Папки-передвижки

Проект «Музейная педагогика»

Жанна
Проект «Музейная педагогика»

Пояснительная записка

Педагогический коллектив детского сада «Красная шапочка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.

Публикация «Проект „Музейная педагогика“» размещена в разделах

Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.

Одна из основоположниц отечественного ДО в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой :

-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;

-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов.

Педагоги уверены, что воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Русский народ всегда окружал свою жизнь песнями и плясками, игрой на русских музыкальных инструментах. Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью русской инструментальной музыки свои мысли, душевные переживания, а в этом ему помогали самые разнообразные музыкальные инструменты, которые создавали талантливые русские мастера.

В настоящее время появилось огромное количество новых музыкальных инструментов, видоизменились старые инструменты. Современная электронная музыка предполагает лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы не всем доступны. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать русские музыкальные инструменты во всем своем многообразии!

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться русской музыкой, возникла идея организации мини-музея «Мир музыкальных инструментов», который позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных инструментов!

Кроме того, создавая мини - музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.

Таким образом, музейная педагогика, как инновационная технология выступила организатором образовательной среды и совместной деятельности педагогов и детей нашего учреждения.

В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделили следующие средства музейной педагогики : художественные, социально – средовые, деятельностные.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, презентации об инструментах.

Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, музыкальные традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея ДОУ; среду музеев поселка; субкультуру события в жизни ребенка.

Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

• собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее детского сада;

• совместная творческая деятельность с педагогом и семьей, изготовление поделок, рисунков, инструментов из подручного материала;

• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое инструмента).

Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

Инновационная значимость

Образование детей с использованием технологии музейной педагогики общедоступно, вариативно. Получение знаний детьми происходит в свободно в совместной деятельности со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.

Отличительной чертой и преимуществом мини-музея «Мир русских народных инструментов», является возможность увидеть и потрогать редкие инструменты. А так же использовать их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой деятельности.

Особенностью организации работы в мини-музее является и познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с музыкальными инструментами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).

Актуальность

Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга воспитанников и педагогов ДОУ :

• 30 % детей имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 42 % детей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 28 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.

• Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов готовы создать мини-музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей.

Противоречие

Существуют противоречия:

• между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;

• необходимостью развития у детей познавательной активности в познании родного края, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;

• необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.

Проблема.

Отсутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.

Гипотеза.

Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области художественно – эстетического направления.

Цель проекта

Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса как к искусству в целом, в частности к музыкальным инструментам через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.

Задачи

1)создать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини-музея в ДОУ;

2)стимулировать самообразование педагогов.

3)создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини - музее,

4)способствовать формированию интереса, знаний и представлений детей о музыкальных инструментах;

5)содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.

6)заинтересовать родителей в создании мини-музея,

7)создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Предполагаемый результат.

С педагогами :

1. Создание мини-музея в ДОУ.

2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.

3. Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.

С детьми:

1. Повышение уровня знаний детей о музее, о музыкальных инструментах на 5-10 %.

2. Реализация естественной потребности детей превратить внутреннюю насыщенность русской народной музыкой в продукт собственного творчества.

3. Развитие элементарных навыков и способов игры на русских народных инструментах, умение играть в оркестре, в ансамбле и импровизировать на них.

4. Повышение познавательной активности детей в области музыкальных инструментов.

5. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки).

6. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

Продукты проекта :

мини-музей;

• презентация мини-музея;

• паспорт музея, паспорта музыкальных инструментов;

• выставка детских творческих работ.

Участники проекта :

• заведующий ДОУ, старший воспитатель;

• воспитатели и музыкальный руководитель;

• воспитанники детского сада,

• родители,

• социальные партнё ры: сотрудники районного центра искусств.

Сроки проведения: 1 год

Практическая значимость проекта

Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология».

• Методическая разработанность материала позволяет повысить компетентность и профессионализм педагогов в области музейной культуры.

• Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ

Ресурсное обеспечение проекта

1) Кадровое:

создание творческой группы педагогов по направлению «Художественно –эстетическое развитие».

2) Научно-методическое:

подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;

методическое сопровождение проектной деятельности;

разработка системы планирования, методических материалов (проект, картотека истории возникновения инструментов.);

3) Организационное:

-организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;

-создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;

-разработка Положения о конкурсе по изготовлению творческих работ «Мой любимый инструмент» мини-музеев;

4) Информационное:

-использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;

-консультации и семинары по педагогическому проектированию;

-создание банка методических материалов.

5) Мотивационное:

-разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;

-организация конкурса в группах ДОУ,

-накопление и обобщение педагогического опыта.

6) Материально-техническое:

-размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;

-оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.

Экспонаты музея

1 раздел «Струнные русские народные инструменты» :

• балалайка

• гусли

1. 2 Вспомогательный материал: паспорта струнных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.

1. 3 Иллюстрации с изображением древних струнных народных инструментов:

• домра - старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси;

• описание инструмента, история возникновения, как прообраза балалайки.

2 раздел – «Духовые русские народные инструменты» :

• дудочки

• свистульки

• свирель

• гудок

2.2. Вспомогательный материал: паспорта духовых музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.

2.3. Иллюстрации с изображением древних духовых народных инструментов:

• кугиклы (древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент)

• рожок

• жалейка

• варган

Описание инструмента, история возникновения.

3 раздел «Ударные и шумовые музыкальные инструменты» :

• трещотка

• рубель

• ложки

• бубенцы

• бубен

• колокольчики

• коробочки

• трещотка

• колокольчики

3.1. Вспомогательный материал: паспорта ударных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.

3.2. Иллюстрации с изображением старинных инструментов: «дрова», «колотушка», «кокошник», колокол.

Создание мини-музея предполагает не только информационную деятельность в ходе знакомства с русскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку и музыкальные инструменты самим. В организации музея планируется участие родителей и социальных партнеров: детской музыкальной школы, воспитанники которой, представят вниманию дошкольников звучание того или иного инструмента в сольном исполнении, а так же в оркестре народных инструментов. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память, о том или ином музыкальном инструменте, о встречах с музыкантами, предполагается оформление фото - альбома, а также изготовление музыкальных инструментов своими руками.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике, разработка методических материалов.

2 этап – практический

Цель: организация работы с детьми в мини – музее.

3 этап – заключительный

Цель: защита проекта, подведение итогов, представление опыта реализации проекта

Содержание работы

1. Работа с кадрами

Организация работы творческой группы педагогов

Изучение литературы по музейной педагогике

Консультации:

«Музейная педагогика

в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Составление картотеки созданию методического материала мини-музея в ДОУ

Разработка критериев Конкурса

Разработка проекта

Создание мини-музея

Разработка методических материалов по организации музея

Защита педагогического проекта на педсовете

Торжественное «официальное» открытие музея

Представление опыта работы на районных методических объединениях

2. Работа с детьми

Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

Посещение районного краеведческого музея с детьми

Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

Выбор направления по созданию мини-музея в группах ДОУ совместно с детьми

Участие в создании мини-музея в группе, в зале, формирование коллекции

Творческие работы детей (ИЗО, конструирование)

3. Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике

Консультация «Роль мини-музея в развитии познавательной активности детей»

Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ

Список литературы

1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998.

4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М. : ТЦ «Сфера», 2006.

5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М. : Высшая школа, 2004.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.

«Педагогика сотрудничества» Воспитание ребёнка, будущего представителя нашего общества, начинается в семье. Или в детском саду? Мы вместе воспитываем наших детей и.

Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возрастаМузейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста 2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы.

Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю Великие педагоги Макаренко А. С., Сухомлинский В. А, Каменский Я. А. поднимали в своих трудах тему патриотического воспитания. Ушинский К. Д. ,.

Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья Одной из основных задач внедрения ФГОС дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Музейная педагогика в ДОУ.Музейная педагогика в ДОУ. В нашем детском саду мини-музеи стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в воспитании и развитии.

Музейная педагогика — важная составляющая дошкольного образования и воспитания детей.Музейная педагогика — важная составляющая дошкольного образования и воспитания детей. Музеи в детском саду [/h4]Статья: «Можно даже лапти померить!» h4][/h4] Музейная педагогика - важная составляющая дошкольного образования.

Музейная среда как средство адаптации и развития детей раннего возраста В данной работе раскрываются некоторые аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, через организацию предметно –.

Музейная экспозиция «Я помню! Я горжусь!» ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Сказка» муниципального района Волжский Самарской области Музейная экспозиция.

Открытый просмотр НОД по направлению «Музейная педагогика «Посиделки в русской избе» Цель: закрепить знания детей о том, как жили на Руси, как одевались, как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время.

Автор публикации:
Проект «Музейная педагогика»
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 09:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД