность.
Изготовление куклы – оберега совместно с воспитателем.
- Развитие речи.
Расширить знания детей о семейных традициях. Выставка:
«Мои любимые игрушки».
Кукла – оберег, лоскутки ткани.
Д/и «Угадай, из чего сделана игрушка» Оформить альбомы, презентации о семейных традициях.
Февраль «Культура в жизни нашей родины»
Знакомство с матрешкой - соц. мир.
Игра с матрешками «Мама и дочки»;
- природный мир.
Игра «Из чего сделаем матрешку»;
- ИЗО. Рисование.
«Укрась фартучек матрешке». Конструирование «Домик для матрешки»;
- мир искусства.
«В гости к нам пришли матрешки»;
- физкультура.
«В гости к матрешке мы идем»;
- худ. литература.
Чтение стихов о матрешке;
- игровая деятельность.
Д/и «Найди матрешку» Иллюстрации о матрешках, трафарете матрешек, плоскостные матрешки.
Консультация «Значение игрушек в воспитании ребенка».
Март «Русская народная одежда»
«Машенька нарядись, всем ребятам покажись» - Соц. мир.
Игры на классификацию одежды для детей (мальчиков и девочек);
- природный мир.
Игра «Одежда для разных времен года»;
- развитие речи.
Игры на активизацию словаря «Назови одежду»;
- математика.
Сравнение одежды по величине;
- игровая деятельность.
Предметные картинки «Куклы собираются гулять»;
- худ. литература.
Чтение и заучивание потешек «Кошка на окошке рубашку шьет» Иллюстрации об одежде.
Изображение русской одежды.
Книги с потешками, сказками.
Игра «Одень куклу». Чтение русских народных сказок. Рассматривание образцов ткани. Наблюдение за шитьем одежды куклы.
Апрель «Народные праздники»
«Мост на семь верст» (время великого поста) - Соц. мир.
Рассказ воспитателя о Пасхе;
- природный мир.
Наблюдение за распусканием вербы.
Наблюдения в природе за весенними признаками;
- развитие речи.
Составление рассказов о весне;
- рисование весенних явлений. Роспись пасхального яйца;
- худ. литература.
Чтение закличек о весне, солнце;
- П/и «Игры с крашенками» Иллюстрации с символами семи недель Великого поста.
Ветки вербы и других деревьев. Информация для родителей «Обычаи и традиции Пасхи»