Получи документы

Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Вера Вячеславовна Петрушина
Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Автор проекта: Гончарова Вера Вячеславовна -

воспитатель МБДОУ детского сада № 44, г. Тамбова

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский)

Цель проекта:

Повысить уровень развития художественно - творческих способностей детей используя в работе нетрадиционные техники рисования.

Публикация «Проект „Развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах

Актуальность:

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Необходимо найти стимул побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Такие техники развивают воображение, мышление, фантазию, придают уверенности в получении хорошего результата изобразительной деятельности. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Задачи:

• Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

• Побуждать детей изображать доступным для них средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально;

• Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности;

• Способствовать формированию начальной учебно-познавательной компетентности (восприятие, мышление, внимание, воображение, любознательность);

• Развивать умение планировать свою деятельность;

• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования.

Ожидаемые результаты:

- повышение качества умений по изодеятельности;

- улучшение учебно-познавательной компетентности;

- расширение знаний и применение усвоенных техник в изодеятельности;

- развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;

- развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации своего замысла;

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Длительность проекта: 1 год.

Этапы проекта:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

На данном этапе работы над проектом:

Изучена методическая литература, публикации в журналах «Дошкольное воспитание», посещены сайты по теме проекта.

Проанализированы многообразие художественных техник рисования, выявлены нетрадиционные подходящие для дошкольного образования (конкретно для возраста детей моей группы, для детей 5-6 лет).

Продиагностирован уровень развития творческих способностей детей. Разработан перспективный план.

Мною были подобраны художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры (игры – путешествия, игры на внимание) к каждому заданию.

Включены в занятия по рисованию и в досуговую совместную деятельность с воспитателем нетрадиционные техники рисования.

Создан библиографический справочник по данной теме.

2. ОСНОВНОЙ:

Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы.

Работа с воспитанниками по развитию художественно-творческих способностей велась на занятиях по изодеятельности в рамках образовательного процесса по программе М. А. Васильевой.

А так же порционно по авторской программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки», «Изобразительная деятельность в детском саду».

В своей работе с детьми в рамках проекта использовала следующие техники:

- Рисование ладошкой

- Набрызг

- Гратаж

- Оттиск смятой бумагой

- Техника рисования с использованием трафарета

- Рисование ватными палочками

- Метод волшебного рисунка

- Рисование на снегу

- Рисование солью

- Монотипия

Сложности некоторых техник нестандартного рисования:

• Поэтапное объяснение и показ техники;

• Проводить процесс работы индивидуально;

• Следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами;

• Не ограничивать желания ребенка дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т. п. ;

• Для личной гигиены ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.

В процессе реализации проекта проводилась работа с родителями, которая была направлена на:

- знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования.

- привлечение их к совместному с детьми творчеству.

Работа с родителями реализовывалась в следующих формах работы:

- консультации;

- мастер класс;

- выставки детских работ для родителей;

- конкурсы совместных работ родителей и детей на различные темы с использованием нетрадиционного рисования;

- анкетирование;

- рекомендации для родителей.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

На заключительном этапе была проведена диагностика развитие художественно- творческих способностей детей.

Разработаны «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.

Диагностика проводилась по следующим методикам:

1) Для исследования образной креативности (воображения, творческого мышления) использовался тест «Дорисовывание» Е. П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления.

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

2) «Налей воду в кувшин». Оценивалось умение работать кистью (правильно держать, набирать краску, соблюдение последовательности работы с краской).

3) «Составь букет для Снегурочки и Солнышка» (Подбери тёплые и холодные цвета)

4) «Собери радугу» (знание основных и вспомогательных цветов, умение смешивать цвета).

А так же проводился анализ детских работ с целью :

1) Оценки творчества в рисунке (оценивалась по критериям):

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

2) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

а) многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

в) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

3. Уровень самостоятельности:

а) выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

б) требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

в) необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 15:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД