МААМ-картинки

Инновационный проект «Школьное радио как часть модели внутренних коммуникаций открытой школы»

Алешина Елена
Инновационный проект «Школьное радио как часть модели внутренних коммуникаций открытой школы»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

«Профориентация для старших классов необходима, она должна возвращаться в школы. Знакомить наших школьников с профессиями, которые востребованы в регионах - история хорошая, и она есть почти во всех образовательных системах мира.»

Министр Минобрнауки РФ Ольга Васильева

Президентская инициатива «Наша новая школа» призывает «поддерживать практику использования современных информационно-образовательных технологий в образовательных учреждениях», придает важное значение созданию «модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров». Задача образования подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой, определиться с выбором профессии.

Публикация «Инновационный проект „Школьное радио как часть модели внутренних коммуникаций открытой школы“» размещена в разделах

Более того, на протяжении многих лет не теряет своей актуальности внедрение медиа-информатизации школы. Для всех участников образовательного процесса необходимо вовремя получать информацию в структурированном виде, эстетически оформленном и обязательно. Поэтому необходимо на современном этапе вовлечение в открытое информационное пространство всех участников образовательных отношений.

В школе реализуется проект «Модель внутренних коммуникаций как средство информационной открытости школы» в рамках Центра дополнительного образования медиаобъединения «Перспектива». В данном случае актуально внедрение в Модель еще одного информационного источника – школьного радио.

У радио по сравнению с газетой появляется такое преимущество, как возможность осуществлять «прямые передачи» с места событий. Причем прямые передачи не только повышают оперативность информации, но, что очень важно, могут создавать так называемый "эффект присутствия". Это дает возможность одновременно включать в процесс общения огромные массы людей, самые разнообразные социальные группы и общности. Это приводит к тому, что при помощи средств массовой коммуникации фактически общаются не отдельные люди, не отдельные личности, а большие социальные группы. Иначе говоря, массовая коммуникация - это прежде всего общение больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими последствиями.

Опосредованность общения техническими средствами задает, предопределяет основные специфические особенности массовой коммуникации как разновидности человеческого общения.

Источник информации такого плана поможет разрешить ряд проблем:

- низкий эмоциональный фон среди участников образовательных отношений;

- неумение учащихся спроектировать жизненное самоопределение и сделать выбор профессии;

- избитые формы профориентационной направленности;

- невозможность охватить всех участников образовательного процесса в воспитательный компонент;

- зависимость от гаджетов и как следствие недостаточно развита коммуникативная компетентность.

Обозначая вышеперечисленные проблемы можно выделить ряд противоречий:

- Желание сделать воспитательную среду благодатной и созидающей есть, а материально-технических ресурсов нет.

- Необходимость подготовки самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному выбору и построению карьеры в меняющихся условиях, с одной стороны, и реальная практика преимущественно манипулятивной профконсультационной помощи, нередко организованной без активизации самих консультируемых, с другой стороны.

- Учащиеся легко выбирают учебное заведение, не зная при этом перспектив и требований к профессии. В итоге более половины выпускников вузов не работают по специальности.

- Противоречие между требованиями научной обоснованности профориентационной работы с опорой на лучший отечественный и мировой опыт, с одной стороны, и часто встречающийся дилетантизм в этой сфере, с другой стороны.

- Противоречие между огромной значимостью профориентации как для отдельной самоопределяющееся личности, так и для общества в целом, с одной стороны, и реальная недооценка данной работы, выражающаяся в недостатке времени на нее, в слабой подготовке специалистов-профконсультантов и т. п., с другой стороны.

В МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» накоплен определенный опыт работы внутренних коммуникаций открытой школы.

Реализация проекта «Школьное радио как часть модели внутренних коммуникаций открытой школы» (далее по тексту – проект) позволит решить ряд задач в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее по тексту – ФГОС) :

- рационального использования ребенком свободного от уроков времени для дополнительного развития своих потенциальных возможностей;

- формирования профессиональных, а также коммуникативных и духовно-нравственных компетентностей;

- проектирования профессионального самоопределения;

- обеспечения гарантий доступности открытой информации для всех групп учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей, одаренных детей;

- ознакомления обучающихся с основами ИКТ- технологий;

- формирования активного образа жизни, активной жизненной гражданской позиции, быть в центре информации.

1.2. Цели и задачи проекта

Медиа-информатизация школы - это основа инновационной деятельности, которая является важнейшей составляющей образовательной и воспитательной среды для учащихся в рамках реализации ФГОС.

Цель: Совершенствование модели внутренних коммуникаций школы, формируемых профессиональные, а также коммуникативные и духовно-нравственные компетентности у учащихся, посредством организации деятельности школьного радиоцентра.

Основные задачи проекта :

1. Оборудовать школьный радиоцентр.

