МААМ-картинки

Психология и педагогика межкультурных коммуникаций

Роман Коршунов
Психология и педагогика межкультурных коммуникаций
▼ Скачать + Заказать документы

Программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)

Коршунов Роман Валерьевич

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 1

Педагог-психолог

19 декабря 1982 года

3 года

тел. 89140891309

С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен

03.11.2016 года

Разрешаю размещение своей работы на сайте ИРОСО в полном объеме

03.11.2016 года

г. Углегорск

2016 год

Программа повышения педагогической культуры родителей «Культура межнационального общения»

Публикация «Психология и педагогика межкультурных коммуникаций» размещена в разделах

(для родителей детей подготовительной к школе группы)

Пояснительная записка

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Общей для педагогов и для родителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь детскому саду. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. Дети заражаются враждой взрослых.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями дошкольников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с детьми и родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у дошкольников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей педагог не сможет, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая: выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения; опору на положительные стороны родителей и детей; доверие ребенку и родителям; принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем; принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению; заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем; обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей; содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми; забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи; создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Данная программа разработана автором и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа рассчитана на один год обучения.

Цель программы: повышение уровня культуры межнационального общения у родителей и детей.

Задачи программы:

диагностика сформированности социально-педагогической культуры родителей по вопросам межнационального воспитания детей дошкольного возраста;

оказание всесторонней консультативной помощи родителям по вопросам межнационального воспитания детей дошкольного возраста;

просвещение родителей посредством создания родительского клуба «Содружество наций»; ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования по вопросам межнационального воспитания детей дошкольного возраста;

формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур;

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

Данная программа реализовывается, исходя из следующих принципов:

1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей.

2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей.

3. Доступности – учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала.

4. Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании.

Нормативно-правовая основа программы:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Закон РФ «Об образовании в РФ».

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

5. Нормативно-правовая база дошкольной образовательной организации.

Формы взаимодействия с родителями:

1. Родительский клуб «Содружество наций».

2. Индивидуальные беседы:

Роль общения в жизни ребенка.

Причины возникновения конфликтов у детей.

Как учить детей общаться?

Как научить ребенка понимать других людей?

Воспитание у детей чуткости и внимательности.

Этика семейного общения у детей.

Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания.

3. Консультации.

«Права ребенка: соблюдение их в семье».

«Формирование этнической идентичности детей посредством сказки».

«Семейные ценности и традиции».

«Толерантные отношения – как об этом говорить с ребенком».

4. Стенды, буклеты.

5. Родительский лекторий для повышения педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в межнациональном воспитании.

6. Тематические конференции по обмену опытом межнационального воспитания,

7. Дискуссии.

Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии) :

Что, значит, быть терпимым в отношениях с людьми?

Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?

Нужно ли быть самим собой?

Нужно ли властвовать собой?

Возможно, ли жить без конфликтов?

Возможные ситуации для обсуждения:

1. Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.

2. В группе находится новый ребенок из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Ваши действия.

3. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?

4. Ваш ребенок ударил сверстника, который:

а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия.

8. Дни и фестивали национальных культур.

9. Национальные праздники «Масленица» (русский народный праздник, «Джиен» (татарский народный праздник) «Кормление воды» (нивхский народный праздник, «Соллаль» (корейский народный праздник)

10. Ярмарка-распродажа семейных поделок на национальную тематику, выставки «Наши национальные увлечения» и др.

Методы взаимодействия с родителями:

1. Диагностика сформированности социально-педагогической культуры родителей по вопросам межнационального воспитания детей дошкольного возраста.

2. Сочинение на тему «Выходной день в нашей семье».

3. Опрос родителей для получения их представлений или ожиданий, планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада, для определения тематики мероприятий.

Содержание работы родительского клуба «Содружество наций» по межэтническому и межкультурному взаимодействию (работа проводится совместно с детьми)

№ Тема, цель Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями

1 «Многонациональный о. Сахалин»

1. Познакомить детей с историей заселения о. Сахалин.

2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

3. Воспитывать любовь к малой Родине – Сахалинской области. I блок. Аппликация «Мой остров Сахалин»

Развитие речи «Красоты и богатства Сахалинской области»

Рисование «На Сахалине живут красивые люди»

Лепка «Красоты природы»

II блок. Чтение рассказов А. Дёшина.

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов о Сахалине. Рассматривание карты «Сахалинская область». Оформление альбома «Наш остров».

Чтение рассказа А. Дёшина «Брусника». Игры «Перетяжки», р. н. и. «Два Мороза» 1. Познакомить родителей с содержанием работы.

2. Экскурсия в музей «Родной край»

3. Подборка иллюстраций, открыток о Сахалинской области.

4. Чтение литературы.

5. Совместные рисунки на тему «Рассказы А. Дёшина»

2 «Коренные жители Сахалинской области»

1. Закрепить знания детей о том, что на Сахалине живут люди разных национальностей: русские, татары, нивхи.

2. Познакомить детей с историей русского, татарского, нивхского народа: место проживания на Сахалине, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).

3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей. I блок. Познавательное занятие «Коренные жители Сахалина».

Развитие речи «Придумай сказку».

Рисование «Сахалинские реки».

Экскурсия в детскую библиотеку.

Беседа «Многонациональный Сахалин».

Чтение легенды «Происхождение нивхов»

II блок. Чтение легенд, преданий, сказок, пословиц, поговорок русских, татарских, нивхских.

Рассматривание карты Сахалинской области.

Рассматривание иллюстраций.

Игры «Медный пень», «Охотники и нерпа», «Грачи летят».

Прослушивание русских, татарских, нивхских мелодий и песен.

Разучивание танцев. 1. Чтение русских татарских, нивхских сказок, легенд.

2. Подборка открыток о России, Татарстане, нивхской культуре.

3. Подборка фотографий семейных праздников, экскурсий.

4. Принести лоскутики меха, материала, кожи.

5. Конкурс поделок из бросового материала (куклы).

3 «Традиционные народные жилища на Сахалине»

1. Формировать знания детей о русском, татарском, нивхском народе, познакомить с особенностями жилища:

устройство жилища;

особенности интерьера;

специфическое оформление жилища.

2. Закрепить знания об особенностях русского, татарского, нивхского орнамента, его цветового решения.

3. Развивать инициативу, самостоятельность.

4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир. I блок. Познавательное занятие «Традиционные народные жилища на Сахалине»

Аппликация «Летнее нивхское стойбище»

Рисование «Дыф»

Лепка «Русская изба»

Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»

II блок. Изготовление макета «Дыф»

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Свободное рисование

Игры «Братья», «Белая кость», «Золотые ворота» 1. Совместные рисунки «Дыф», «Русская изба»

2. Изготовление ковриков, одеял, подушек для макета «Дыф»

3. Подбор татарских пословиц

4 «Народные костюмы народов, живущих в Сахалинской области» (русская, татарская, нивхская национальная одежда)

1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды.

2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.

3. Закреплять знания о семантике мотивов нивхских, татарских, русских узоров.

4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям русского, татарского, нивхского народа. I блок. Познавательное занятие «Национальная русская, татарская, нивхская одежда»

Рисование «Нивхский национальный костюм»

Аппликация «Нивхский орнамент»

Развитие речи. Описательный рассказ

II блок. Рассматривание иллюстраций.

Слушание музыки, разучивание танца (движения).

Изготовление украшений для оформления костюмов.

П/игры «Стрелок», «Липкие пеньки», «Дедушка Мазай». 1. Слушание русской, татарской, нихвской музыки.

2. Обшить куклу в национальный костюм.

3. Помощь родителей в изготовление национального костюма, изготовление украшений.

5 «Национальная кухня народов Сахалинской области»

1. Познакомить детей с традициями гостеприимства русской, татарской, нивхской семьи.

2. Расширить знания об особенностях национальной кухни.

3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям русского, татарского, нивхского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусным напитком (квасом)

Итог. Праздник «Область на островах»

Цель. «Приобщение детей к культуре народов Сахалинской области» I блок. Познавательное занятие «Гостеприимство татар»

Аппликация «Коврик для гостей» (тур)

Рисунок «Татарские посиделки»

II блок. Рассматривание открыток, иллюстраций.

Свободное рисование.

Лепка «Нивхское угощение»

Игры «Продаём горшки», «Медвежья борьба», «Салки».

Оформление выставки детских работ

Концерт русской народной музыки

Развлечение «Русские посиделки»

Развлечение «Русь, Россия, Родина моя» 1. Подборка открыток и рецептов национальной кухни народов Сахалинской области».

2. Помощь в подготовке к национальному празднику (приготовление блюд)

3. Участие в празднике.

Ожидаемые результаты:

Социальный эффект:

профилактика экстремизма, ксенофобии, межнациональных и межэтнических отношений;

активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей.

Развивающий эффект:

развитие практических умений по межнациональному и межкультурному общению.

Воспитательный эффект:

умение воспитывать у детей терпимое отношение к особенностям поведения людей, вызванных национальными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать; сформировано уважение к себе и к людям других национальностей, к их культуре; развитие творческих возможностей личности; сформированы нравственная и духовная культура.

Заключение

Анализ ряда исследований современности (Е. П. Арнаутова, Л. В. Коломийченко, Ю. А. Левков и др.) позволяет обобщить взгляд на понимание социально-педагогической культуры родителей и рассматривать ее как интегративное качество, представляющее единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности родителей, направленных на творческую реализацию процесса воспитания ребенка в семье.

В сфере национальной культуры социально-педагогическая культура проявляется в ориентации на передачу положительного опыта по сохранению уникальных черт национальной культуры, способствующего стабилизации межнациональных отношений в полиэтническом и мультикультурном социуме, становлению межнациональной толерантности.

Необходимо включать в работу с родителями новые, нетрадиционные формы взаимодействия, которые были бы направлены с одной стороны на формирование когнитивной составляющей образования, а с другой на развитие способности применения этой составляющей в практической деятельности. К числу таких форм относятся проблемные ситуации, дискуссии, консультации, родительские клубы, тематические конференции, национальные праздники и т. д.

Наполнение этих форм работы национальным содержанием, включение в них задач связанных с межнациональным воспитанием во многом будет способствовать повышению социально-педагогической культуры родителей.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию культуры межнационального общения может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

Список литературы

1. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 23 – 35.

2. Библер В. С. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. Волгоград: Перемена, 2004. 102 с.

3. Бурмистрова Т. Ю. Воспитание культуры межнациональных отношений – проблема современного образования // Проблемы современной педагогики и систем образования: Сборник материалов научно-практической конференции. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. С. 178 – 179.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2007. 80 с.

5. Коломийченко Л. В. Диагностика психолого-педагогической компетенции родителей по социальному развитию. Добрянка, 1995. 92 с.

6. Коломийченко Л. В., Оглезнева О. В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста. Добрянка, 2005. 168 с.

7. Левков Ю. Я. Формирование педагогической культуры родителей. Иркутск: ИГПИ, 2008. 125 с.

8. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М. : Просвещение, 2009. 160 с.

9. Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общество. М: Знание, 1988. 164 с.

10. Стефаненко Т. Этнопсихология. М. : Владос, 2004. 320 с.

11. Суслова Э. К. Интернациональное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 38 – 44.

12. Тентюрина Н. Семья и проблемы межнационального общения // Начальное образование. 2011. 144 с.

Публикации по теме:

Cправка по результатам тематического контроля «Характер речевых коммуникаций ребенка и педагога в образовательном процессе» На основании приказа МБ ДОУ № 2 «Жемчужинка» от 17.01.2017г. № 9 «О проведении тематической проверки по теме: «Характер речевых коммуникаций.

Детская психология Содержание: Введение…3 1.1. Личностно-мотивационная готовность…6 2.1. Принятие учебной задачи…. 7.

Инновационный проект «Школьное радио как часть модели внутренних коммуникаций открытой школы» Введение «Профориентация для старших классов необходима, она должна возвращаться в школы. Знакомить наших школьников с профессиями, которые.

Методы и приемы работы с ребенком по курсу лекций Н. Ф. Барложецкой (педагогическая психология) Многие педагоги используют карательные методы работы с ребенком. Например, ставят ребенку двойку, вызывают его родителей в школу, разговаривают.

Музейная педагогика в ДОУ.Музейная педагогика в ДОУ. В нашем детском саду мини-музеи стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в воспитании и развитии.

Педагогика моими глазами Педагогика не является наукой о хорошем укладе жизни. Это наука о том,как воспитать здоровых,чесных,счастливых людей. Но эта наука применима.

Проект «Музейная педагогика» Пояснительная записка Педагогический коллектив детского сада «Красная шапочка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества.

Психология игры Психология игры. 1. Игра как средство воспитания дошкольников. 2. Уровни развития игровой деятельности дошкольников. 3. Дидактические игры.

Психология общения воспитателя с детьми Важнейшим основанием культуры человека, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми.

Педагогика общения и сотрудничества Воспитатель: Дубровина Зоя Александровна Май 2016 год «Педагогика общения и сотрудничества» Активные формы работы педагогов по освоению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психология и педагогика межкультурных коммуникаций
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 02:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психология и педагогика межкультурных коммуникаций» (включая файлы) размещена пользователем Роман Коршунов (УИ 706120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД