МААМ-картинки

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Нина Рудометова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Авторы: Рудометова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» г. Пермь

Актуальность темы.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.

Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, созданная народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе

собственной деятельности дошкольника.

Вид проекта : долгосрочный (сентябрь – апрель, познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители детей

Образовательная область.

"Познание", "Социализация", "Чтение художественной литературы","Художественное творчество", музыка.

Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как досуговая деятельность.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным

творчеством, традициями русского народа?

Цель проекта :

1. воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм

В работе над проектом решаются следующие задачи:

1. Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками.

2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству

.3. привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;

4. Дать детям знания об истории русского народного костюма.

5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной

познавательной и творческой деятельности.

7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развив

8. Обогащать словарь.

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :

• Создание предметно- развивающей среды

• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

• Знакомство с народным искусством.

• Знакомство с русскими народными играми.

Ожидаемые результаты обучения.

По окончании проекта планируем достичь следующих промежуточных результатов:

Личностные: дети проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности. В театрализованных играх умеют интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Проявляют инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, потешек.

Умения и навыки:

«Социализация» : В самостоятельных театрализованных играх обустраивают место для игры, воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты, реквизит.

«Чтение художественной литературы» : Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение. Драматизируют с помощью взрослого небольшие сказки, потешки.

«Художественное творчество» :Выделяют выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи

Формы и методы работы:

Родители:

- Индивидуальные беседы;

- Анкетирование;

- Разучивание ролей;

- Выступление на праздниках;

- Консультации:

- Круглый стол «Семейная гостиная»;

Дети:

- Беседы;

- Чтение сказок, потешек;

- Разучивание народных игр;

- Выполнение творческих заданий;

- Развлечения;

- Кружок «Путешествие в сказку».

Этапы проекта :

1этап (сентябрь) :

• Выявлена проблема;

• Определена тема и цель проекта.

2 этап:

• Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня

знаний о народном творчестве;

• Поставлены определенные задачи;

• Определены сроки и участники проекта;

• Составлен план совместной деятельности;

• Подобраны источники информации;

• Отобраны приемлемые методы и приемы работы.

3 этап: Реализация проекта

Создана развивающая среда в группе: собран демонстрационный материал (библиотечка с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки и т. д.);

• Сшиты костюмы и головные уборы по мотивам русского народного костюма;

• Сшиты костюмы для инсценировки русских народных сказок.

• Силами родителей приобретены куклы для кукольного театра.

• Подготовлен и проведен совместно с родителями ряд праздников –

• развлечений «Осенняя ярмарка», «Зимние святки», «Масленица» «Мамины посиделки»;

• Проведен цикл занятий по ознакомлению с русским народным костюмом;

• Разучен комплекс русских - народных игр;

Оформлены папки по темам: «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка»;

• Подготовлена консультация «Русская народная игрушка, ее значение»;

• Проведены праздники-развлечения с участием родителей;

• Сделан ряд фоторепортажей по проекту;

4 этап:

Подготовлена презентация

Выступление для коллег.

Тематический план по реализации проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Вид деятельности Связь с другими видами деятельности Элементы предметной развивающей среды Работа с родителями

Сентябрь «Народные праздники»

«Оспожинки – праздник урожая» -Природный мир.

Рассматривание

колосков, овощей, зерен;

-Выставка

«Огородные чудеса»

Д/игра в лото

«Овощи»;

- Рукотворный мир

Д/и «Как хлеб на стол пришел»

Рассматривание альбома «Орудия труда хлебороба»

Иллюстрации о работах в поле, на огородах по уборке урожая.

Выставка овощных культур.

Д/и «О зерновых и овощных культурах». Привлечь родителей к организации выставки «Огородные чудеса». Рецепты домашних заготовок.

Октябрь «Я и моя родословная»

«О чем расскажет семейный альбом?»

«Русский человек без родни не живет» - Развитие речи. Составление рассказов о семье;

- Игровая деятельность.

Д/и «Назови – кто это?», «Разложи по возрасту», «В чьей семье живет малыш»;

- ИЗО. Рисование «Мама, папа и я»

- Соц. Мир «Выставка семейных фотографий»;

- Игровая деятельность. Пальчиковая гимнастика «Семья»;

- Музыкальное занятие.

Пение песен о семье. Семейные альбомы. Иллюстрации о семье, о занятиях детей в семье. Произведения о семье современных писателей и поэтов.

