Проект «Психология объятий»

ЮЛИЯ КАГИРОВА
Проект «Психология объятий»

ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЯТИЙ»

Автор проекта:педагог-психолог МАДОУ «ДС № 473 г. Челябинска» Кагирова Ю. И.

Цель проекта: психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с аутизмом.

Задачи проекта: повышение профессиональной родительской компетентности в гармонизации отношений с ребенком с синдромом аутизма и расстройствами аутистического спектра.

Сроки проекта: долгосрочный.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап – за месяц до начала работы «Лекотеки» начинается подготовка, которая заключается в систематизации методического материала, разработке плана деятельности, составление необходимой документации.

Организационный этап – знакомство с семьями детей с синдромом аутизма и расстройствами аутистического спектра, запуск проекта.

Заключительный этап – подведение итогов.

Описание проекта:

В современном мире с каждым днем возрастает количество детей с синдромом аутизма и расстройствами аутистического спектра. При этом до сих пор не существует единого мнения об этиологии этих расстройств, так же, как и общих, универсальных представлений об эффективных и адекватных способах их терапии. В этих условиях наиболее продуктивным представляется анализ длительного опыта практической помощи детям с аутизмом и их семьям, об эффективности которого можно судить по результатам многолетней работы. Такой опыт, в частности, накоплен в рамках лаборатории Института коррекционной педагогики, специализирующейся на данной проблематике. Метод, который мы взяли за основу реализации в нашем проекте, формировался в результате адаптации холдинг терапии, автором которой является американский психиатр М. Велч, к отечественной системе коррекционно-развивающей работы при аутизме.

Проект «Психология объятий» - это обучающий цикл (в рамках просвещения для родителей) методике объятий («холдинг» от английского «hold» – держать). ХОЛДИНГ-это замечательная, очень простая и очень действенная терапия, почему то совсем не распространенная вообще и у нас в стране в особенности. Терапия не требует ничего кроме часа-полутора вашего времени в день и она даст вам многое: бесценное время объятий с вашим ребенком, контакт, уйдут поведенческие проблемы, улучшится речь и имитация, ведь вы будете много играть и много говорить.

Методика выглядит очень просто: В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Данный метод включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга – удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Психологическим обоснованием такого удержания может быть то, что оно противопоставлено обычному для аутичного ребенка поведению, направленному на избегание контакта (J. Richer, 1993). Для психолога очевидно, что нормальное, полнокровное развитие ребенка невозможно без установления тесной связи, в первую очередь, с матерью. От контактов с матерью ребенок гармонично переходит к контактам с обществом.

Матери аутичного ребенка очень сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение: не смотрит ей в глаза, не принимает позу готовности при взятии на руки, не улыбается в ответ на улыбку матери и т. п. Поэтому аутичный ребенок недополучает такие необходимые для развития вещи, как контакт глазами, голосом, телесный контакт. Мать часто не может помочь такому ребенку пережить травмирующие события, успокоить, когда больно или страшно, так как он не сообщает об этом матери, не ищет утешения и защиты у нее на руках. На боль, психологический дискомфорт аутичный ребенок может реагировать усилением стереотипных движений, «застыванием», «замиранием» или криком, о причине которого мать часто не может догадаться. Ясно поэтому, что холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним.

Обычно на «ситуацию удержания» аутичный ребенок реагирует отчаянным сопротивлением, воспринимая такое «лишение свободы» как витальную опасность. Поэтому многое зависит от того, что именно родители говорят ребенку, какие эмоциональные аргументы они подбирают для того, чтобы объяснить ему ситуацию. Страх ребенка и вызванное им сопротивление всегда уходят, когда родители настойчиво объясняют ребенку, как он им нужен, говорят, что не хотят его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть. Задача родителей во время холдинга поэтому состоит в том, чтобы удержать ребенка не только физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, повторяя, как важно быть всем вместе.

План реализации проекта составлен с учетом стадий холдинга (см. приложение, выделенных автором метода.

План проекта «Психология объятий»

1 Подготовительный этап (сентябрь) Сбор методической информации, подготовка консультационного и практического материала, подготовка необходимой документации

2 Организационный этап (октябрь-март) Знакомство с семьями, воспитывающих ребенка с синдромом аутизма и расстройствами аутистического спектра, посещающими «Лекотеку»; заполнение необходимой документации (индивидуальный маршрут, консультирование родителей по теме (стадии поведения ребенка и родителей в момент холдинга, сопровождение (наблюдение, рекомендации) на этапах практического использования метода

3 Заключительный этап (апрель-май) Подведение итогов, мониторинг, выработка перспектив

Формы работы: беседа, инструктаж, наблюдение, консультирование.

Методы работы: словесные (объяснение, беседа, диалог, рекомендации, игровой метод, иллюстрационный метод.

Прогнозируемые результаты: после сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным (иногда после первого холдинга ребенок может даже заснуть) или может оставаться достаточно активным. В любом случае он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, ребенок может рассматривать лицо матери так, как будто видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам.

В процессе холдинга достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках, чаще смотрит в глаза, чаще обращается с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшаются проявления агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.

Источники литературы:

1. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка. // Дефектология, 1996. – № 3.

2. Prekop I.: Festhalten und Festhaltetherapie; in: Susanne Fikar: Krperarbeit mit Behinderten, 2. erw. Aufl., Wittwer Verlag, Stuttgart 1992 (= Lernen durch Handeln: Pdagogische Schriftenreihe, Bd. 10).

3. Welch M. Holding Time. – N.Y.: Simon &Schuster, 1988. – 254 p.

4. Welch M.G., Northrup R.S., Welch-Horan T.B, Ludwig R. J., Austin Ch. L., and Jacobson J. S., Outcomes of Prolonged Parent-Child Embrace therapy among 102 children with behavioral disorders. // Complementary Therapies in Clinical Practice. – Feb.2006., 12(1):3-12

5. Welch, M., Retrieval from Autism in Mother-Child Holding Therapy.// In: Tinbergen, N., & Tinbergen, E., Autistic Children. New Hope for a Cure, L., 1983

Приложение

Стадии процедуры холдинга.

Первая стадия любой сессии холдинга – это конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга, хотя часто на протяжении всего дня ждет его. Он (или она) может находить любые поводы, лишь бы уклониться от начала»процедуры«. Когда, так или иначе, матери удается настоять на своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в свои объятия, после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения. Наступление этой фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца, который может обнимать их двоих. Ее наступление как раз говорит о том, что холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает третья стадия - стадия разрешения. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви» (из книги М. Welch «Holding-Time». N.Y., 1988).

Рекомендации по проведению.

Рекомендуется проводить холдинг ежедневно один раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.

Длительность первого сеанса холдинга с аутичным ребенком варьирует, по нашим наблюдениям, в пределах 1,5 – 4,5 ч. Очень важно, чтобы первый холдинг был доведен до «хорошего конца», и ребенок полностью расслабился, тогда в последующие дни его сопротивление редуцируется, оставляя все больше времени для развития позитивного эмоционального взаимодействия. В противном случае сопротивление ребенка остается таким же отчаянным и длительным, как в первый раз, на протяжении многих дней, и не всем родителям хватает эмоциональной выносливости, чтобы продолжать холдинг-терапию, добиваясь полного эмоционального и физического расслабления ребенка.

Как правило, только первое «сражение» может длиться больше двух часов. В дальнейшем сопротивление ребенка сходит на нет, и занятие занимает не более 1,5 – 2 ч. (при этом преодоление сопротивления ребенка занимает от нескольких минут до получаса, а игры, чтение стихов и сказок, рисование и другие развивающие занятия – остальное время).

Публикации по теме:

Детская психология Содержание: Введение…3 1.1. Личностно-мотивационная готовность…6 2.1. Принятие учебной задачи…. 7.

Проект «Как хлеб на стол пришел» Это проект направлен — на необходимость дать знания об этапах появления хлеба. С учетом особенности сельскохозяйственной деятельности Кизильского района в нашем детском саду разработан проект «Как хлеб на стол пришел».

Психология и педагогика межкультурных коммуникаций Программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) Коршунов Роман Валерьевич Муниципальное бюджетное дошкольное.

Психология игры Психология игры. 1. Игра как средство воспитания дошкольников. 2. Уровни развития игровой деятельности дошкольников. 3. Дидактические игры.

Психология общения воспитателя с детьми Важнейшим основанием культуры человека, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми.

Сценарий развлечения «Международный День объятий» Праздник "День объятий", был проведен с целью формирования у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитания дружественных,.

Стенгазета «День объятий»Стенгазета «День объятий» 21 января отмечается Всемирный день объятий. Маленьким деткам очень важен позитивный эмоциональный фон в котором они живут, особенно, когда.

Творческий проект «Как мы делали кино…» (для детей старшего дошкольного возраста). Проект посвящён году кино в РоссииТворческий проект «Как мы делали кино…» (для детей старшего дошкольного возраста). Проект посвящён году кино в России МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА №64 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ Автор проекта: Костырко.

Фотоотчёт «Всемирный День объятий!»Фотоотчёт «Всемирный День объятий!» нашем детском саду прошло празднование, пожалуй, самого необычного и доброго праздника "День объятий". У всех воспитанников с утра было.

Экологический проект «Цветник на окне». Экологический проект «Деревня Цветаевых»Экологический проект «Цветник на окне». Экологический проект «Деревня Цветаевых» «Деревня Цветаевых» Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой. Авторы проекта: Бирюкова И. Е Продолжительность проекта: краткосрочный.

Автор публикации:
Проект «Психология объятий»
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 09:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация «Подвижные обучающие игры VAY TOY»
Недавнее приобретение нашего детского сада игры VAY TOY. Производитель VAY TOY - достаточно молодая компания. Но занимается производством очень удивительных...
Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами...
Для осуществления данной цели делаем следующие шаги: 1. Использование новых технологий, которые будут способствовать формированию социально-адаптированного и...
Детский мастер класс по изготовлению из бросового материала «Бравый солдат»
Для работы нам понадобятся следующие материалы: картонная втулка, цветная бумага-зеленого, коричневого, желтого и красного цвета, половинка овала белого...
Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольников
«Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры, компоновать...
Мастер-класс по изготовлению открытки ко Дню Защитника Отечества (подготовительная к...
Мастер-класс поздравительной открытки для папы ко Дню Защитника Отечества Цель: Продолжать формировать умение изготавливать подарки для близких своими...