МААМ-картинки

Проект «Развитие понятийного логического мышления у дошкольников»

Елена Южакова
Проект «Развитие понятийного логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Руководитель проекта : педагог-психолог 1 квалификационной категории Южакова Елена Валерьевна

Участники проекта : дети, воспитатели, родители, педагог-психолог.

Паспорт проекта

Тип проекта : средней продолжительности.

Сроки реализации проекта : февраль-март (8 недель)

Цель проекта :

Публикация «Проект „Развитие понятийного логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах

экспериментально доказать эффективность использования игр, упражнений для развития понятийного логического мышления детей, с учетом взаимодействия семьи и детского сада.

Задачи :

1. Проанализировать научную литературу о структуре понятийного логического мышления дошкольников.

2. Подобрать систему игр и упражнений, способствующих развитию у дошкольников понятийного логического мышления, на основе полученных результатов детей на начало года.

3. Разработать стратегию совместную деятельности педагогов и родителей

4. Создать необходимые условия для проведения игр, упражнений на занятиях по развитию понятийного логического мышления у детей.

5. Проанализировать итог проделанной работы, на основе сравнения результатов диагностики до и после развивающей работы.

Актуальность проблемы

Любой вид деятельности для своего осуществления требует вполне определенных способностей, умений и навыков. Обучение в школе в этом смысле не является исключением. Но учебная деятельность обладает и спецификой, которую надо знать, прежде чем понимать, что именно нужно развивать у ребенка для способности его обучаться. То есть необходимо выяснить, какие психические процессы и личностные свойства детей должны быть задействованы.

Смысл обучения состоит не в заучивании конкретных сведений и не в отработке навыков, которые можно было бы демонстрировать на контрольных работах и экзаменах. Поэтому, в первую очередь, ребенку нужны не память и усидчивость (хотя и они нужны тоже, а познание, понимание себя и других людей, умение разбираться в окружающей жизни, ориентироваться в ней, найти свое место, действовать, созидать, творить. А это невозможно без овладения общими приемами, принципами и методами анализа, познания, деятельности.

Уже в первом классе при формировании простейших навыков, например, чтения и письма, даются общие правила анализа и систематизации. Однако правила должны быть не просто выучены, а поняты и усвоены. Выучить формулу, теорему, правило может любой ученик, но пользоваться ими умеет далеко не каждый.

Поэтому одним из показателей способности обучаться является понятийное логическое мышление. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул и видит зону их применения, может пользоваться ими на практике.

В ходе обследования детей подготовительных к школе групп (60 детей) в начале года, были получены следующие результаты: 56% детей показали уровень развития понятийно-логического мышления ниже нормы, у 44% детей - норма и ни один ребенок не показал хорошего и высокого уровня. А это значит, что дети еще плохо умеют работать по правилу: они могут его запомнить, но не всегда умеют применять и поэтому делают ошибки. Они могут использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способны выполнять аналогичные задания. Такие дети часто оказываются беспомощными при выполнении домашних заданий, так как не умеют самостоятельно мыслить и нуждаются в постоянной помощи взрослых. Знания, приобретаемые в школе, в этом случае могут остаться поверхностными для ребенка, потому что он не может связать их со своим внутренним опытом, не видит в них личного смысла. Такие знания воспринимаются как не нужные и легко забываются. Практический опыт показывает, что при недоразвитости понятийного мышления дети начинают испытывать трудности в учении уже во второй половине 1 класса, особенно на уроках математики при решении задач.

Таким образом, подготовка детей к школьному обучению должна быть направлена на развитие высших психических функций. В нашем случае, на развитие одного из типов мышления - понятийного логического. При этом работа должна быть построена в совместной деятельности всех участников педагогического процесса – воспитателей, родителей, психолога.

Предполагаемый результат:

1. Создание условий для начального этапа формирования у детей активности и самостоятельности мыслительной деятельности (ребенок действует самостоятельно и в ходе реальных преобразований предметов выявляет их скрытые свойства и связи).

2. Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их)

4. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

5. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: развитие понятийного логического мышления; получение новых знаний и умение применять их в практической деятельности; проявление творческой активности.

Педагоги: использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления у детей; продолжение освоения метода проектирования, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новых знаний; повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе; расширение возможности сотрудничества с педагогами.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

1. Береславский Л. Я. «Интеллектуальная мастерская», М., 2000

2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?», М., «Знание»,1994.

3. Зак А. «Путешествие в сообразилию или как помочь ребенку быть смышленым» (игры интеллектуальные, игры на поиск преобразований и закономерностей, М., «Перспектива», 1993.

4. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции», М., «Линка-пресс», 2007

5. Севостьянова Е. О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М., «Сфера», 2008

6. Чернихович Е. «Винни – Пух решает вслух», Гомель, «СОЖ», 1995

7. Шарохина В. Л. «Программа коррекционно – развивающей работы для подготовительной группы (подготовка к школе)».

8. Ясюкова Л. А. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.», методическое руководство.

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение одной недели, за истекший срок была проделана следующая работа:

- запланировано внедрить проект в работу с детьми гр. №8;

- использованы данные диагностики детей гр. №8 на начало года по развитию познавательных процессов, в частности понятийного логического мышления.

- выделены 10 детей, чей уровень развития понятийного логического мышления ниже нормы.

- определены цель и задачи проектной деятельности.

- составлен перспективный план индивидуальных занятий по развитию понятийного логического мышления, которые являются дополнением к основной развивающей работе по подготовке детей к школьному обучению по программе Шарохиной В. Л.

- проведено консультирование родителей, чьи дети являются участниками проектной деятельности, по плану совместной деятельности воспитателей, психолога и родителей.

- составлен плана основного этапа.

- проведена подборка игр, упражнений для работы психолога с детьми, а так же для совместной деятельности родителей и воспитателей с детьми.

Реализация второго этапа - основного :

- изготовление наглядного материала для работы с детьми на индивидуальных занятиях. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребёнка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу. Взаимодействие педагогов с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка.

- организация Клуба для родителей «Хочу всё знать».

На первой неделе данного этапа для родителей была проведена групповая консультация по реализации проекта : озвучены цель и задачи, основные этапы и сроки их реализации. В течение шести недель работал Клуб для родителей, где они получали методическую помощь, а так же информацию по результатам работы с конкретным ребенком, были даны рекомендации.

На второй неделе работы Клуба проведена консультация на тему «Подготовка детей к школе». Были освещены следующие вопросы: что понимается под школьной готовностью, каковы современные требования к будущему первокласснику, на что именно нужно обратить внимание родителей при подготовке ребенка к школе, какие методы использовать в работе с детьми и т. д. Были изготовлены для родителей буклеты «Готовим ребенка к школе» и «Развиваем понятийно-логическое мышление у старших дошкольников», в них были раскрыты вопросы моторной, социальной, эмоциональной и когнитивной готовности к школе; что именно должен знать ребенок при поступлении в школу; памятка для родителей по развитию речи ребенка, а так же даны упражнения и задания для совместной развивающей деятельности родителей с детьми. (приложение №1) Всего проведено 6 встреч.

Для родителей, с первой по седьмую недели, был представлен наглядно-информационный материал: «Что значит «ребенок готов к школе»?», «Что вмещает в себя понятие "умение учиться"?», «Умственное развитие и готовность к школе», «Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания?», «Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности» (приложение №2).

Организуя клуб для родителей «Хочу всё знать», мы расширили знания родителей по подготовке ребёнка к школе, убедили их в необходимости проведения игр и игровых упражнений не только в детском саду, но и дома, сформировали активность и инициативность родителей в совместной работе семьи и детского сада.

- проведение развивающих занятий с детьми (8 занятий, включающих в себя игры и упражнения на развитие понятийного логического мышления. Занятия проводились в индивидуальной форме.

- проведение педагогического практикума с воспитателями, где были доведены рекомендованные психологом игры и упражнения для работы с детьми по развитию понятийногологического мышления. Реализуя работу с педагогами, удалось расширить кругозор педагогов, активизировать знания по развивающей работе, поделиться опытом по созданию предметно-развивающей среды в группе.

- проведение семейного конкурса «Изучаем мир играя», где родители представили ребусы, головоломки, задачки по развитию мышления. Родителям было предложено оформить свои работы в двух видах : настольной игры (ребенок может самостоятельно работать с заданием, игрой) или в виде пособия для педагога, которое он может использовать в совместной работе с ребенком.

В конкурсе участвовало___ родителей. Одними их лучших были отмечены работы ___ семей : ФИО.

Игры, ребусы, задачки из конкурсных работ были внедрены в совместную деятельность воспитателей с детьми, что вызвало большой интерес, а так же пополнили дидактический материал группы. Детям понравились новые игры, задания, которые они с радостью выполняли, а главное – они делились тем, как они вместе с родителями занимались, готовили наглядный материал и они гордились, что этим пользуются все дети в группе.

- составлен план заключительного этапа.

Последним этапом нашего проекта был заключительный этап.

Одним из критериев результативности являются полученные данные повторной диагностики 10 детей : из 100% детей со слабым уровнем данного типа мышления на начало года, после развивающей деятельности 70% (7 детей) показали средний уровень (норму) развития, 20% (2 ребенка) - хороший уровень и 10% (1 ребенок) - слабый результат, но, несмотря на это, у него наблюдалась устойчивая положительная динамика в развитии речи, пополнении словарного запаса, умении устанавливать связи между понятиями.

Большинство дошкольников (90%) научились самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях, искать пути их рационального преодоления. Пусть еще не четко, но осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности. В решении логических задач дети научились выдвигать различные гипотезы, проявили попытки их доказать или оспорить.

Работая над проектом, мы убедились, что перечисленные выше качества личности дошкольника не формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость в самостоятельном поиске решения, использовали свои личные знания экспериментальным путем, а не только подачей готовых решений от взрослых.

Таким образом, результаты проектной деятельности свидетельствуют о том, что уровень развития понятийного логического мышления достиг нормы у большинства дошкольников после развивающей совместной работы всех участников процесса, по сравнению с начальными показателями. Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация индивидуальной развивающей работы с использованием логических упражнений, задач является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, что поможет детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

Данный проект на тему «Развитие понятийного логического мышления, как одного из факторов готовности детей к школе» может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Каждый творческий педагог может использовать его по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по вопросу подготовки дошкольников к обучению в школе.

Занятие №1

Разминка

Из чего видна улица?

Дед, который раздает подарки?

Съедобный персонаж?

Часть одежды, куда кладут деньги?

Какой день будет завтра?

1. Логические задачи.

А) Саша ел виноград крупный красный. Коля ел виноград крупный белый. Что у винограда одинаковое? А что разное? ( ответ: одинаковая форма – крупный, разное - цвет)

Б) Катя и Надя рисовали зверей. Одна девочка рисовала в альбоме, а другая в тетерадке. Где рисовала Катя, если Надя не рисовала в альбоме? ( ответ: в альбоме).

2. Упражнение на формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов.

«Автомобиль ездит на бензине или другом топливе. Трамвай, троллейбус, электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе «транспорт». А автокран относится к транспорту? Почему?»

3. Упражнение на формирование умения отделять форму понятия от его содержания.

«Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты ответь мне, какое большое, а какое маленькое; какое длиннее, а какое короче?

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

- Кот или кит? Какое больше? Почему?

- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?»

4. Упражнения для профилактики нарушения зрения

И. П. – сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Поставить палец правой руки вертикально по среденй линии лица на расстоянии 15-20 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку.

И. п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

5. Задание «Последовательные картинки» на установление причинно – следственной зависимости в наглядной ситуации. (приложение 3)

Рисунки из четырех последовательных изображений. Ребенку предлагается рассмотреть 4 рисунка в течение 20 сек., затем разложить все 4 рисунка в зависимости от сюжета и составить рассказ по ним. Если у ребенка возникли проблемы, то помочь ему «что сначала делела девочка? Положи эту картинку первой. А что потом?».