Атрибуты для ролевой игры «Семья».

Д/и «О семье» Оформление семейной ленты времени.

Консультация «Что означают наши имена»

Ноябрь «Великая земля русская»

- Природа родного края

- «Мой родной город» - Соц. мир.

Беседа «Что такое Родина?». Рассматривание географической карты;

- Развитие речи.

Составление рассказов о ближайшем окружении;

- Мир природы.

Д/и «Времена года». ИЗО. Рисование природы в разное время года.

- Соц. мир.

Д/и «Мой город»;

- Рукотворный мир. Д/и «Это сделано в моем городе»;

- Художественная литература.

Чтение книг о Родине. Русские народные сказки. - Иллюстрации о лесе, диких животных;

- Д/и «О природе».

Фотографии родного города.

Д/и «Что ты видел по дороге в детский сад?» Консультация «Первые знания по истории страны»

Декабрь «Великая земля русская»

«Что нам лес подарил?» - Мир природы. Беседы о лесе и его обитателях.

Д/п «Кто живет и что растет в лесу»;

- ИЗО

«Грибок, грибок полезай в кузовок»

- Художественная литература

Потешки о животных;

- Математика

Д/п «Найди такой же гриб (ягоду, дерево)» Иллюстрации о лесе, диких животных. Предложить родителям прогулки в лес вместе с детьми.

Январь «Культура в жизни нашей родины»

- «Тряпичная кукла – оберег»

Связь с другими видами деятельности.

- Семейная гостиная - Соц. мир.

Рассматривание кукол – в мини-музее (экскурсия). Рассказ воспитателя о жизни детей в прошлом, об игрушках, которыми играли дети;

- развитие речи.

Работа по расширению словаря через дидактические игры, беседы об игрушках;

- изобразительная деятельность.

Изготовление куклы – оберега совместно с воспитателем.

- Развитие речи.

Расширить знания детей о семейных традициях. Выставка:

«Мои любимые игрушки».

Кукла – оберег, лоскутки ткани.

Д/и «Угадай, из чего сделана игрушка» Оформить альбомы, презентации о семейных традициях.

Февраль «Культура в жизни нашей родины»

Знакомство с матрешкой - соц. мир.

Игра с матрешками «Мама и дочки»;

- природный мир.

Игра «Из чего сделаем матрешку»;

- ИЗО. Рисование.

«Укрась фартучек матрешке». Конструирование «Домик для матрешки»;

- мир искусства.

«В гости к нам пришли матрешки»;

- физкультура.

«В гости к матрешке мы идем»;

- худ. литература.

Чтение стихов о матрешке;

- игровая деятельность.

Д/и «Найди матрешку» Иллюстрации о матрешках, трафарете матрешек, плоскостные матрешки.

Консультация «Значение игрушек в воспитании ребенка».

Март «Русская народная одежда»

«Машенька нарядись, всем ребятам покажись» - Соц. мир.

Игры на классификацию одежды для детей (мальчиков и девочек);

- природный мир.

Игра «Одежда для разных времен года»;

- развитие речи.

Игры на активизацию словаря «Назови одежду»;

- математика.

Сравнение одежды по величине;

- игровая деятельность.

Предметные картинки «Куклы собираются гулять»;

- худ. литература.

Чтение и заучивание потешек «Кошка на окошке рубашку шьет» Иллюстрации об одежде.

Изображение русской одежды.

Книги с потешками, сказками.

Игра «Одень куклу». Чтение русских народных сказок. Рассматривание образцов ткани. Наблюдение за шитьем одежды куклы.

Апрель «Народные праздники»

«Мост на семь верст» (время великого поста) - Соц. мир.

Рассказ воспитателя о Пасхе;

- природный мир.

Наблюдение за распусканием вербы.

Наблюдения в природе за весенними признаками;

- развитие речи.

Составление рассказов о весне;

- рисование весенних явлений. Роспись пасхального яйца;

- худ. литература.

Чтение закличек о весне, солнце;

- П/и «Игры с крашенками» Иллюстрации с символами семи недель Великого поста.

Ветки вербы и других деревьев. Информация для родителей «Обычаи и традиции Пасхи»

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Посиделки в русской избеПосиделки в русской избе Здравствуйте, дорогие друзья! Хочу представить вашему вниманию небольшой фотоотчет о моей работе по направлению "Приобщение детей к истокам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 3 февраля 2015 в 09:17
+98Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Рудометова (УИ 130721) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД