наталия иванова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта:
дети 5-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Основной вопрос проекта:
«Формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной поисково-исследовательской деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре.
Задачи:
1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
2. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.
3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
6. Сформировать чувство национального достоинства.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Ожидаемые результаты
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Сформировано чувство национального достоинства.
3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
4. Широко используются все виды фольклора.
5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.
4. Знакомство с народным искусством русского народа.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Этапы реализации проекта
I
Подготовительный
Мероприятия
1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы;
Ожидаемые результаты : Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме;
2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;
3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Ожидаемые результаты :Создана предметно – развивающая среда;
4. Разработка диагностического материала по определению уровня развития детей
5. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.
6. Составление комплексно –тематического плана кружка «Ознакомление с русской культурой»;
Сроки: Сентябрь 2009
Ожидаемые результаты : Составлен комплексно-тематический план, подобран диагностический материал;
7. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры
8. Изготовление папок:
«Народные праздники», «Русские народные игры»,
«Игры в русской избе»,
«Малый фольклор»,«Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор» ,«Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома»
9. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре;
Сроки: Сентябрь 2009 – Апрель 2012
Ожидаемые результаты : Определены направления работы.
II Практический
Мероприятия
Работа с педагогами
1. Консультации для педагогов
«Детский поэтический фольклор», «Фольклор его значение в воспитание детей»,«Особенности патриотического воспитания дошкольника»,«О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»,
«Создание мини-музеев и использование их в воспитательно-образовательном процессе детского сада».
Подготовка методических рекомендации для педагогов об организации мини-музея в группе
Сроки: Ноябрь 2009
Ожидаемые результаты : Творческая направленность педагогов;
2. Методика – обучающие занятия:
-«В гости к бабушке на оладушки» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
-«У матрешки – День рождения»
(занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
Сроки Март 2010
-«Встреча весны и пасхи» Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
Сроки Апрель 2011
-«Праздник русской березки»
Конспект образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Худ. Творчество», «Коммуникация», «Познание», по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
Ожидаемые результаты : Самостоятельное применение полученных знаний;
3. Выступление для педагогов 9 микрорайона «Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к истокам русской народной культуры»
4. Публикация в региональном журнале «Педагогический курьер»-
«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Сроки Июнь 2011
Ожидаемые результаты Знание технологии, методики обучения детей в данном направлении;
Работа с детьми
1. Проведение комплексно-тематических занятий:
«Пчелка – золотое брюшка»; Сроки Май 2009
«При солнышке – тепло, при матушке – добро»; «День рождение у Матрешки» Сроки Апрель-март 2010
«Посуда вчера и сегодня»; «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»; «Какую одежду носили на Руси» Сроки Январь-февраль 2011
Работа кружка «Ознакомление детей с русской культурой» Сроки Сентябрь2009-Апрель2012
2. Театральная неделя: «В гостях у сказки»:
Показ спектакля по мотивам русской народной сказки
-«Петушок и бобовое зернышко» Сроки Март2010
-«Как Иван Царевич невесту искал» Сроки Март2011
-Постановка мюзикла «Гуси лебеди» Сроки Март2012
Ожидаемые результаты Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме.
Осмысленно детьми народное изобразительно-прикладное искусство. Дети знают народные праздники, традиции.
3. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:
«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; Жестовские подносы»;«Городец»
Сроки Ноябрь2011-Апрель2012
4. Реализация проекта:«Праздник Пасха»
-.«Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций)
-«Писанки»- занятие по ИЗО деятельности
(Знакомство с понятием «Писанка», рассматривание альбома «Писанки», обсуждение и выбор орнамента.)
Практическая работа. Анализ детских работ. (Выставка: украшение пасхального яйца и изготовление пасхальной открытки. Совместное творчество родителей с детьми).
-Открытое комплексное занятие «Встреча весны и Пасхи». (Стихи, прибаутки, народные песни и хороводы,театрализованное представление. +Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо»)
Сроки Апрель 2011
5. Ежегодное проведение русских народных праздников: «Осенины», «Никольщина», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Пасха»,«Иван – купало», «Праздник Русской березки».
Сроки Ежегодно
Ожидаемые результаты : Расширились знание детей о христианском празднике «Пасха», сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду
Работа с родителями
1. Составить план педагогического сопровождения
по приобщению детей к истокам русской народной культурой;
2. Провести консультацию для родителей по вопросам:
«История народной игрушки», «Народные промыслы», «Классификация традиционных (народных) игр»,
«Что такое народная игра»
Ожидаемые результаты : Педагогическое сопровождение родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
3. Провести Дни открытых дверей:
-«Всех пап и мам приглашаем в гости к нам»
-«Приходите в гости к нам, будем очень рады вам!»
Семейный праздник «Никольщина»
4. Разработать детско-родительские проекты, оформить семейные альбомы с фотографиями родителей и других членов семьи, с записями об их судьбах, интересных случаях из жизни, профессиях родителей.
5. Составить генеалогические древа, герб семьи.
6. Организовать наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» и в самостоятельной игровой деятельности.
Сроки Ежегодно
Ожидаемые результаты :
-Проведены Дни открытых дверей
-Разработаны детско-родительские проекты
-Составлены генеалогические древа семей
-Дети обучены сюжетно-ролевой игре «Семья»
-Сформирован интерес и уважение к семейным праздникам и традициям;
III
Обобщающий
Мероприятия
Взаимосвязь со специалистами (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре); Сроки Ежегодно
-Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»
Ожидаемые результаты
Выявляется уровень компетентности у родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»
-Обобщение опыта работы по теме. Сроки Апрель2012
Результативность
1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
3. Сформировались чувства национального достоинства.
4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
5. Расширились знания о традициях русского народа.
6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод
Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.