Наталья Шестакова
Проект «Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Представляю вашему вниманию проект «Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности».
Проект творческий - практикоориентированный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Проект долгосрочный – 9 месяцев.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Я считаю этот проект актуальным, ведь современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед взрослыми важнейшую задачу — подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Без развития творческих способностей решить эту задачу невозможно.
Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие мелкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Цель проекта:
· развитие творческих способностей посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
· работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму;
· донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Для реализации цели определили следующие задачи:
- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- Сформировать элементарные специфические графические навыки.
- Подготовить руку ребенка к письму.
- Сформировать интерес к творческой деятельности.
- Создать условия в ДОУ по формированию интереса.
- Привлечь родителей к работе ДОУ по данной теме.
На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.
С родителями было проведено анкетирование по данной теме, утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.
Дети тоже не остались в стороне, с ними была проведена диагностика уровня развития мелкой моторики, они принимали посильное участие в обсуждении проблемы, наметили план совместных действий.
Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете. Также подключили специалистов.
На основном этапе работы.
Работа велась с детьми, родителями и коллегами.
С детьми были проведены беседы, занятия продуктивного цикла, участие в конкурсах, с родителями: родительские собрания, консультации, мастер-классы «Наши руки не для скуки» и др.
В октябре родителям было предложено принять участие в творческой выставке «Подарок детскому саду» (совместная работа детей и родителей). Многие родители откликнулись на предложение и принесли свои работы в виде рисунков и поделок из различных материалов (крупы, дерева, и др.) Хочется отметить работу семьи Богдановых.
Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки мы используем, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, аппликация, ручной труд, так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Бумага — доступный для ребёнка и универсальный материал — широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, оформлении праздников. Любимые игрушки для детей — лодочки, кораблики, самолётики, вертолётики, шапочки, сумочки. Дети испытывают удивление и радость, когда сделанная самостоятельно, а особенно вместе со взрослыми игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке, самолётик, змей взлетает ввысь и т. д. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Несмотря на свою привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.
В своей педагогической деятельности мы решили пойти дальше и попробовать работать с детьми с более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной техникой бумагокручения. На английском языке техника бумагокручения называется “quilling” - от слова “quill” или “птичье перо”. Выбор техники бумагокручения не случаен. На наш взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Таким образом, были изготовлены снежинки в «Мастерскую Деда мороза», цветы к 8 Марта.
Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда используем продукты детского творчества в качестве подарков для родителей, сувениров к праздникам, оборудования для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Мы с детьми принимали участие в третьем городском фестивале детского творчества «Радуга», дети очень старались, помогали воспитателям в нарезании салфеток на полоски и их скручивании в жгутики. Так получилась очень красивая картина, которую мы назвали «Пробуждение Хопра».
Широко использовали технику «торцевания» как на занятиях, так и свободной деятельности. Принимали участие в акции «Всероссийская неделя добра», где дети своими руками изготовили сердечки, которые украсили торцеванием, затем подарили частичку «добра и своего сердца» людям.
Серьёзное внимание уделяем взаимодействию с родителями, считаем их надёжными соратниками и союзниками в вопросах развития детского творчества, так как только в результате воспитания природные качества ребёнка трансформируются в художественно-творческие способности. Родители помогают ребёнку превратить исторический опыт человечества в систему открытых проблем и осмыслить его.
Такой подход к организации работы является залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.
Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.