2. Реализовать дополнительную общеразвивающую программу по дополнительному образованию творческого медиаобъединения «Перспектива».

3. Создать творческие группы.

4. Организовать сетевой взаимодействие, привлечь дополнительные ресурсы (в том числе интеллектуальные, социальных партнеров.

5. Организовать проведение мастер-классов для участников проекта с привлечением социальных партнеров, представителей реального сектора экономики и СМИ города.

6. Создать комфортную, воспитательную, созидающую среду в образовательной организации.

7. Обеспечить стопроцентный охват учащихся воспитательным компонентом.

8. Спроектировать жизненное самоопределение и выбор профессии выпускников.

9. Провести системный мониторинг хода реализации программных мероприятий.

10. Оценить эффективность инновационного проекта и обобщить опыт.

1.3. Основные идеи проекта

Итак, основные идеи инновационного проекта : создание комфортной воспитательной созидающей среды для поколения новой формации с помощью функционирующей усовершенствованной модели внутренних коммуникаций открытой школы. Усовершенствована она будет посредством деятельности школьного радиоцентра. В проекте представлены инновационные подходы в части предоставления профессиональных проб и грамотного информирования через ненавязчивые внутренние коммуникация (радиоцентр и имеющуюся рабочую медиа-доску). Также выделены идея эффективного наставничества «опытный педагог – молодо специалист» и организация сетевого взаимодействия через привлечение социальных партнеров для организации профессиональных проб, проведения мастер-классов, кастингов. Данные условия созданы для формирования нового отношения к себе, к своему будущему, к своей профессии и таких качеств как конкурентоспособность и активность. Цель обучения школьников основам творческого умственного труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить ответственное отношение к осознанному выбору профессии.

1.4. Новизна и практическая значимость

Новизна проекта заключается в качестве профессионально-педагогической культуры руководителя и исполнителя проекта, в результативности их совместной инновационной деятельности. Это тандем, состоящий из учителя-наставника и молодого специалиста. Благодаря реализации данного инновационного проекта ожидаются отличные результаты от имеющихся.

Инновационная практическая составляющая проекта актуальна получением детьми навыков перспективных профессий и многоаспектной информационной открытостью школы. Функционирующая Модель построена на визуализации представляемой информации. Посредством радио эта Модель будет дополнена и усовершенствована, что позволит воспринимать информацию еще и аудиальным путем. Непродолжительные эмоциональные и интересные радиоэфиры позволят сконцентрироваться на главном, на профессиональном самоопределении учащихся.

Школа на данный момент уже имеет уникальный опыт воспитательной практической работы. Образовательная организация отмечена дипломом 1 степени Всероссийского конкурса «Элита российского образования» в номинации «Лучшая образовательная организация», вошла в ТОП-180 участников Всероссийского конкурса "Успешная школа", занимая 91 позицию. Но для выстраивания совершенной, инновационной рабочей Модели внутренних коммуникаций открытой школы в рамках эксперимента данный проект дополнит и внесет новые элементы в воспитательную и образовательную созидающую среду. Отразит новые подходы, рекомендации, во-первых, по функционирующей Модели, во-вторых, по проектированию жизненного самоопределения и выбору профессии учащимися, в-третьих, будет обобщен опыт эффективного наставничества.

II. Основная часть

2.1. Обоснование проекта

По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии. В значительной мере эта проблема решается качественно обоснованной системой профессиональной ориентации учащихся. Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Усложнение социально-экономической ситуации и постоянно расширяющиеся свободы личностного, жизненного и карьерного выборов требуют повышения готовности самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному решению своих карьерных вопросов. Это предполагает постепенное перемещение акцентов в профориентационной работе от констатирующе-рекомендательных вариантов помощи к активизации самих клиентов и формированию у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.

Соответственно это возможно и в образовательной организации лишь при соблюдении следующих условий:

- увеличение времени на психолого-педагогическую поддержку самоопределяющимися учащимся (переход от одноразовых, эпизодических консультаций к многоразовым встречам);

- создание организационных условий для такой работы (переход к системной и комплексной работе);

- специальная подготовка профориентаторов, способных работать по разным направлениям, с разными категориями клиентов и с использованием разных методов);

- изменение самого отношения к профориентации (осознание ее реальной важности).

Идеи социального партнерства в создании системы профориентации в стране выдвинули ведущие научные сотрудники Центра профессиональной ориентации и самоопределения школьников ИСМО РАО С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев. Они предлагают консолидировать всех специалистов, как реально работающих в области профориентации, так и готовых в перспективе включиться в эту работу, создавать «Ассоциации профориентаторов», привлекать к решению проблем образования широкого круга социальных партнеров — представителей различных профессий в целях создания более разнообразной образовательно-информационной среды (создание адаптационных рабочих мест, проведение профессиональных проб, практик; участие школьников совместно со специалистами в выполнении социальных заказов и проектов).

Практико-ориентированной задачей поддержки становится внесение в образовательный процесс средств, помогающих детям и подросткам «открывать» себя в различных видах деятельности, вхождение подростка в сложноорганизованное широкое социокультурное пространство (в том числе - через вхождение в мир профессиональных субкультур) и, соответственно, восприятия им окружающего мира через призму собственных ценностей. Задача педагога, осуществляющего поддержку - обнаружить субъективные и объективные препятствия, с которыми сталкивается подросток в процессе этой сложной деятельности, и помочь ему подойти к ее самостоятельному разрешению.

В нашей образовательной организации уже есть некий положительный опыт в данном вопросе. С целью формирования у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности, осуществляется психологическое сопровождение профориентации учащихся.

Основными формами деятельности педагога-психолога в рамках сопровождения профориентации являются: диагностика, консультирование, информирование, просвещение. Применяются педагогические интерактивные методы: дискуссии, эвристические беседы, «мозговой штурм», занятия, с элементами тренинга.

В 9-х классах все эти формы профориентационной работы реализуются через занятия по программе «Азбука профориентации XXI века».

Индивидуальные консультации по профориентации организуются по запросу учащихся, родителей, педагогов, классных руководителей. Психологическое консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального так личностного самоопределения.

Психологическая диагностика проводится с целью стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем, определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

Профориентационное просвещение учащихся осуществляется через сопровождение на встречи со специалистами города в рамках месячника профориентации, организацию встреч с представителями учебных заведений города, а также профессиональные пробы в ГБПОУ «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий».

Профориентация таких профессий как архитектор, художник, модельер в школе представляется через углубленное изучение предметов эстетического цикла. Также в школе организовано профильное обучение в 10-11 классах: социально-гуманитарный профиль и художественно-эстетический профиль. Успешно развивается сетевое взаимодействие посредством ресурсного центра по предпрофильной подготовке «Школа изобразительного искусства» на базе МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» (Приложение №2).

Информирование всех участников образовательного процесса осуществляется регулярно через классные часы и Сетевой город, сайт школы, где предоставляется информация о профессиональных учебных организациях России, трудоустройстве в летний период, целевых местах в ВУЗах, информационных порталах, форумах и т. п. Но этого недостаточно для формирования умения проектировать профессиональное самоопределение учащихся

Надо отметить тот факт, что именно использование технических средств передачи информации превращает общение в массовое, поскольку это дает возможность одновременно включать в процесс общения огромные массы людей, самые разнообразные социальные группы и общности. Это приводит к тому, что при помощи средств массовой коммуникации фактически общаются не отдельные люди, не отдельные личности, а большие социальные группы. Иначе говоря, массовая коммуникация - это прежде всего общение больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими последствиями.

Методологической основой инновационного проекта являются современные педагогические идеи личностно-ориентированного обучения в творческой деятельности, идеи поэтапного развития, самоопределения, саморегуляции и самоактуализации сущностных качеств индивида, идеи ненавязчивого просвещения, профессиональной ориентации, дифференциации и индивидуализации обучения на основе создания воспитательной среды, ситуации успеха, идеи «совместного творчества в учебно-познавательной деятельности».

Для достижения качественного результата инновационного проекта необходимо соблюдение следующих принципов:

- Принцип сотрудничества и сотворчества. Это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

- Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей. Удовлетворение стремления детей участвовать в интересной творческой продуктивной деятельности и тем самым компенсировать отсутствие или недостаточное количество времени для освоения опыта самостоятельной познавательной, творческой, продуктивной деятельности.

- Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.

- Принцип комплексности. Совершенствование Модели открытой

школы.

- Принцип индивидуализации. Раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе. Отношение к ребенку как к субъекту деятельности, признание его права на собственное мнение и индивидуальный маршрут развития.

- Принцип актуальности. Создание положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха, формирование чувства уверенности и защищенности. Ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе.

- Принцип взаимодействия. Данный принцип направлен на организацию сетевого взаимодействия, привлечение социальных партнеров, представителей реального сектора экономики.

Целевая группа проекта : субъекты МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» : учащиеся, педагоги, родители.

Вывод: Являясь оперативным СМИ школы радио позволит донести информацию до широкого круга аудитории. Так как радио – самый оперативный источник информации; его основное отличие перед печатным школьным органом – возможность доступно, популярно представлять события или факты, и как можно оперативнее сделать их достоянием всех слушателей школьного радиоцентра.

2.2. Архитектура проекта

Архитектура проекта представлена тремя этапами: организационно-подготовительный, внедренческий, заключительный.

Организационно – подготовительный этап (2017 г., январь-февраль) предполагает решение основной задачи: создание организационной структуры, обеспечивающей практическую реализацию мероприятий Проекта.

На организационно-подготовительном этапе определяются зоны ответственности сторон – участников Проекта.

В рамках первого этапа выделяются следующие промежуточные этапы работ:

- Создание Координационного Совета;

- Нормативное обеспечение работ по Проекту : подготовка приказов и программ, регламентирующих порядок работ по Проекту.

- Написание Проекта.

- Разработка сметы.

Внедренческий этап(2017-2019 г. г.) предполагает решение задач по совершенствованию, развитию модели внутренних коммуникаций школы, формируемых профессиональные, а также коммуникативные и духовно-нравственные компетентности у учащихся посредством организации деятельности школьного радио, по созданию комфортной, воспитательной, созидающей среды в образовательной организации.

На данном этапе выполняются мероприятия по приобретению оборудования, его установке, утверждению плана работы информационного источника, формированию творческих групп, функционирование информационного источника по утвержденной программе, обеспечению системного мониторинга хода реализации программных мероприятий.

Кроме того, на внедренческом этапе выполняются работы, направленные на методическое сопровождение модулей: организация сетевого взаимодействия, привлечение дополнительных ресурсов (в том числе интеллектуальных) : представителей реального сектора экономики и СМИ, осуществление социального партнерства; реализация дополнительной общеразвивающей программы по дополнительному образованию творческого медиаобъединения «Перспектива», системный мониторинг хода реализации программных мероприятий.

В рамках заключительного этапа (2020 г.) осуществляется оценка текущего состояния хода реализации Проекта на предмет выявления проблемных мест с целью их устранения, производится анализ полученных результатов, обобщается и демонстрируется полученный опыт.

2.5. Критерии оценки результатов проекта

Оценка процесса:

- Охват учащихся, занимающихся в медиаобъединении «Перспектива»

(информационный источник «Школьное радио»);

- Охват кастингом и профессиональными пробами;

- Охват участников образовательного процесса – слушателей школьного радио.

Оценка результата:

- Процент выпускников, поступающих в ВУЗы, средне-специальные учебные заведения, выпускающих специалистов перспективных профессий.

- Рост уровня воспитанности и социализации по диагностике Н. П. Капустиной «Уровень воспитанности», анкетирование «Жизненное самоопределение».

2.6. Перспективы Проекта

1. Привлечение большего числа школьников разного возраста к деятельности в школьном радиоцентре;

2. Обобщение опыта;

3. Сотрудничество с социальными партнерами, представителями реального сектора экономики.

4. Освещение работы радиоцентра в средствах массовой информации города и региона.

2.8. Формы мониторинга эффективности Проекта

1. Мониторинг необходимости радио в школе (социологический опрос).

2. Тестирование по профориентации для обучающихся на проверку приобретенных знаний в области радиовещания, журналистики.

3. Годовой анализ работы школьного радиоцентра на координационном совете.

4. Получение обратной связи от участников Проекта (анкетирование).

5. Системный мониторинг.

* Примечание: Все показатели будут отражены в отчете по самообследованию и представлены в публичном докладе руководителя образовательной организации.

Публикации по теме:

Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ "Детский.

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Студия «Детское радио»Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Студия «Детское радио» Мы рады Вас приветствовать Товарищи, ребята, Конечно, если в сад пришли А не ушли куда – то. Просим Вас немедленно Оставить все дела, Студия.

Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность и перспективность. Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на.

Инновационный подход в преподавании учебного предмета «История и культура Башкортостана» в условиях современной школы. Основой федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является системно-деятельностный подход, предполагающий.

Инновационный проект «Мини-музей «Сударушка»Инновационный проект «Мини-музей «Сударушка» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Инновационный проект «Школа маленьких пешеходов»Инновационный проект «Школа маленьких пешеходов» В настоящее время, в Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки.

Инновационный проект Тема: «Логико-математические игры, как средство интеллектуального развития детей» Актуальность «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Инновационный проект «Весь мир на ладошке» Инновационный проект «Весь мир на ладошке» Краткая аннотация проекта В нашем проекте «Весь мир на ладошке» представлен опыт построения обучающей.

Конспект занятия в средней группе. Ознакомление с окружающим миром «Радио» Цель: Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы, материал,принадлежность к рукотворному и природном.

Педагогический проект «Модели машин Волжского автомобильного завода» с детьми 4–5 лет Город Тольятти имеет на своей территории замечательное предприятие, которое на протяжении нескольких лет занимается автопроизводством. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Школьное радио как часть модели внутренних коммуникаций открытой школы»
Опубликовано: 14 августа 2017 в 20:25
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект «Школьное радио как часть модели внутренних коммуникаций открытой школы»» (включая файлы) размещена пользователем Алешина Елена (УИ 1237849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД