Радина Александрова
Проект «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Информационная характеристика научно – исследовательского проекта.
Авторы проекта : Р. Р. Александрова – воспитатель МДОУ детский сад №5
«Ласточка»
Научный руководитель: Е. Г. Кузнецова – специалист ОО и ДМ
администрации МО «Параньгинский
муниципальный район»
Соруководители: Г. Г. Мухаметгалиева – заведующая МДОУ детский сад
№5 «Ласточка», Э. М. Валеева – старший воспитатель
МДОУ детский сад №5 «Ласточка»
Организатор экспериментальной старшей группы (ответственный
исполнитель) : Р. Р. Александрова – воспитатель МДОУ детского сада № 5
Публикация «Проект „Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
«Ласточка»
Координаторы проекта : ОО и по ДМ администрации МО «Параньгинский
муниципальный район»
Исполнители: члены творческой группы МДОУ детский сад № 5
«Ласточка»
База экспериментальной работы: Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение «Параньгинский детский сад №5 «Ласточка»
Основная идея проекта заключается в том, что мы с педагогами и родителями, углубив работу в данном направлении, изучив теоретический материал по теме «Развитие речи, творческих способностей детей дошкольного возраста через театрально – игровую деятельность», ознакомившись с авторской программой Э. Г. Чуриловой «Арт-Фантазия», переоценив свои взгляды на воспитание ребят в данном направлении, начали воспитание детей дошкольного возраста по целенаправленному формированию специальных умений и навыков, готовности к речевому и игровому творчеству.
Основная идея практической реализации проекта. В результате практической работы по реализации проекта повысится культура и техника речи; у детей проявится самостоятельное творчество, игровое поведение; будут изучены элементарные понятия, профессиональные термины театрального искусства; формируется новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми; в результате чего мы надеемся (т. к. наши дети воспитываются в условиях многоязычия - в нашем Параньгинском районе компактно проживают татары, мари, русские и это накладывает свой отпечаток на речь детей) подойти к возможности ускорить процесс овладения детей навыками публичных выступлений, помощь преодолеть стеснительность, поверить в себя и как следствие – подготовленность детей в речевом отношении, активное участие родителей в постановках в качестве артистов, совершенствование методических навыков педагогов.
Этапы работы проекта
I этап - Организационный (сентябрь – октябрь 2009 г.)
II этап - Диагностический (ноябрь – декабрь 2009г.)
III этап - Практический (январь 2009г. – апрель 2011г.)
IV этап – Обобщающий (май 2011г.)
Обоснованность значимости исследовательской инициативы.
Актуальность проблемы. Актуальность исследования в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Отсутствие детского сообщества (дети пропускают, ходят через день в детский сад) влияет на полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение.
В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки.
Актуальным становится активизация передового педагогического опыта по формированию навыков общения детей в условиях многоязычия.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованные игры, развивающие речевые и творческие способности детей дошкольного возраста; уровень знаний детей по игровой деятельности и речевому развитию; подбор форм и методов работы по раскрытию индивидуальности ребенка, его склонности и способности в дальнейшем для участия в постановках.
Цель исследования: развитие речевых, творческих способностей детей через театрализованные игры. Создание модели воспитательно – образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности дошкольника, способного думать и чувствовать, свободно общаться с окружающими людьми, быть готовым к творческой деятельности в любой области.
Гипотеза: речевые, творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию :
1. Создание условий для развития речевых, творческих способностей детей через театрализованные игры (развивать интонационную выразительность речи, поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонацией и т. д.).
2. Апробация системы занятий на основе дидактических игр, упражнений, общеразвивающих игр, специальных театральных игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющийся опыт педагогов по изучаемой проблеме.
2. Выявить основные компоненты развития речевых, творческих способностей детей на основе анализа методико – педагогической литературы.
3. Определить уровень развития коммуникативных способностей.
4. Диагностика состояния игровой среды для театрально – игровой деятельности в группе.
5. Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх – драматизациях (этюды и упражнения на выявление актерских умений, беседа – игра на выявление зрительских умений).
6. Создать систему мотивации педагогического коллектива на создание условий для активизации у детей художественно – эстетических и игровых установок, т. е. сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.
Предполагаемый результат.
Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы театрализованные игры развивали речевые, творческие способности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучение передового педагогического опыта.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Анализ.
5. Диагностирование.
6. Составление конспектов - занятий
Программа исследования включает в себя работу по изучению теории развития театрально – игровой деятельности, работу с педагогами и родителями в данном направлении диагностическое выявление уровня знаний по всем видам деятельности, умений и навыков по театрально – игровой деятельности, выявление навыка общения у детей 5 г жизни (анкетирование родителей, обследование уровня развития выразительности речи детей; разработка совместных проектов; создание условий для развития творческой активности детей; подбор методов для решения проблем мотивации, который максимально стимулирует развитие творческой активности детей; использование разных форм сотрудничества с родителями для реализации данной технологии; разработка рекомендаций для педагогов и родителей по воспитанию детей в данном направлении.
Методы достижения поставленных целей:
Теоретические: изучение методической, практической и детской художественной литературы по теме развитие театрально – игровой деятельности, выбор технологий.
Эмпирические: консультации, занятия по театрализации, семинары, «Неделя сказки», открытые мероприятия, выставки, обзор методической литературы, беседы, экскурсии в музей, библиотеку, театр, ознакомление с произведениями художественной литературы, изготовление атрибутов, костюмов, декораций, участие детей в выставке рисунков, досуге, кукольный театр, театрализованные представления, собрания, оформление памятки, оформление уголка по театрализованной деятельности, подведение итогов работы.
Статистические: Анкетирование родителей, простейшее тестирование детей, диагностика уровня знаний и навыков детей, опрос участников проекта и эксперимента, мониторинг.
Нормативные документы:
1.«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :Мозаика- Синтез, 2010.
2. Кабачек О. Л. «Диалоги о культуре» М. ,-синтез 2005 г.
3. Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г.
4. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г.
5. Положение о творческой группе МДОУ детский сад № 5 «Ласточка»
6. Сафонова О. А. «Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (методические основы) Н. Новгород, 1995
7. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М. ,ТЦ «Сфера» 2010г.
8. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка : Анализ программ дошкольного образования» М., ТЦ «Сфера» 2009г.
9. Алябьева Е. А. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» М., 2004г.
10. Аруманова А. Г. «Истоки диалога» М., Мозаика – синтез 2005г.
11. Князьков А. А. Словарь. Педагогическое речеведение. М –Флинта,
Наука, 1998г.
12. Немов Р. С. Психология В 3 кн. – 11, Владос, 2000, кН. 1»Общие основы психологии»-688с.
14. Петрова Г. И. «Театральные игры в детском саду» М., 2000г.
15. Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности» ТЦ «Сфера» М., 2009г.
16. Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте»М., 1989г.
17. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада («Дошкольное воспитание» №9, 1999г.)
Новизна и теоретическая значимость проекта :
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. В наше время театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания детей. Возможности показать нашим детям театральных зданий нет. Мы рассматриваем фотографии, иллюстрации с изображением известных театров (Большого, Малого, Музыкального детского, МХАТа). Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1-2 посещениями ( выездные: г. Йошкар-Ола, из соседних республик) в основном кукольного театра. Дети очень чуткие и благодарные зрители.
Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз и сами участвовать в постановках. Театральные, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, игры по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию.
Таким образом, перед нами стоит задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре, при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо прежде всего опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Отсюда и большая необходимость в нашей работе и ощутимость её результатов.
Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать благоприятные условия для их развития и поэтому в нашей группе созданы все условия для развития творческих и речевых способностей детей.
Практическая значимость проекта
- составление перспективного плана;
- конкретные рекомендации для родителей;
- конспекты занятий.
1. Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты.
I этап - Организационный
Цель: Создание условий для эксперимента.
Задачи Содержание работы Оформление результатов
Ознакомиться с материалами, необходимыми для работы
1. Учатие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по данной теме.
2. Подбор литературы по проблеме исследования.
3. Анализ литератур.
4. Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития, упражнений по развитию коммуникативных, творческих способностей.
5. Оформление и обеспечение игрового уголка «В гостях у сказки» для обыгрывания персонажей детьми. 1. Разработка положений о творческой группе.
II этап – Диагностический
Цель: Создать теоретическую и практическую основу для проведения работы по данной теме.
Задачи Содержание работы Оформление результатов
Проведение углубленной работы по теме с использованием различных средств и методов работы 1. Проведение семинаров «Использование современной методики и организации театрализованной деятельности дошкольников».
2. Создание в МДОУ творческой группы по развитию речи и театрализованной деятельности.
3. Участие в смотре – конкурсе «Создание условий для развития творческих способностей детей»
4. Создание уголка по театрально- игровой деятельности.
5. Изучение проблемных ситуаций «Какие барьеры встречаются в работе?»
6. «Неделя сказки». 1. Определение участников эксперимента.
2. Создание дидактических игр, пособий.
III этап - Обобщающий этап
Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Задачи Содержание работы Оформление результатов
Обобщить материалы, полученные в ходе проведенной работы. 1. Диагностирование по теме, выявление результатов работы.
2. Отчеты о результатах эксперимента.
3. Обобщение опыта.
4. Применение в педагогической практике. Описание, обобщение и представление результатов и итогов эксперимента.
Комплекс мероприятий для решения поставленных задач.
Время проведения Формы работы Содержания работы Ответственные
Подготовительный этап (сент. 2009 г. – ноябрь 2009 г.)
Сентябрь Семинар-практикум Использование современной методики и организации театральной деятельности дошкольников «Арт-фантазия» Э. Г. Чурилова
Изучение условий эксперимента и задачи.
Выбор технологий.
Октябрь Анкеты-опросники родителей по данной теме Изучение запросов Воспитатель Александрова Р. Р.
Октябрь Работа творческой группы Корректировка диагностического материала по разделам программы, разработка плана работы. Воспитатель Александрова Р. Р., члены творческой группы.
Ноябрь Занятия по видам деятельности, открытые мероприятия, семинары, тематические недели. Апробация вновь выбранных технологий внутри учреждения Воспитатель Александрова Р. Р., члены творческой группы
IV этап - Практический этап. Информационно – исследовательский (окт. 2009 г. – март 2011 г.)
Работа с педагогами
Октябрь - ноябрь 2009 г. Выставка и обзор методической литературы по театрально-игровой деятельности. 1. Изучение литературы с целью повышения и самообразования.
2. Создание банка методических материалов. Воспитатель Александрова Р. Р.
Декабрь Массовое мероприятие Обобщение опыта работы Сафиной Э. Г. по теме «Театральная деятельность» Э. Г. Сафина
Январь Рекомендации по организации семейного досуга Посещение театральных постановок родителей с детьми. Александрова Р. Р.
Февраль Консультация Организация предметно- развивающей среды в группе Александрова Р. Р.
Сентябрь 2009 г.
Апрель 2010 г. Оформление наглядной информации Информационный стенд для родителей «Играем в сказки», оформление папок-передвижек по темам, соответствующим этапам работы. Александрова Р. Р.
Декабрь 2009 г.
2010 г. Создание и обобщение предметно-развивающей среды. Изготовление пособий и игр, декораций, пошив театральных костюмов, изготовление оборудования для театрализованной деятельности.
Александрова Р. Р.
Работа с детьми
ежедневно Беседы Нравственно – этические (по перспективному плану). Александрова Р. Р.
В квартал 1 раз Экскурсии - в музей (ПСШ)
- мини-музей (д/с №5);
- библиотека;
- ТЦК;
- РДК. Александрова Р. Р.
еженедельно Ознакомление с художественной литературой Чтение художественной литературы Александрова Р. Р.
Ежемесячно Занятия по театрализации - этюды
- театральные игры
- общеразвивающие игры
- инсценировки
-сюжетно-ролевые игры Александрова Р. Р.
еженедельно Кружковая работа Работа над спектаклем Александрова Р. Р.
Октябрь - май Изготовление атрибутов Изготовление шапочек, костюмов, декораций Александрова Р. Р.
Декабрь - январь Тематическая выставка детских книг для родителей «Любимые стихи детства» Александрова Р. Р.
Декабрь – май выставка Выставка рисунков и поделок Александрова Р. Р.
Январь - февраль Участие в районной выставке детских рисунков по теме «Моя малая Родина» Выставка рисунков Александрова Р. Р.
Январь Конкурс «Художественное чтение» Александрова Р. Р.
Февраль Кукольный театр «Три медведя» Александрова р. Р.
Март Театрализованная игра-представление «Водитель! Сохрани мне жизнь!» Александрова Р. Р.
творческая группа
Апрель Сказка - игра «Азбука пешехода» Творческая группа
Май Театрализованное представление «Дорога к теремку» Мухаметгалиева Г. Г.
Работа с родителями
Постоянно Индивид. беседы О достижениях детей в разных видах деятельности Александрова Р. Р.
1 раз в квартал Наглядная пропаганда Оформление информационных уголков, замена сменной информации Александрова Р. Р.
Октябрь Анкетирование «Навыки общения» Александрова Р. Р.
Октябрь Родительское собрание Речевое развитие детей с приглашением логопеда Александрова Р. Р.
Ноябрь Общее родительское собрание Выступление специалистов Ст. воспит.
Декабрь Оформление памятки «Театр и внутренний мир ребёнка» Александрова Р. Р.
Январь Консультация «Воспитание самостоятельности» Александрова Р. Р.
Ежемесячно Подборка статей из газет, журналов по вопросам воспитания детей «Учите ребенка чувствовать»,
«Театр на столе» Александрова Р. Р.
В течение года Изготовление костюмов, декораций Александрова Р. Р. ,
Февраль Выставка «Сказки А. С. Пушкина» Александрова Р. Р.
Март - апрель
Работа над спектаклем по сказкам А. С. Пушкина «У самого синего моря»
Апрель «День открытых дверей» Ст. воспитатель, педагоги
Май Анкетирование «Навыки общения» Александрова Р. Р.
V этап - Обобщающий. Диагностический (март – май 2012 г.)
Подведение итогов работы Выявление всех возможных отклонений в работе и планирование новых путей их преодоления Заведующая, Старший воспитатель
Март - май Контроль и регулирование Мониторинг эффективности и коррекция деятельности по проекту. Корректировка плана след. уч. год. Александрова Р. Р., творческая группа.
Май 2011 Проведение круглого стола по проведенному эксперименту. Отработка единой воспитательной системы по развитию речи детей в условиях многоязычия. Творческая группа.
Март - май Разработка методических рекомендаций. Распространение опыта работы Творческая группа
Май 2012 Издание сборника педагогических идей Распространение опыта работы Александрова Р. Р.
6. Прогнозируемые результаты проекта :
1. У педагогов – совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по данной теме.
2. У детей – ускорение процесса овладения навыками общения, проявление самостоятельного творчества, игрового поведения, преодоление стеснительности.
3. У родителей – заинтересованность в речевом развитии детей, личное участие в постановках в качестве артистов и помощь ДОУ в организации работы по проекту;
4. Позитивная динамика результативности участия в проектах различного уровня.
5. Создание уголка по театрально – игровой деятельности, мини- музея с предметами народного творчества, крестьянского быта.
6. Расширение взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями поселка, установление прочных связей с Домом творчества юных.
7. Создание базового дошкольного учреждения по развитию театрально- игровой деятельности.
8. Укрепление сотрудничества с другими дошкольными учреждениями района.
7. Средства контроля и обеспечение достоверности результата.
1. Анкетирование
2. Опрос
3. Оперативный мониторинг
8. Финансово – экономическое обоснование.
Смета проекта
№ Название мероприятий Источник финансирования 2009 2010 2011
1. Модернизация материальной базы Внебюджетные средства
2. Изготовление печатной продукции Внебюджетные средства
3. Программно-методическое обеспечение Внебюджетные средства
4. Проведение методических семинаров Внебюджетные средства
5. Оборудование бюджетные средства
6. Специалист - хореограф бюджетные средства
Итого
9. Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта :
Отсутствие финансовых средств.
10. Мониторинг реализации проекта. Порядок организации и проведения мониторинга.
а) Мониторинг с воспитанниками детского сада
В процессе работы необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки по театрально-игровой деятельности :
1. Уметь произносить скороговорки с разными интонациями, в разных темпах.
2. Уметь выразительно прочитать наизусть стихотворение в движении и разных позах.
3. Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.
4. Запомнить заданные позы.
5. Умение действовать с воображаемыми предметами, владеть жестами.
6. Уметь сочинять рассказ от имени героя.
7. Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно
б) Мониторинг с родителями воспитанников.
в) Мониторинг с педагогами.
12. Перспективы развития проекта :
Взаимодействие педагогов МДОУ детский сад № 5 «Ласточка», педагогов образовательных учреждений поселка на основе открытости, установления и расширения деловых и творческих контактов по вопросам театрально-игровой деятельности.
1. Повышение статуса ДОУ.
2. Совместный поиск методических, педагогических проблем ДОУ по теме проекта.
Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.
Результаты проекта
1. Выступление «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» (МДОУ детский сад №5 «Ласточка» 2011 г.) (Приложение,стр.)
2. Анкета для родителей «Навыки общения» (Приложение, стр.)
3. Мониторинг знаний по всем видам деятельности. (Приложение, стр.)_
4. Список используемой литературы. (Приложение, стр.)
5. Перспективное планирование кружковой работы. (Приложение, стр.)
6. Конспект театрализованного представления «Дорога к теремку».(Приложение, стр.)
7. Совместная деятельность с родителями.
(Приложение, стр.)
8. Мастер-класс «Формирование культуры и техники речи у дошкольников через театрально-игровую деятельность» (Приложение, стр.)
9. «Организация работы по формированию культуры и техники речи в дошкольном детстве» (Приложение, стр.)
10. Конспект музыкально-драматического спектакля по сказкам А. С. Пушкина «У самого синего моря» (Приложение, стр.)
11. «Развитие экологического сознания и воспитания экологической культуры посредством театрализации» (Приложение, стр.)
12. Консультация с материалами по обобщению опыта работы «Театрально-игровая деятельность как направления взаимодействия с родителями» (Приложение, стр.)