Наталья Цыряпкина
Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы и самостоятельности детей. Как организовать и сочетать понятия самостоятельность, инициатива и образовательная деятельность? Комплексно- тематическое планирование и планирование вообще? Изучая материалы коллег края, России и зарубежных коллег я отметила для себя такое направление как «музейная педагогика», и решила: если ФГОС представляет нам- педагогам возможность стать новаторами в образовательном процессе- надо попробовать.
Публикация «Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
3-й слайд. Прорабатывая цели и задачи музейной педагогики и адаптируя их для своей темы самообразования я убедилась в том, что выбрала правильное направление.
4-й слайд. Средства реализации музейной педагогики интегрируют все образовательные области и позволяют очень легко и корректно их реализовывать. Причем инициатива и самостоятельность детей раскрывается во всех видах деятельности.
5-й слайд. Идея над созданием мини- музея в группе возникла еще в прошлом году. В преддверии празднования Дня Победы и в рамках моей темы самообразования «Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста» мы организовали выездную экскурсию в музей «Мемориал Победы». Экскурсия зажгла в сердцах детей искорку любви и уважения к истории нашей страны. По прибытию в детский сад дети стали бурно обсуждать увиденное в музее, родители активно присоединились. Было принято решение провести анкетирование родителей «Какие культурно- массовые мероприятия вы посещаете с детьми в выходные дни», после чего выяснилось, что выставки и музеи никто из семей воспитанников ни разу не посещал. После поисков информации по музейной педагогике во всех доступных источниках (в библиотеке, в интернете, оказалось, что данная тема развита очень узко и информации не так уж и много. Для определения эффективности взаимодействия с родителями были проведены консультации и беседы: «Музейная педагогика в ДОУ», «Как приобщить ребенка к русской культуре?», цель которых определить заинтересованное отношение родителей к мини-музею в ДОУ.
6-й слайд. Работа над информационно- познавательным, исследовательским проектом началась уже в этом учебном году, когда мы перешли в подготовительную группу. Первые знакомства с предметами обихода русских людей, изделиями народно-прикладного творчества, предметами старины начались в рамках комплексно- тематического планирования по темам «Я и моя семья»- создание «Семейное генеалогическое древо», «Село мое родное» путешествие по макету села, «Народные промыслы России» в форме комплексных занятий с посещением интерьера «Русская изба» и выставки народной игрушки изготовленной руками родителей.
7-й слайд. Выбор темы мини-музея произошел исходя из интересов и инициативы детей, в результате реализации проекта. В одной из бесед Полина В. сказала, что дома у бабушки хранится старинная книга ее прабабушки - первая книга "Молодым хозяйкам" 1909года(108 лет). Когда она принесла эту книгу в группу, всех заинтересовал этот предмет из прошлого и ребята стали вспоминать, что у бабушек и дедушек они тоже видели много старинных вещей. В этот момент и родилось название нашему мини- музею «Лента времени», определилась и тематика - предметы старины, которыми пользовались наши предки, семейные реликвии. Приступая к работе, я понимала, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей и педагогического коллектива. На идею о создании музея в группе откликнулись родители, ведь приятно когда с самого детства дети знакомятся с традициями семейных поколений и чтут их, гордятся. Дети «загорелись» и поехали по гостям в деревню к бабушам и дедушкам, к родственникам, полезли по чердакам и сундукам, начали тормошить семейные альбомы и реликвии.
8-й слайд. И вот начался первый подготовительный этап нашего проекта. Дети стали постепенно пополнять наш мини- музей экспонатами, рассказывали об экспонатах по мере их поступления (беседы с детьми подготавливали родители дома). Родителям было рекомендовано провести с детьми беседу, подготовить к каждому экспонату описание. Это помогло нам сформировать картотеку, а потом зафиксировать на атлас материал познавательно- исследовательской поисковой работы.
9-й слайд. Основным этапом моего проекта является: разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея, проведение познавательных бесед, подборка стихов, сказок, пословиц, загадок, дидактических игр, проведение досугов и экскурсий, исследовательская и проектная деятельность, просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. При ознакомлении детей с экспонатами используются игровые методы и приёмы, такие как: игровые ситуации (например, «Экскурсия по мини-музею», игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», сюжетно – ролевые игры («Экскурсия в музеи», «Магазин старинных вещей», игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод», «Найди и принеси») и т. д. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Частыми гостями нашего мини- музея становятся родители. При этом дети самостоятельно выступают в роли хозяев-экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, они были ознакомлены с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Мы подготовили и провели ряд экскурсий как для родителей, так и детей из других групп детского сада и педагогов.
10-й слайд. Наши воспитанники чувствуют свою причастность к мини – музею. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини – музее не только можно, но и нужно! В нашем музее можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и родители, бабушки, дедушки. Наш мини-музей это результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей. Дети даже спустя время могут самостоятельно закрепить полученные ранее знания, а также постоянно пополнять экспозиции музея, рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр, проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Это очень эффективная форма поддержки детской инициативы и самостоятельности. Включение в образовательный процесс разработанной технологии музейная педагогика, проведение экскурсий для родителей, детей и педагогов позволяет воспитать у детей любовь и интерес к родному краю, к истокам прошлого, семейным реликвиям и развивать патриотические чувства у дошкольников. По мере реализации проекта у детей расширился кругозор о том, какие вещи были в быту у наших предков, и по мере возможности родители с детьми стали посещать «настоящие» музеи.
11-й слайд. В перспективе планируется дальнейшее проведение работы в данном направлении: расширение тематики экспозиций, привязывая к комплексно- тематическому планированию, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Последнее обновление экспозиций было приурочено к 23 февраля- папы и дедушки принести то, что связано с армией. В дальнейшем обновление экспозиций планируется на День Победы –(предметы быта, книги, фотодокументы о войне); на выпускной- («На память детскому саду»).О работе нашего мини- музея написали статью в районной газете «Пригород», с выражением благодарности родителям воспитанников.
12-й слайд. В заключении хочется отметить, что музейная педагогика является очень эффективной формой поддержки детской инициативы и самостоятельности и одной из технологий, которые я использую в своей практике. А метод проектирования одним из эффективных и продуктивных в патриотическом воспитании подрастающего поколения.