Ольга Ишпулатова
Проект «Профессии наших родителей» для детей средней группы
Название проекта: «Профессии наших родителей».
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Профессии наших родителей“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, которое охватывает и дошкольный период.
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя с воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В магазине», «На почте». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.
Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.
Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребенка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Поэтому и возникла идея создания проекта «Профессии наших родителей». Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.
Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии профессий, а так же профессиях своих родителей.
Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
3. Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей.
4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
5. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.
Познавательное развитие:
1. Расширять представления о разных профессиях; о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы.
2. Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.
Речевое развитие:
1. Обогащать словарь путем введения новых понятий «профессия», «профессионал», «семья», названий профессий.
2. Расширять общий кругозор.
3. Развивать связную речь.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Приобщать детей к разным видам творческих профессий (швея, художник, фотограф).
2. Познакомить с произведениями художественной литературы по теме проекта, работами людей творческих профессий.
Физическое развитие:
1. Способствовать воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
2. Способствовать формированию чувства коллективизма.
Новизна проекта: ранняя профориентация.
Планируемые результаты:
для детей:
1. Дети знают и активно употребляют в печи слова, связанные с профессиями.
2. Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы.
3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
для педагога:
1. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.
2. Формирование у обучающихся знаний о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей, их назначении, особенностях, значимости их труда.
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
для родителей: активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о профессиях.
2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
3. Составление плана работы.
4. Организация предметно-развивающей среды (подбор иллюстраций, презентаций о профессиях, литературы, игр, стихов и т. д.).
II этап – Основной (реализация проекта)
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие
Вид деятельности
Дидактические игры:
«Угадай, кто это?», «Назови профессию», «Что скажет предмет», «Угадай профессию по трудовым действиям».
Словесные игры:
«Угадай профессию», «Подумай, как назвать того, кто …», «Закончи предложение».
Настольные игры:
Умные игры «Профессии», лото «Салон красоты», «Кому что нужно для работы?».
Сюжетно-ролевые игры:
«Больница», «Магазин», «Стройка», «Гараж», «Парикмахерская», «Дом».
Просмотр иллюстраций, сюжетных картинок о профессиях.
Образовательная область
Познавательное развитие
Вид деятельности
Беседы:
«Что такое профессия?», «Профессии моих родителей», «Героические профессии».
Ознакомление с окружающим миром:
«Путешествие в мир профессий».
Наблюдение за работой сотрудников детского сада:
Прачка, медик, охрана, дворник.
Конструирование: «Я строитель».
Образовательная область
Речевое развитие
Вид деятельности
Составление рассказов о профессиях родителей с использованием мнемотаблиц.
Чтение художественной литературы:
«Сказка о пропавших профессиях»,
В. Маяковский «Кем быть?»,
С. Михалков «Дядя Стёпа»,
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Разучивание стихов, пословиц и поговорок на тему «Профессии людей».
Отгадывание загадок
Образовательная область
Художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности
Рисование: «Профессии моих родителей».
Раскрашивание: «Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла?».
Образовательная область
Физическое развитие
Вид деятельности
Подвижные игры:
«Если нравится тебе, то делай так», «Море волнуется» (со словами – «Задуманную профессию покажи», «Почтальон».
Физкультминутки:
«Повар», «Водитель», «Мы в профессии играем».
Пальчиковые гимнастики:
«Семья», «Разные профессии», «Доктор».
III этап – Заключительный
1. Обсуждение рассказов.
2. Рисунки совместно с родителями.
3. Сбор фотографии «Профессии моих родителей».
4. Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с профессиями».
5. Памятки для родителей.
6. Информирование каждого родителя о результатах той или иной деятельности в процессе работы над проектом.
Продукт проектной деятельности:
1. Выставка совместных рисунков детей и родителей, фотографий по теме проекта.
2. Мастер-класс «Вместе с мамой».
3. Отчёт в форме оформленного проекта.
Заключение
Анализ первоначальных знаний детей о профессиях показал, что у большинства дошкольников не сформировано представление о многих профессиях взрослых людей, в том числе о профессиях своих родителей.
Участие в поисково-исследовательской деятельности дало возможность удовлетворить присущую детям любознательность, упорядочить свои представления о мире взрослых. Дети убедились, что каждая профессия важна и ответственна, требует определенных знаний и умений.
В самостоятельной деятельности проводились игровые упражнения, дидактические и пальчиковые игры, подвижные игры, которые помогали детям выразить свои творческие способности. В результате у дошкольников появился интерес к данной теме; сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых своей семьи. Дети знают и называют профессии родителей, рассказывают пословицы, поговорки о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, участвовать в жизни группы.
Использование разнообразных форм работы повысил интерес детей к данной деятельности, следовательно, улучшилось качество овладения новыми умениями и знаниями. Проект позволил интегрировать несколько образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Проект «Профессии наших родителей» помог на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.