Галина Постолова
Проект «Раз картошка, два картошка!».
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Постолова Галина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с «Чебурашка», г. Когалым, 2014 год.
Тип проекта: групповой, информационно-экспериментально- исследовательский.
Срок реализации: среднесрочный (октябрь - ноябрь).
Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы № 11, родители.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Проект „Раз картошка, два картошка!“,» размещена в разделах
- Картофель, картошка
- Картофель. Проекты и исследовательские работы
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Актуальность. Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Цель: формирование у дошкольников исследовательских интересов, повышение познавательной активности в рамках экологической деятельности в союзе с педагогами и родителями.
Задачи:
• учить устанавливать причинно-следственные связи;
• создавать условия для реализации исследовательского проекта;
• расширять представления о способах проращивания картофеля;
• формировать у дошкольников умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста картофеля;
• развивать желание вместе со взрослыми выполнять трудовые поручения; развивать воображение, логическое мышление, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
• обогащать активный словарь детей по данной теме;
• воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе;
• привлекать родителей для участия в проектной деятельности.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы его построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями;
• построение образовательного процесса на адекватной возрасту форме работы с детьми – игре.
Механизмы реализации проекта:
• совместной образовательной деятельности педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, познавательно-речевой, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной и в ходе режимных моментов);
• самостоятельной деятельности детей;
• взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
для детей – активизация познавательной деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье;
для педагогов – повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Познание», реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы;
для родителей – повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.
Продукт проектной деятельности: выставка рисунков и поделок, альбом «Опыты и эксперименты», проектный альбом «Раз картошка, два картошка», фотографии.
Этапы реализации проекта:
I этап – «Проблемная ситуация» (1-я неделя октября).
1. Определение проблемы проекта.
2. Выбор группы участников.
Отправным моментом нашего исследования послужила беседа «Как я помогал маме собирать урожай», запланированная в рамках календарно-тематического планирования по блоку «Осень», разделу «Что нам осень принесла». Выслушивая рассказы детей, мы узнали, что Азамат помогал маме на даче выращивать и копать картошку. К сожалению, не все дети имеют такую возможность. Поэтому, мы с детьми решили выяснить, сможем ли мы вырастить картофель в нашей группе, какие условия более благоприятны для ее роста.
Для определения степени знаний детей использовалась модель двух вопросов:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Картофель – это овощ.
Картофель растет в деревне, на даче.
Из картофеля готовят суп, пюре, его варят, жарят, пекут. Как вырастить картофель в группе?
Какие условия нужны для роста?
Как за ним ухаживают?
Когда и как сажают картофель в землю и собирают урожай?
II этап – «Проектирование» (2-я неделя октября)
1. Формулировка цели и задач группового проекта.
2. Прогнозирование результата проекта.
3. Составление плана образовательной работы; разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
4. Подбор, приобретение методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме.
5. Проращивание картофеля разными способами.
6. Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
III этап – «Поиск информации» (3-4-я неделя октября, 1-3-я неделя ноября).
1. Реализация плана образовательной работы: НОД, беседы, опыты и эксперименты с картофелем, экскурсии, игровая деятельность, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, поделки из природного материала, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, разучивание стихов, загадок, пословиц, песен.
2. Привлечение к участию в проекте родителей, узких специалистов (инструктора по труду, музыкального руководителя).
IV этап - «Подведение итогов» (4-5-я неделя ноября).
1. Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов.
2. Стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.
3. Создание проектного альбома «Раз картошка, два картошка», альбомов с детскими рисунками, дневника наблюдения за ростом картофеля в разных условиях, поделки из картофеля, пророщенный картофель.
4. Презентация проекта "Раз картошка, два картошка!" в рамках смотра-конкурса ДОУ.
Содержание образовательной работы с детьми
в процессе реализации проекта "Раз картошка, два картошка!"
Образовательные области
Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие Д/и «Что сначала, что потом» (этапы роста картошки, физ. минутка «Шли с картошкой пирожки», с/р игра «Магазин овощей», «Шоферы», «Семья», инсценировка «Спор овощей», хороводная игра «Огородники»; развлечение «Сбор урожая».
Познавательное развитие НОД «Красный, синий, белый цвет – замечательный букет», «Во саду ли в огороде выросла картошка»; просмотр мультфильма «Картошка» («Лунтик», 153 серия); беседы: «Как картофель попал в Россию», «Что мы знаем о картофеле», «О труде картофелеводов», «Какое значение имеет картофель в жизни человека», «Что можно приготовить из картофеля»; рассматривание иллюстраций «Как картошка на стол пришла» (этапы выращивания и механизмы уборки, рассматривание иллюстраций из поваренной книги; экскурсия в детскую библиотеку (тема «Чудо овощи»); экскурсия на кухню д/с «Наблюдение за работой картофелечистки»; исследовательская деятельность (опыты и эксперименты с картофелем). Ухаживание за ростками картофеля, сбор урожая.
Речевое развитие Чтение стихотворений о картошке, пословиц и поговорок, авторских сказок, разгадывание загадок, составление загадок, стихотворений, сказок о картофеле.
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Мешок картошки» (штампами, «Веселая картошка» (оживление картошки, лепка: «Собираем урожай» (ведро с картошкой, аппликация: «Собираем урожай», «Мешок картошки» (коллективная работа, поделки из природного материала (совместно с родителями). Разучивание песен о картошке.
Формы взаимодействия с родителями:
• индивидуальные беседы с родителями;
• помощь в подборке дидактического материала;
• сочинение стихов, загадок, сказок о картофеле;
• консультация «Картофель целитель»;
• организация выставки муляжей овощей, сделанных своими руками, поделок из картошки «Картофельные фантазии»;
• помощь в оформлении проектного альбома «Раз картошка, два картошка!»;
• фотоотчет о проделанной работе.
Результат этого проекта:
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о картофеле, способах проращивания и условиях для роста.
Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками; повысился интерес к познанию окружающего мира.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Перспективы на будущее по реализации проекта:
продолжать наблюдение за ростками картофеля во время проведения «Огорода на окне» весной, т. к. это время года является более благоприятным для проращивания овощей, высаживание картофеля в открытый грунт, наблюдение и ухаживание за ним в естественных условиях;
разработать перспективное планирование по проекту на следующий год в подготовительной группе;
пополнить развивающую среду по теме;
повышать познавательную активность детей в рамках экологической деятельности.
Рекомендации по использованию проекта:
Проект технологичен и при желании педагогов воспроизводим в условиях любого детского сада. Используя предлагаемую систему, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс (особенно его экологическое направление) достаточно эффективно.