Получи документы

Проект «Профилактика курения у обучающихся»

Виктория Кошелева
Проект «Профилактика курения у обучающихся»
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность. Профилактика курения у обучающихся.

Актуальность проблемы профилактической работы по предотвращению потребления ПАВ (табака)

Употребление табака широко распространено во всем мире. Примером признания значимости этой проблемы в национальном масштабе может служить тот факт, что Европейский союз (ЕС) сделал борьбу против курения одним из основных приоритетов общественного здравоохранения. В 2002 году в рамках усиления всесторонней и многосекторальной политики борьбы против табака в ЕС начали проведение важной общественной компании против курения, нацеленной на подростков.

Публикация «Проект „Профилактика курения у обучающихся“» размещена в разделах

По информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно.

Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

Среди обучающихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.

В последние годы наблюдается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи и более раннему началу регулярного курения. Особенно заметно увеличивается распространение курения среди молодых женщин. Так, в возрастной группе 18-29 лет доля курящих женщин в десять раз больше, чем в возрасте старше 45 лет.

Как сообщает Роспотребнадзор, в России курение является самой распространенной вредной привычкой, в стране в настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин.

Самыми беззащитными пассивными курильщиками являются, конечно же, дети. В семьях, где родители постоянно дымят, дети в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, они бывают крайне раздражительными, а порой и страдают умственной отсталостью.

К подростковому возрасту активно курит уже больше половины подростков обоих полов. Мальчиков по традиции больше — до 67 процентов, но и девочки от них в последнее время почти не отстают. Процент курильщиц среди несовершеннолетних достигает 55 процентов.

Ученые давно выяснили, что дети предпочитают учиться всему на примере взрослых, и даже самые маленькие россияне не отстают от своих родителей. Закуривает подрастающее поколение россиян еще в начальной школе — в 8-10 лет. Ситуация с курением табака становится угрожающей, можно сказать, что в стране распространена табачная эпидемия.

Таким образом, высокая распространенность курения, сохраняющаяся негативная динамика роста процента курящих подростков, отсутствие адекватной помощи лицам, желающим бросить курить, делает вопросы эффективной профилактики и лечения табакокурения среди подростков чрезвычайно актуальными. Решение данной проблемы требует экстренного вмешательства и консолидации сил, как со стороны заинтересованных органов высшей государственной власти, так и со стороны тех учреждений образования и здравоохранения, которые в силу своего предназначения должны заниматься лечебно-профилактической работой.

Не смотря на активную работу по привитию навыков здорового образа жизни, в школах проблема табакокурения остается актуальной. Факторов, способствующих началу курения очень много. Например, в малообеспеченных семьях курят больше, и это уже общепринятый факт.

Среди факторов, провоцирующих начало курения, необходимо отметить наличие карманных денег, доступность сигарет, любопытство. Нельзя не сказать также об отношении населения к курению окружающих, так называемому «пассивному курению», отнюдь не безопасному для растущего организма.

Одной из причин начала курения является также попытка подражания курящим родителям и родственникам. Немаловажную роль играют также курящие друзья. Плюс ко всему, если подросток попадает в курящую среду сверстников, то вероятность того, что он тоже начнет курить, резко увеличивается.

Расстаться с привычкой к курению не так просто. Необходима программа профилактики детского и подросткового табакокурения. Программа должна показывать преимущества здорового образа жизни. Давно доказана неэффективность только информационных программ о вреде курения. Так, например, лекцию о вреде курения конструктивно воспринимают не более 5-6 процентов слушателей. Поэтому необходима комплексная программа профилактики курения в школе, которая включает ролевые игры, дискуссии, викторины, активное привлечение родителей и другое. Необходимо не только проводить профилактику курения, но и оказывать помощь в отказе от этой привычки.

Кроме того, хотелось бы сказать, что необходимо изменение отношения населения к такой вредной привычке, как курение. Весьма показательно, что только 15 процентов окружения курящих подростков оказывают на них прямое давление с целью прекращения курения.

Только совместными усилиями государственных и общественных организаций, сотрудников здравоохранения и образования возможно решить проблему эпидемии табакокурения населения и прежде всего – детей.

Цели и задачи проекта

Цели проекта :

повышение восприимчивости учащихся к негативным последствиям курения;

укрепление и сохранения здоровья детей, мотивация детей на формирование здоровых привычек и осознанного выбора здорового образа жизни и ответственности за свой выбор;

повышение роли и ответственности семьи в профилактике табакокурения.

Задачи проекта :

1. Предупредить возникновение у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

2. Систематизировать совместную работу с органами системы профилактики ПАВ;

3. Организовать совместную направленную деятельность педагогов и родителей в ходе реализации программы;

4. Обеспечить условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;

5. Создать информационное поле по профилактике ПАВ.

6. Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах предупреждения и борьбы с курением обучающихся;

7. Оказать практическую помощь родителям в осуществлении профилактики табакокурения;

8. Формировать у обучающихся через цикл внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человек и здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

9. Развить стратегию и навыки поведения, ведущих к здоровью и препятствующих табакокурению.

Принципы реализации проекта

Разработанный профилактический проект опирается на следующие принципы:

1. Принцип системности – разработка и проведение профилактических мероприятий происходит исходя из системного анализа ситуации с табакокурением в школе.

2. Комплексность – в реализации профилактических мероприятий принимают участие все необходимые для их успешной реализации специалисты. Комплексный подход учебного заведения, правоохранительного органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин способствующих асоциальному поведению детей и подростков

3. Преемственность – каждый этап профилактической программы является продолжением предыдущего, исправляя недочеты и дополняя его новыми мероприятиями.

4. Принцип учета возрастных особенностей.

5. Принцип формирования у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

6. Принцип тесного, согласованного взаимодействия педагогов, родителей.

7. Принцип последовательности.

8. Принцип гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребёнка, приоритетности отношений к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства (В основе лежат принципы гуманистической педагоги и психологической провозглашённости О. С. Газман, А. Маслоу).

9. Акцентирование на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;

10. Открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе; повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Поставленные задачи решаются в рамках 3-х направлений:

• диагностическо – мониторинговое направление – для выявления у подростков динамики уровня сформированности ценности здорового образа жизни, а также выявления у педагогов уровня готовности к проведению профилактической работы с подростками;

• информационно – предполагающее направление - проведение тематических родительских семинаров с целью повышения родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков, научно-методические рекомендации; индивидуальное консультирование родителей, педагогов и подростков;

• организационно-деятельностное направление – предусматривающее комплекс мер по формированию среди подростков ценности здорового образа жизни, по обоснованию вреда, наносимого психоактивными веществами, по включению подростков в социально-значимую и обучающую деятельность, а именно:

систематизированные тематические тренинговые занятия, способствующие осознанию ценности здоровья и здорового образа жизни, пониманию перспектив обладания здоровьем, повышению мотивации на познание и развитие рефлексивных умений, на личностный рост. Содержание профилактики табакокурения представлено в программе «Соревнование классов, свободных от курения»;

тщательный отбор содержания профилактических мероприятий, раскрывающих ценность здорового образа жизни с учётом возрастных и психологических особенностей подростков;

организацию массового здорового досуга подростков, привлечение общественного внимания к проблеме предупреждения детского и подросткового табакокурения; привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

организацию подросткового волонтёрского движения, участвуя в котором подросток приобретает опыт самостоятельного продвижения идей здорового образа жизни в детско-подростковой среде.

Целевая группа профилактики :

обучающиеся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы – интерната «Кадетский корпус» г. Химки Московской области, классные руководители и их родители.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 3 года с 2014 по 2017 год и предполагает несколько этапов.

I этап - подготовительный (сентябрь 2014 – сентябрь 2015 гг.) :

сбор и изучение информации по проблеме употребления и отношения учащихся к ПАВ;

мониторинг и другие мероприятия, направленные на анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

поиск необходимой информации из опыта организации работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от табакокурения;

изучение нормативных документов и установление связей с профилактическими центрами, осуществление аналитико-диагностической деятельности, установление причин, побуждающих учащихся курить, разработка программы.

персонал, ответственный за воспитание, направленное на предотвращение потребления табака, должен пройти предварительную подготовку и принимать участие в непрерывном курсе профессионального развития с целью эффективного внедрения программы, согласно плану.

Результат: разработка стратегической программы педагогического коллектива по профилактике табакокурения, поиск новых форм работы;

II этап - основной (практический) (сентябрь 2015 – май 2017 гг.) :

комплексное решение задач компонентов проекта педагогическим коллективом, родителями и обучающимися школы;

разработка и внедрение новых форм деятельности;

расширение социальных связей.

Результат: консолидация всех субъектов образовательного процесса для формирования школьной среды, свободной от курения.

III этап - итоговый (обобщающий) (сентябрь – декабрь 2017 гг.) :

обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами, анализ выполнения программы;

поиск новых форм деятельности;

Ожидаемые результаты проекта

• Создание отряда волонтеров

• Уменьшение факторов риска употребления ПАВ;

• Вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность;

• Установление социальных связей с органами системы профилактики ПАВ.

• Создание здоровой и безопасной среды в школе.

• Сокращение количества обучающихся, употребляющих ПАВ

• Сформированность нетерпимого отношения родителей к употреблению ПАВ в той микросреде, в которой растёт и общается их ребёнок;

• Сформированность ценностей здорового образа жизни у обучающихся, их родителей, педагогов;

• Создание на уровне школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении профилактики распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.

Основные направления работы по реализации проекта.

Реализация профилактического проекта включает в себя работу с обучающимися, работу с родителями и работу с педагогическим коллективом.

Ключевой компонент Формы работы

1. Основные направления работы с педагогами.

Учебно-просветительская работа классных руководителей и учителей -семинары

-лектории

-педсоветы

-повышение квалификации по проблеме профилактики табакокурения

Коррекционно-развивающая работа -индивидуальные консультации

-обобщение опыта

2. Основные направления работы с родителями.

Информационно-просветительская работа -Дни открытых дверей для родителей

-родительские собрания

-собрания родительского комитета класса

Коррекционно-развивающая работа -индивидуальные консультации

3. Основные направления работы со школьниками.

Диагностическая работа по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин курения - тестирование

- анкетирование

- классные часы

- рейды в семьи

- психологические тренинги

Профилактические мероприятия -беседы

-диспуты

-дискуссии

-лекции

-круглые столы

-уроки профилактической направленности

-тематические классные часы

-КТД, конкурсы, игры, акции

Дополнительное образование, внеурочная занятость учащихся -секции

-кружки

-факультативы

-занятия в различных внешкольных детских учреждениях

Коррекционная работа с курящими детьми -тренинги

-организация свободного и учебного времени

-развитие интересов

-вовлечение в кружки, секции, факультативы

-устройство отдыха на каникулах

Механизмы реализации проекта.

Реализацию проекта осуществляет педагогический коллектив школы под руководством директора. В ходе реализации проекта её участниками становятся обучающиеся 1 – 11 классов школы, родители учащихся.

Формы работы педагогического коллектива

1. Работа классного руководителя

- планирование работы с курящими детьми;

- определение «трудных» подростков в кружки, секции школы и города;

- работа с родительским комитетом;

- индивидуальные беседы с родителями;

- посещение обучающихся на дому.

2. Работа социального педагога

- планирование работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию;

- диагностика обучающихся, родителей, учителей;

- контроль над определением обучающихся в кружки, секции школы и других учреждений города;

- организация труда и летнего отдыха обучающихся;

- посещение семей, организация свободного времени подростка;

- индивидуальные беседы;

- консультации с родителями;

- выработка рекомендаций;

- связь с психолого-медико-педагогической комиссией города.

3. Работа заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по безопасности

• разработка и внедрение школьных программ профилактической деятельности;

• планирование работы с коллективом обучающихся :

-организация работы по профилактике табакокурения;

-информационное просвещение обучающихся;

-работа с курящими обучающимися;

-организация КТД, классных часов, конференций.

• планирование работы с коллективом педагогов.

методическая работа:

-педсоветы;

-заседания МО классных руководителей;

-совещания при заместителе директора по воспитательной работе;

-семинары, практикумы, лектории.

• индивидуальные беседы, консультации с обучающимися, классными руководителями;

работа с родителями:

-профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье;

-помощь в преодолении негативных явлений;

-проведение родительских конференций;

4. Работа директора

- издание локальных актов;

- руководство и контроль.

Концептуальные основы программы

С учетом актуальности данной проблемы приказом Министерства образования РФ от 23.03.99 № 718 вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в об-разовательной среде признаны приоритетными в деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Основой для разработки программы является:

• Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.)

• Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

• Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы – интерната «Кадетский корпус» г. Химки Московской области.

• Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ ШИ «Кадетский корпус» г. Химки

• Правила внутреннего распорядка МБОУ ШИ «Кадетский корпус»

г. Химки

Литература

1. Воспитательная работа в школе. Журнал заместителя директора по воспитательной работе. №3. 2005.

2. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. – М., 2004.

3. Классный руководитель. – 2008. - №4.

4. Мазикин П. А. С верой в добро! : Стихи. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – с. 67

5. Нагавкина Л. С. и др. Социальный педагог: введение в должность (материалы для работников образовательных учреждений).- Санкт-Петербург, 2000.-272 стр.

6. Организация свободного времени социально - дезадаптированных подростков (методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов ППМС - центров). / Под ред. Пилипенко В. Е., Полонской Е. Л. - Курск. 2000.-75стр.

7. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М., 2004.

8. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения 5-11е классы. – М., 2004.

9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., 2003.

10. Спренгер Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков. // Вопросы наркологии. 1993. №3.

11. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы / Сост. В. А. Ведерникова и др. - Волгоград: Учитель, 2005. – с. 16-17

12. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб., 2001.

13. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Активность обучающихся является основой их развития» Штыкова Л. А. воспитатель ГПД Личностные УУД как основа развития и повышения творческой активности обучающихся во внеурочной деятельности.

«О вреде курения». Занятие по формированию основ здорового образа жизни Тема: «О вреде курения». Цели и задачи: • формирование здорового образа жизни; • расширение знаний о вреде курения. Оборудование: • плакат.

Анализ работы по развитию художественного творчества обучающихся в техникуме Анализ деятельности концертмейстера по развитию художественного творчества обучающихся, и участников кружков и студий ОГПОБУ «Технологический.

Интерактивные разработки по речевому развитию обучающихся в старшей группе Возможности интерактивной доски Наличие интерактивной доски значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Это позволяет:.

Положение о детской организации «Ювента» школы-интерната для обучающихся с ОВЗ 1. Общие положения. 1.1. Данное Положение разработано на основании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Проект «Профилактика телевизионной зависимости» Социальный проект «Профилактика телевизионной зависимости» Актуальность проекта обусловлена, тем что телевизионная зависимость «лежит в.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Развитие мелкой моторики у обучающихся с Нода На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами.

Стенгазета к всемирному Дню борьбы против курения «Брось сигарету!»Стенгазета к всемирному Дню борьбы против курения «Брось сигарету!» Хочу поделиться с вами опытом создания стенгазеты, которую мы с детками средней группы подготовили к всемирому дню борьбы против курения.

Здоровьесберегающие технологии беседа «О вреде курения» Беседа «О вреде курения». Цель : учить сохранять и укреплять свое здоровье. -сформировать представление об отрицательном влиянии курения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Профилактика курения у обучающихся»
Опубликовано: 20 июля 2016 в 21:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Профилактика курения у обучающихся»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кошелева (УИ 65874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД