Папки-передвижки

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»

Анна Захарова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»

Актуальность

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Публикация «Проект „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья“» размещена в разделах

Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

Поволжье является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Цель проекта : способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья.

Задачи:

• Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва);

•Формировать представления о духовной культуре : фольклор, обычаи, народные праздники, игры;

•Обогащать представления о материальной культуре : предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты;

•Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

•Освоить народные игры Поволжья;

•Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья;

•Активизировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.

Основные направления работы:

Работа с родителями.

Диагностика.

Мероприятия:

•Анкета (Ноябрь 1неделя)

•Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» (Ноябрь 2 неделя);

•Поиск информационного материала, используя энциклопедии, интернет, библиотеки (Ноябрь 3 неделя – декабрь 1 неделя);

•Семинар «Диво – дивное, чудо – чудное. Приобщение ребенка к истокам родной культуры» (Декабрь 2 неделя);

•Участвуют в мастер-классах по изготовлению национальной куклы (Декабрь 3 неделя);

•Участвуют в досугах (Январь 3 неделя);

•Экскурсия «В музей вместе с ребенком» (Январь 4 неделя);

•Папка – передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» (Январь 3 неделя);

•Конкурс творческих семейных работ на тему «Богатство наций» (Февраль 1 неделя);

•Папка – передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» (Февраль 2 неделя);

•Создают фото-газету (Март 2 неделя);

•Участвуют в досугах (Март 1 неделя);

Работа с детьми.

1. Беседа о народах Поволжья;

2. НОД «Какие народы живут в России»?

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

4. Ознакомление со сказками народов Поволжья.

5. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

6. Знакомство с народными промыслами – занятия по изодеятельности.

7. Оформление национального уголка в группе.

8. Национальные праздники (мини-фестиваль).

9. Конкурсы детского творчества «Мы рисуем сказку».

10. Мир национального орнамента.

11. Разучивание стихов, песен, закличек.

12. Знакомство с подвижными играми народов Поволжья.

13. Традиционное чаепитие.

14. Спортивно – фольклорный праздник «Зимние забавы».

15. Оформление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья.

Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :

•систематичность;

•наглядность;

•учет возрастных особенностей.

Партнеры педагогического проекта :

•школьный музей;

•родители;

•библиотека.

•Средства диагностики.

•Анкетирование родителей.

Анкета.

1. Что такое народные традиции? Что можно к ним отнести?

2. Актуально ли в наше время тема «Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья»?

3. Какие народные праздники, обряды, обычаи, игры Вы знаете?

4. Какие существуют традиции в Вашей семье?

5. Как Вы приобщаете своего ребенка к народной культуре?

6. Обучаете ли Вы своего ребенка родному языку?

7. Есть ли в Вашей семейной библиотеке художественные произведения, энциклопедии о культуре и традициях народов Поволжья?

8. Читаете ли Вы детям сказки народов разных национальностей?

9. Играете ли Вы дома в народные игры?

10. Ваши предложения по организации работы с детьми в детском саду.

•Круглый стол с родителями.

•Беседы с детьми.

•Наблюдение.

•Игра.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Оформление фотоальбома.

Оформление виртуальной экскурсии в музей.

Национальный театр.

Список использованных источников:

•Примерная комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

•Программа О. Л. Князевой, И. М. Маханевой «Приобщение детей к стокам народной культуры».

•Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014, 210 стр.

•Конституция Российской Федерации.

•«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».

Публикации по теме:

Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 13:40
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД