Папки-передвижки

Проект «Развивающие функции детской продуктивной деятельности и ее интеграция в образовательные области».

Елена Любичева
Проект «Развивающие функции детской продуктивной деятельности и ее интеграция в образовательные области».
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающие функции детской продуктивной деятельности и ее интеграция в образовательные области.

Коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, труд, здоровье, безопасность и художественная литература.

1слайд. Целью проекта является развитие всех сторон детской речи в процессе продуктивной деятельности.

2слайд. Для осуществления проекта были поставлены следующие задачи, которые в процессе работы мы пытались решать.

Публикация «Проект „Развивающие функции детской продуктивной деятельности и ее интеграция в образовательные области“,» размещена в разделах

3слайд. Работа велась по следующим направлениям, поэтапно (подготовительный, основной и заключительный этап).

4слайд. Подготовительный этап – название говорит само за себя. Осуществляется подготовка к основному этапу или основной работе с детьми. Подбор литературы, иллюстраций. Так же сюда входит работа с родителями по подборке материала (пряжи).

На протяжении основного этапа проходит непосредственная работа с детьми, учитывая желания детей. Но, как правило, дети с большим желанием принимаются за изготовление игрушек. Предварительные беседы проходят со всей группой, а основная работа ведется с небольшими подгруппами детей. В заключительный этап входит организация выставок детских работ и работ детей, выполненных вместе с родителями. Детям очень важен конечный результат, особенно если игрушку можно забрать домой, также детям интересно играть с макетом, в изготовлении которого они принимали участие.

5слайд. Актуальность проекта состоит в том, в настоящее время накоплен богатый опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Формирование речи и продуктивная деятельность (изобразительная и конструктивная, благодаря блочной подаче знаний, которая объединяет работу воспитателя и логопеда, осуществляется воспитателями в других видах деятельности.

Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким спектром способностей, умений и навыков. Она развивает у детей способность к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение цели; развивает воображение, образное мышление, способность соотносить целое и части. Но самое главное, что продуктивная деятельность связана с активизацией планирующей функцией речи (словесные описания). Также уже давно доказано учеными, что развитие речи детей напрямую связано с развитием моторики рук и пальцев детей, что непосредственно происходит в процессе продуктивной деятельности.

Синтез речевой и продуктивной деятельности (единство содержания, задач, форм и методов работы, используемых педагогами) ставит детей в условия, побуждающие их общаться, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать диалог, принимая позицию партнера.

Развитие продуктивной деятельности дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного вычленения цели-замысла (не просто - «Что получится», а «Что я хочу сделать», имеет две линии:

1)движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта);

2) творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.

Конечно, обе эти линии должны быть учтены в подборе содержаний для продуктивной деятельности взрослого с детьми.

6 Слайд Исходя из общеразвивающих функций, мы обязаны удовлетворить потребность ребенка в созидании. А чтобы почувствовать себя созидателем, ему нужно видеть плоды своего труда. Для этого используются 4 типа работы. В них реализуется весь спектр общеразвивающих функций, о которых мы говорили. Хочется отметить, что первый и третий типы реализуют линию развития деятельности по заданным параметрам, а второй и четвертый - линию развития творческих способностей (создание замысла и его творческое воплощение. Работа ведется от более простых к более сложным.

7 слайд. Следует также по мере взросления детей постепенно усложнять предполагаемые им цели в плане состава и объема промежуточных операций, необходимых для достижения конечного результата. Н. А. Короткова предлагает нам следующие таблицы для каждой возрастной группы, которые детально раскрывает тип работы через форму представленности цели. Приоритетные развивающие задачи уже заложены в самом типе работы. А задачи формирования и совершенствования специфических умений и навыков будут решаться в зависимости от того, посредством каких материалов и инструментов предполагается реализация цели.

8Слайд Совместную партнерскую деятельность взрослому следует строить на содержаниях интересных детям. Поэтому каждый из развивающих типов работы нужно включить(«упаковать») в смысловые поля, которые с одной стороны, обусловят привлекательность работы для дошкольников, а с другой - будут выводить продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.

Назовем эти смысловые поля культурно-смысловыми контекстами («упаковками»).

В качестве таких культурно-смысловых контекстов, «упаковывающих» работу, можно предложить следующие:

1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов.

Работа в этой «упаковке» строится на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие умения и навыки.

2. Изготовление работ для собственной художественной галереи.

Эта «упаковка» связана с художественной изобразительной деятельностью и соответствующими материалами. Здесь подойдет работа с незавершенными продуктами и работа по словесному описанию.

3. Создание коллекций разного рода и их оформление.

Работа в этой «упаковке» связана с моделированием отдельных вещей и их классификацией, связывающей ее с познавательно - исследовательской деятельностью.

Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам.

4. Создание макетов как предметное воплощение возможных миров (вымышленных, реалистических). Работа здесь может быть постепенно дополняющимися. К примеру, макеты сказочных царств с дворцами и крепостями, космодромов, зоопарков ит. д. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей (подробно об игровых макетах сказано в статье Коротковой Н. А. и Кириллова И. Л. «Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников» «Дошкольное воспитание»1997,№6.

Типы работы - с незавершенным продуктом (частично оформленным полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию. Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).

5. Изготовление украшений и сувениров к праздникам.

Целесообразно использование всех типов работы.

6. Создание и оформление Книги.

Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными, ведению дневника природы и пр. Работа связывает продуктивную деятельность с познавательно - исследовательской деятельностью, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма.

Подходящие типы работы - с незавершенным продуктом и по словесному описанию.

7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля).

Создание декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля и пр.) Работа связана с детской сюжетной игрой, с чтением худ. литературы.

Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».

9 слайд. В подборе содержаний для совместной партнерской продуктивной деятельности взрослого с детьми целесообразно опираться одновременно на типы работы и на культурно - смысловые контексты. Короткова предлагает нам алгоритмическую матрицу, задающую все многообразие содержаний продуктивной деятельности с учетом как ее развивающих функций, так и привлекательности для старших дошкольников.

В матрице использованы следующие обозначения:

++ - сочетание типа работы и смыслового контекста наиболее целесообразно;

+ - возможно в отдельных случаях;

- - нецелесообразно.

В процессе конструктивной деятельности и ручного труда дети работают с разными видами материалов: строительный материал, бумага и картон, ткань, пряжа, природный материал. Особенно детям нравится делать нитяные игрушки из пряжи. Вместе с детьми мы пополняем игры в группе. Например, сделаны макеты игр: «Саванна», «Военный полигон», «Веселая ферма», «Перекресток», «Зоопарк», «Аэропорт»; дети с большим удовольствием делают подарки для своих родителей и дарят их к праздникам.

Таким образом, совместное творчество педагога и детей, использование доступных технических приемов, работа небольшими подгруппами в конструктивной деятельности, ведет не только к успешному творческому развитию, но и развитию всех сторон детской речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развивающие функции детской продуктивной деятельности и ее интеграция в образовательные области».
Опубликовано: 22 января 2013 в 06:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развивающие функции детской продуктивной деятельности и ее интеграция в образовательные области».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Любичева (УИ 49060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД