Жанна
Проект «Музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Педагогический коллектив детского сада «Красная шапочка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.
Публикация «Проект „Музейная педагогика“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.
Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.
Одна из основоположниц отечественного ДО в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой :
-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов.
Педагоги уверены, что воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Русский народ всегда окружал свою жизнь песнями и плясками, игрой на русских музыкальных инструментах. Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью русской инструментальной музыки свои мысли, душевные переживания, а в этом ему помогали самые разнообразные музыкальные инструменты, которые создавали талантливые русские мастера.
В настоящее время появилось огромное количество новых музыкальных инструментов, видоизменились старые инструменты. Современная электронная музыка предполагает лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы не всем доступны. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать русские музыкальные инструменты во всем своем многообразии!
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться русской музыкой, возникла идея организации мини-музея «Мир музыкальных инструментов», который позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных инструментов!
Кроме того, создавая мини - музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.
Таким образом, музейная педагогика, как инновационная технология выступила организатором образовательной среды и совместной деятельности педагогов и детей нашего учреждения.
В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделили следующие средства музейной педагогики : художественные, социально – средовые, деятельностные.
Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, презентации об инструментах.
Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, музыкальные традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея ДОУ; среду музеев поселка; субкультуру события в жизни ребенка.
Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:
• собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее детского сада;
• совместная творческая деятельность с педагогом и семьей, изготовление поделок, рисунков, инструментов из подручного материала;
• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое инструмента).
Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.
Инновационная значимость
Образование детей с использованием технологии музейной педагогики общедоступно, вариативно. Получение знаний детьми происходит в свободно в совместной деятельности со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.
Отличительной чертой и преимуществом мини-музея «Мир русских народных инструментов», является возможность увидеть и потрогать редкие инструменты. А так же использовать их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой деятельности.
Особенностью организации работы в мини-музее является и познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с музыкальными инструментами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Актуальность
Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга воспитанников и педагогов ДОУ :
• 30 % детей имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 42 % детей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 28 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.
• Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов готовы создать мини-музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей.
Противоречие
Существуют противоречия:
• между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;
• необходимостью развития у детей познавательной активности в познании родного края, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;
• необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.
Проблема.
Отсутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.
Гипотеза.
Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области художественно – эстетического направления.
Цель проекта
Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса как к искусству в целом, в частности к музыкальным инструментам через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.
Задачи
1)создать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини-музея в ДОУ;
2)стимулировать самообразование педагогов.
3)создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини - музее,
4)способствовать формированию интереса, знаний и представлений детей о музыкальных инструментах;
5)содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.
6)заинтересовать родителей в создании мини-музея,
7)создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.
Предполагаемый результат.
С педагогами :
1. Создание мини-музея в ДОУ.
2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.
3. Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.
С детьми:
1. Повышение уровня знаний детей о музее, о музыкальных инструментах на 5-10 %.
2. Реализация естественной потребности детей превратить внутреннюю насыщенность русской народной музыкой в продукт собственного творчества.
3. Развитие элементарных навыков и способов игры на русских народных инструментах, умение играть в оркестре, в ансамбле и импровизировать на них.
4. Повышение познавательной активности детей в области музыкальных инструментов.
5. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки).
6. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.
Продукты проекта :
• мини-музей;
• презентация мини-музея;
• паспорт музея, паспорта музыкальных инструментов;
• выставка детских творческих работ.
Участники проекта :
• заведующий ДОУ, старший воспитатель;
• воспитатели и музыкальный руководитель;
• воспитанники детского сада,
• родители,
• социальные партнё ры: сотрудники районного центра искусств.
Сроки проведения: 1 год
Практическая значимость проекта
• Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология».
• Методическая разработанность материала позволяет повысить компетентность и профессионализм педагогов в области музейной культуры.
• Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ
Ресурсное обеспечение проекта
1) Кадровое:
создание творческой группы педагогов по направлению «Художественно –эстетическое развитие».
2) Научно-методическое:
подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;
методическое сопровождение проектной деятельности;
разработка системы планирования, методических материалов (проект, картотека истории возникновения инструментов.);
3) Организационное:
-организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;
-создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;
-разработка Положения о конкурсе по изготовлению творческих работ «Мой любимый инструмент» мини-музеев;
4) Информационное:
-использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;
-консультации и семинары по педагогическому проектированию;
-создание банка методических материалов.
5) Мотивационное:
-разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;
-организация конкурса в группах ДОУ,
-накопление и обобщение педагогического опыта.
6) Материально-техническое:
-размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;
-оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.
Экспонаты музея
1 раздел «Струнные русские народные инструменты» :
• балалайка
• гусли
1. 2 Вспомогательный материал: паспорта струнных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.
1. 3 Иллюстрации с изображением древних струнных народных инструментов:
• домра - старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси;
• описание инструмента, история возникновения, как прообраза балалайки.
2 раздел – «Духовые русские народные инструменты» :
• дудочки
• свистульки
• свирель
• гудок
2.2. Вспомогательный материал: паспорта духовых музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.
2.3. Иллюстрации с изображением древних духовых народных инструментов:
• кугиклы (древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент)
• рожок
• жалейка
• варган
Описание инструмента, история возникновения.
3 раздел «Ударные и шумовые музыкальные инструменты» :
• трещотка
• рубель
• ложки
• бубенцы
• бубен
• колокольчики
• коробочки
• трещотка
• колокольчики
3.1. Вспомогательный материал: паспорта ударных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.
3.2. Иллюстрации с изображением старинных инструментов: «дрова», «колотушка», «кокошник», колокол.
Создание мини-музея предполагает не только информационную деятельность в ходе знакомства с русскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку и музыкальные инструменты самим. В организации музея планируется участие родителей и социальных партнеров: детской музыкальной школы, воспитанники которой, представят вниманию дошкольников звучание того или иного инструмента в сольном исполнении, а так же в оркестре народных инструментов. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память, о том или ином музыкальном инструменте, о встречах с музыкантами, предполагается оформление фото - альбома, а также изготовление музыкальных инструментов своими руками.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике, разработка методических материалов.
2 этап – практический
Цель: организация работы с детьми в мини – музее.
3 этап – заключительный
Цель: защита проекта, подведение итогов, представление опыта реализации проекта
Содержание работы
1. Работа с кадрами
Организация работы творческой группы педагогов
Изучение литературы по музейной педагогике
Консультации:
«Музейная педагогика
в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Составление картотеки созданию методического материала мини-музея в ДОУ
Разработка критериев Конкурса
Разработка проекта
Создание мини-музея
Разработка методических материалов по организации музея
Защита педагогического проекта на педсовете
Торжественное «официальное» открытие музея
Представление опыта работы на районных методических объединениях
2. Работа с детьми
Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)
Посещение районного краеведческого музея с детьми
Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании
Выбор направления по созданию мини-музея в группах ДОУ совместно с детьми
Участие в создании мини-музея в группе, в зале, формирование коллекции
Творческие работы детей (ИЗО, конструирование)
3. Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике
Консультация «Роль мини-музея в развитии познавательной активности детей»
Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации
Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ
Список литературы
1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.
2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.
3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998.
4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М. : ТЦ «Сфера», 2006.
5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М. : Высшая школа, 2004.