6. Упражнение «Сложи фигуры»

Ребенку предлагается карточка с изображением фигур, которые нужно сложить между собой. Затем нарисовать, какая фигура получится после сложения. (приложение 4)

Занятие №2

Разминка

Дополни фразу:

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.

1. Логические задачи.

А)Лиса медленне черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый? ( ответ: черепаха)

Б)Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый? ( ответ:медведь)

2. Задание на развитие обобщения, логическую обоснованность.

Изображены три таблицы, в каждой по 4 фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, форма, цвет).(приложение 5)

Изображены три таблицы, в каждой по 4 предмета: три одной родовой группы, а четвертый – другой родовой группы. (приложение 6)

Ребенку зачитывается четыре слова, одно из которых не относится к данной группее слов. Нужно назвать это слово:

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик

Саша, Коля, Маша, Егорова

Заяц, лось, овца, волк

Ухо, лицо, нос, рот

3. Задание «Смысловое соотнесение»

Ребенку предлагается нарисовать в пустых клеточках подходящие по смыслу предметы. (приложение 7)

4. Упражнение на расслабление и концентрацию.

1. Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Повторить 3 раза.

2. Тоже проделать с ногами. Повторить 3 раза.

3. Эажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке. 3- против.

4. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга против часовой стрелки, 3- по часовой.

5. Упражнение на развитие логического мышления.

Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ним по смыслу слова: лопата (работать, копать, письмо (писать, слушать, мел (доска, рисунок, гриб (лес, осень, мороз (холод, снег, стул (мягкий, удобный, кот (Мурзик, молоко, хлеб (свежий, черствый, лодка (плыть, вода, мех (пушистый, мягкий).

6. Упражнение «Чего не хватает?»

Ребенку предлагается рассмотреть несколько карточек. Задание : какая фигура должна быть в пустой клетке (приложение 8)

Занятие №3

Разминка

Закончи предложение:

Музыку пишет. (композитор).

Стихи пишет. (поэт).

Белье стирает. (прачка).

Горные вершины покоряют. (альпинист).

Обед варит. (повар).

1. Задание «Логические цепочки»

Детям предлагаются цепочки чисел, которые нужно продолжить, например:2,4,6…Нужно выбрать из чисел 1, 7, 8 нужную цифру. Если ребенок затрудняется, то необходимо разобрать задание вместе и установить закономерность.

2. Логические истории.

«Вот девочки Настя и две ее подруги: Алена и Танечка (приложение 10). Дружат они с раннего детства, часто ходят друг к другу в гости, затевают веселые игры. Настя любит красный цвет и старается, чтобы на ней обязательно было что-нибудь красное. Танечке нравится голуюой, а Аленка не любит бантики. Угадай, как зовут этих девочек?

Все девочки живут в большом городе, в большом доме. На третьем этаже живет Настя со своей сестренкой Линой. Под ними живет Аленка с котом Маркизом. А под Аленкой живет Танечка. Угадай,кто живет на первом этаже?»

3. Задание «Сравнение предметов»

Предлагаем пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко. «Ты видел бабочку? А муху?».После этого предлагаем сравнить каждую пару «Чем похожи муха и бабочка? Чем отличаются?» и так со всеми парами.

4. Загадки.

Ребенку зачитывают загадку и предлагают три варианта ответа, нужно выбрать подходящий.

«Сложишь - клин, а раскроешь – блин» (забор, блин, зонт)

«Хвост длинный, сама крошка, боится очень кошки» (репа, мышь, рыба)

«Летит орлица по синему небу, крылья раскрыла, солнышко закрыла» (птица, самолет, туча).

На следующем этапе загадок ребенку предлагают картинки с изображением отгадок, а зачитывая загадку ребенок должен показать на изображение отгаданного предмета. (приложение 9)

«На стине висят, тик-так говорят»

«Под соснами, под елками сидит мешок с иголками»

«Идет пароход взад и вперед. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать»

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает»

«Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет»

«В дупле на старом дубе живу в густом лесу, хожу в пушистой шубе, орешки я грызу».

5. Упражнения для профилактики нарушения зрения

И. П. – сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Поставить палец правой руки вертикально по среденй линии лица на расстоянии 15-20 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку.

И. п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох).Повторить 5-6 раз.

6. Задание на смысловое соотнесение.

Ребенку предлагается найти в каждой группе предметы,образующие пару и соедитить их линией. Объяснить свой выбор. (приложение 11)

Занятие №4

Разминка

Загадки – шутки

1)В садике гулял павлин.

Подошел еще один. Плюс два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами. (четыре)

2) Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей? (ни одного)

1. Логические задачки

1) Гриша и Егор приколачивали доску: кто-то из них забивал маленькие гвозди, кто-то — большие. Гриша забивал большие гвозди.

Какие гвозди забивал Егор? (маленькие)

2) Лида и Нина купили в магазине одежду: кто-то из них — куртку, кто-то — пальто. Нина не купила куртку. Что купила Лида (куртку)

2. Задание на умозаключение.

Ребенку предлагается найти закономерности и нарисовать в пустых клетках недостающие фигуры. (приложение 12)

3. Сказочная задача «Кот с бубенцом»

Ребенку зачитывается сказка, в которой имеется какая- то проблема у героя. Ребенок должен предлагать различные варианты выхода из нее.

«Жили в доме мыши. И был у хозяина того дома кот. Не давал кот мышам житья. Собрались все они в подвале и стали решать, как от кота спасаться. Вот ведь вопрос! Извести кота нельзя – хозяин нового найдет. Жить в доме с котом вместе тоже нельзя. Что мышам придумать?» Ответ: «одна мышка придумала повесить коту на шею колокольчик. Куда кот не пойдет – везде его мыши услышат. Ловко придумано, а только никак нельзя к коту подойти, чтоб колокольчик повесить. Так мыши ни чего и не решили. Может ты что предложишь?»

4. Упражнение на расслабление и концентрацию.

1. Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Повторить 3 раза.

2. Тоже проделать с ногами. Повторить 3 раза.

3. Эажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке. 3- против.

4. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга против часовой стрелки, 3- по часовой.

5. Упражнение «Четвертый лишний»

Взрослый зачитывает группы из четырех слов, связанных между собой по какому-то признаку, лишь одно слово - лишнее. Какое?

Сапог, ботинок, тапок, кастрюля

Яблоко, нруша, виноград, огурец

Помидор, морковь, машина, картофель

Шапка, машина, самолет, поезд

6. Задание «Логические цепочки»

Детям предлагаются цепочки чисел, которые нужно продолжить, например:1,3,5…Нужно выбрать из чисел 2, 7, 6 нужную цифру. Если ребенок затрудняется, то необходимо разобрать задание вместе и установить закономерность.

Занятие №5

Разминка

Загадки – шутки

1)Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).

2)Вышла курочка гулять. Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать. И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят? (10)

1. Логические задачки :

1) Алик и Вова пошли за грибами: кто-то из них набрал белых

грибов. Кто-то рыжиков. У Вовы были рыжики. Кто набрал белых

грибов? (Алик)

2) Зое и Кате подарили кукол: кому-то из них досталась кукла с тёмными волосами, кому-то — со светлыми. Зоя не получила куклу с тёмными волосами. У кого оказалась кукла со светлыми волосами? (у Зои)

2. Логические истории.

«Как то раз пошли Настя с Линой в другую деревню (приложение 13, из пантелеевки в Бубенцы. Дорога через лес идет. А в лесу птички поют. Девочки ягоды собирают. Хорошо!

А навстречу им, из Бубенцов в Пантелеевку, идет мальчик Артем, собаку Черныша на поводке ведет. Идет, песни поет, он к бабушке ходил.

А навстречу ему Аленка идет, землянику ест да полную корзину грибов несет. А навстречу ей идет тетя Валя идет, козу хворостинкой погоняет. Угадай, в какую деревню идет тетя Валя с козой?» ( ответ: из Бубенцов в Пантелеевку)

3. Задание «Речевые аналогии»

«Представь «стол-скатерть». Эти слова чем то связаны между собой. Тебе по этому правилу нужно выбрать подходящее слово к слову «пол», чтобы получилось как «стол- скатерть». Варианты: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди. Примеры: огород-морковь;сад-(забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка). Часы-время;градусник-(стекло, больной, кровать, температура, врач)

4. Упражнение для профилактики нарушения зрения.

Нарисовать глазами цифры от 1 до 5.

5. Упражнение на формирование умения устанавливать связи между понятиями.

"Сейчас я прочитаю тебе ряд слов. Из этих слов ты должен будешь выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад. Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?. Без садовника. собаки. забора. земли?. Почему?"

Другие примеры: а)Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Б)Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

6. Задание на систематизацию

Ребенку предлагается разместить игрушки в шкафу так, чтобы на каждой полке игрушки стояли по –разному. (приложение 17)

Занятие № 6

Разминка

Загадки-шутки

1) На большом диване в ряд куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?

Сколько глаз у светофора?

Сколько хвостов у четырех котов?

Сколько ног у воробья?

1. Логические задачки

Лена и Ира вязали: кто-то из них — шарф, кто-то — шапку.

Ира вязала шапку. Кто не вязал шарф? (Ира)

2) Олег и Кирил отгадывали загадки: кто-то из них — легкие, кто-то — трудные. Кириллу попались легкие загадки. Кому достались трудные загадки? (Олегу)

2. Упражнение «Тонет-не тонет»

Ребенку предлагаются предметы: пустой флакон и флакон с песком, теннисный и металлический шарик, деревянный брусок и камень, бумажный лист и стакан. Взрослый предлагает разделить все эти предметы на две группы: на те, что тонут в воде и предметы не тонущие. Далее в тазу с водой предлагается ребенку проверить это. Обсуждение.

3. Упражнение «Сложи фигуры»

Детям предлагается карточка с изображением фигур, которые нужно сложить между собой. Затем нарисовать, какая фигура получится после сложения. (приложение 15)

4. Упражнение дыхательное «Певец»

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаютсячерез стороны вверх. Задержка дыхания на выдохе.

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А… Медленно опускать руки.

Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вних, голва на грудь.

5. Сказочная задача «Голодовка»

Ребенку зачитывается сказка, в которой имеется какая- то проблема у героя. Ребенок должен предлагать различные варианты выхода из нее. Обсуждение.

«Поспорил мужик, что не будет днем пить и есть, а ночью спать. И так две недели. Что делать? Не под силу такое обычному человеку, ноги протянуть можно. Как выиграть спор?» ( ответ: решил мужик днем спать, а ночью есть и пить. Так и выиграл спор.)

6. Задание «Речевые аналогии»

Слова «корабль» и «моряк» чем- то связаны между собой. Тебе по этому правилу нужно выбрать подходящее слово к слову «больница», чтобы получилось как «корабль-моряк».

Больница- (лекарство, врач, больные, палата).

Шкаф- дверца; окно- (цветы, рама, термометр, ваза).

Занятие №7

Разминка

Загадки-шутки

Сколько лап у двух медвежат?

Сколько в комнате углов?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько лап в двух ежат?

Сколько хвостов у двух коров?

1. Логические задачки

1) Лиза и Аня принимали лекарство: кто-то из них — от гриппа,

кто-то - от ангины. Лиза не принимала лекарства от гриппа. Что лечила Лиза? (ангину)

2)Таня и Рая учились писать буквы. Кто-то из них выводил букву

«Р», кто-то — «С». Таня не писала «Р». Кто не писал «С»? (Рая)

2. Задание «Четвертый лишний»

Пирамидка – матрешка – портфель – кукла

Сосиски – печенье – тарелка – сыр

Чайник- кружка – колбаса – кастрюля

Кепка- шапка – шляпа – тапочки

Перчатки – ботинки – сапоги – туфли

Муха – муравей – стрекоза – ящерица

Мандарины – бананы – помидоры – лимоны

Машина – троллейбус – самолет – скакалка

Синичка- индюк- гусь – петух

Пенал – тетерадь – карандаш – юла

Сом – щука – жук – окунь

Куртка – полотенце – платье - костюм

3. Задание на развитие систематизации, закономерности.

Ребенку предлагается продолжить ряд не нарушая закономерности. (приложение 14)

4. Упражнение на расслабление и концентрацию.

1. Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Повторить 3 раза.

2. Тоже проделать с ногами. Повторить 3 раза.

3. Эажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке. 3- против.

4. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга против часовой стрелки, 3- по часовой.

5. Сказочная задача «Простоквашино»

«Дядя Федор выписал себе с завода трактор. Вначале все были рады, трактор оказался маленьким, удобным и симпатичным. Но скоро начались неприятности. Трактор нужно заправлять не бинзином, а продуктами. Молоко в хозяйстве было достаточно, запрвляли трактор регулярно, но ему све было мало. Только выедут в деревню, трактор сразу учует, где блины пекут или борщ варят, -остановится и стоит, пока не накормишь.

Дядя Федор возмущался:

- Так и будем возле каждого дома останавливаться? И у столовых тоже? Это не трактор, а бегемот како-то! Как же сделать, что бы трактор ездил куда надо не останавливаясь?» Ответ: надо перед трактором повесить сосиску, держа на удочке. Он за сосиской и поедет.

6. Задание на сравнение.

Найти среди фигур две одинаковые и закрасить их.

(приложение 18)

Занятие №8

Разминка

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

1. Логические задачки

1) Лена и Катя собирали ягоды: одна из них — малину, другая — смородину. Катя не собирала малину. Кто собирал смородину? (Катя.)

2) Костя и Федя завтракали: кто-то из них пил чай, кто-то —

кофе. Костя пил кофе. А кто пил чай? (Федя)

2. Задание

3. Задание «Узнай героя»

Взрослый описывает какого-либо героя, называя лишь некоторые его признаки, а задача ребенка – угадать, о каком герое идёт речь. Задание направлено на развитие навыков анализа, синтеза, абстракции

4. Упражнение «Веселые спортсмены» на расслабление и концентрацию.

Педагог договаривается с ребенком о том, что он будет показывать карточки со схематическим изображением веселых спортсменов. Фигурки отличаются друг от друга различным пространственным расположением рук и ног (руки в стороны, ноги в стороны, руки вверх, ноги в стороны и др.). Ребенку нужно в точности передать движения, изображенные на карточке. (приложение 16)

5. Логические истории.

«Однажды Настя на прогулку вышла маленькую Лину в колясочке покатать. Тут Таня с Аленкой прибежали. Опять начали девочки спорить: кто из них самый старший и кого слушаться нужно. Спорили, кричали, шум на всю улицу подняли. Тут тетя Валя пришла и спор рассудила: оказалось, что Таня младше Насти, но старше Алены. Угадай, кто младше всех?» (приложение 13)

6. Игра «Что ты загадал?»

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задается вопрос ребенку: "Какой предмет ты загадал?" Возможные вопросы:

- Предмет лежит на какой половине стола?

- Предмет лежит в верхней части стола?

- У предмета геометрическая форма?

- У предмета красный цвет? И. тд.

После того, как педагог отгадает предмет можно поменяться ролями.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Ласточкино гнездо» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: Ласточкино гнездо. Проблема: дети знают птиц, но не знают условия и особенности гнездования. Цели: - вызвать.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие понятийного логического мышления у дошкольников»
Опубликовано: 17 июня 2013 в 18:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие понятийного логического мышления у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Южакова (УИ 87598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД