Ирина Ивановна Литвинова
Проект «Путешествие по Волге. От истока до устья»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети, воспитатели подготовительной группы, родители
Актуальность проекта :
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Публикация «Проект „Путешествие по Волге, От истока до устья“» размещена в разделах
- Волга, река
- Проекты. Проектная деятельность
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном. Любой край, город, село неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в в поселке Быково Волгоградской области. На великой русской реке Волга! Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой.
Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке Волге. Нельзя любить реку, не зная о ней ничего. Детям предлагается не только четкая система знаний о реке Волге, о городах, но и ставятся задачи конкретной помощи Волге, которые решаются самостоятельным путем, коллективно с группой и с семьей. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребенком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.
Вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, создание специальных условий в развивающей предметно-пространственной среде для познавательной деятельности, помогают педагогу эффективно активизировать ребёнка, направить его на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
Проблема, решаемая в проекте :
- недостаточный уровень знаний воспитанников об истории реки, о городах, животном и растительном мире Волги;
Весь проект «строится» на воспитании у детей чувства любви к реке Волге. Нельзя любить реку, не зная о ней ничего. Вот почему главными принципами проекта стали научность и системность содержания.
Цель проекта :
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городами Поволжья, с природой родного края.
Задачи:
- Расширять и углублять знания детей о реке Волга.
-Знакомить детей с историей волжских городов.
- Воспитывать чувства гордости, уважения и любви к родному краю, стремление защищать и сохранять природные богатства России.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ
- Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
Вид проекта :
Информационный, краткосрочный, семейно-групповой, познавательно-исследовательский.
Ожидаемые результаты:
- Для детей: расширение знаний об истории волжских городов, ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; самореализация.
- Для родителей: повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Гипотеза проекта :
Однажды воспитанник нашей группы Миша начал рассказывать детям о том, что летом он вместе со своими родителями ездил в город Волгоград. Ребята заинтересовались его рассказом и внимательно слушали. У многих возникали вопросы: «А что интересного Саша увидел в Волгограде?», «Что запомнилось больше всего?», «На какой реке стоит город?»… Я предложила детям найти этот город на карте России. Ребята заинтересовались. Мы нашли и город, и огромную реку, на которой стоит Волгоград. Илья сообразил, что и Быково, и Волгоград стоят на одной и той же реке – Волге. У детей возникли вопросы о других городах на Волге. Так из детских вопросов родилась гипотеза проекта :
- Много или мало городов стоит на Волге?
- Похожи между собой волжские города или они все разные?
- В каждом городе свой основной символ
Этапы работы над проектом :
I этап – подготовительный:
1. Планирование проекта.
2. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, научно-познавательной литературы по теме проекта.
3. Подбор настольных дидактических игр.
4. Совместное изготовление карты реки Волга.
5. Помощь родителей в подборе фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами волжских городов
6. Помощь родителей при подготовке сообщенийдетей. Работа родительской творческой мастерской.
7. Виртуальные экскурсии по городам Поволжья: Тверь, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.
II этап – Основной.
В ходе основного этапа проводили беседы, совместную образовательную деятельность. Организовали семейные экскурсии. Провели экскурсию в музее народного быта. Там же мы участвовали в краеведческой викторине. Эта форма работы так понравилась детям, что мы провели в группе свою викторину «Мы – волжане, нам есть чем гордиться». Но основной формой работы была, конечно, работа с картой России и глобусом. На основе полученных знаний во второй половине дня проводили и дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры. Работала творческая мастерская, где мы с детьми делали волжские пейзажи в технике квилинга. Мы разучили много стихов и песен о нашем городе, о Волге.
1. Утренние беседы: «На какой реке стоит город Волгоград», «А я вот что знаю о реке Волге», «Что можно и нужно делать для сохранения Волги».
2. Семейные экскурсии на набережную реки Волги.
3. Викторина «Мы - Волжане, нам есть чем гордиться».
4. Совместно с сотрудниками детской библиотеки проводилась краеведческая викторина и экскурсия в музей народного быта, расположенный в библиотеке.
5. Дидактические игры “Опиши реку” (на материале фотографий, «Обитатели реки», «Мы родились на Волге». Настольно-печатная игра «Русь великая».
6. Электронно-дидактическая игра «Найди правильный ответ». Дети должны по описанию найти город, стоящий на реке, найти его герб, узнать и назвать основные достопримечательности города. Игры созданы по городам – Самара, Волгоград, Казань.
7. Совместное изучение детьми и педагогом физической карты России. Работа с глобусом.
8. Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Путешествие – а я поеду в город…»
9. Изучение познавательной литературы и интернет-источников при подготовке рассказов о волжских городах.
10. Творческая мастерская. Совместная работа по квилингу «Волга - матушка».
11. Совместная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности «Города на Волге», «Волга – матушка»
12. Разучивание стихов и песен о Волгограде, о реке Волга.
III этап – итог проекта :
Презентация сообщений детей о Твери, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде, Астрахани (воспитанниками старших групп и их родителями).
Выставка рисунков и фотографий «Путешествие по Волге».
Коллекция магнитов с изображениями городов, стоящих на реке Волге.
Мы вместе с детьми нарисовали карту реки Волга, провели виртуальные экскурсии по городам Поволжья.
Изучили познавательную литературу и интернет-источники.
В ходе проекта дети познакомились с историей городов : Тверь, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Узнали основные достопримечательности этих городов. Узнали символы городов. Ребята узнали и увидели, где берет начало река (Валдайская возвышенность, где устье реки и почему оно называется дельта реки.
Результаты проекта :
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку. В дальнейшем планируется продолжение работы по этой теме – изготовление лэпбуков, посвящённых городам Поволжья.
Таким образом, цель проекта была достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза детей подтвердилась, и они нашли ответы на свои вопросы. Проект получился плодотворным, все участники проекта (дети, родители, и педагоги) были увлечены совместной деятельностью.
Итогом проекта стали альбом и карта реки Волга и городов, расположенных от истока реки до устья.