Приложение МААМ

Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры

Ольга Тютюкина
Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Культуру России невозможно представить себе без народного

искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Публикация «Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры» размещена в разделах

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического и духовно-нравственного воспитания ребёнка.

И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Полное название проекта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной культуры»

Автор проекта: Тютюкина О. В., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 19 комбинированного вида, Московская область, Одинцовский район, 2014 – 2015 уч. г.

Продолжительность проекта: долгосрочный, 6 мес.

Тип проекта по количеству: групповой, общесадовский.

Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности: информационный, творческий, практико – ориентированный.

Тип проекта по содержанию: интегративный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Возраст детей: все возрастные группы.

Проблема: духовно-нравственное, а следовательно, и художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как средство для формирования творческих способностей личности.

Цель проекта: духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей посредством русской народной культуры.

Задачи:

Для детей:

1. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.

2. Развивать творчество детей на основе усвоения знаний о народном искусстве.

3. Учить самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки

в свободной деятельности, используя выразительные средства народной культуры.

Для педагогов:

1. Создавать условия для расширения знаний о родной культуре через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

2. Воспитывать детей на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, народного декоративно-прикладного искусства.

Для родителей:

1. Восстановление утраченных связей поколений, воспитание национальной гордости, самосознания; повышение культурного уровня.

2. Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание детей посредством их участия в совместной творческой деятельности.

3. Привлечение родителей к сбору материала для творческой деятельности детей, к созданию и оформлению мини-музея «Творчество русского народа».

Для социальных партнёров:

1. Оказание помощи в подготовке народных праздников.

2. Способствование восстановлению утраченных связей поколений, воспитанию национальной гордости, самосознания; повышению культурного уровня.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: создание и оформление мини-музея «Творчество русского народа».

Название игрового мероприятия проекта: «Пришли святки – запевай колядки!», «Развесёлая Масленица», «Праздник светлой Пасхи».

Продукты проекта

Для детей:

• Продуктивная деятельность (рисунки, поделки).

• Музыкальная деятельность (песни, танцы, игра на народных музыкальных инструментах).

• Игровая деятельность (народные игры, забавы).

Для педагогов:

• Разработка конспектов образовательной деятельности по

художественно-эстетическому развитию и духовно-нравственному воспитанию детей.

• Подготовка праздников, развлечений.

• Консультации, мастер-классы, семинар, игра-викторина.

• Открытый просмотр образовательной деятельности, смотр-конкурс уголков творчества, тематическая проверка, педсовет, РМО.

• Презентация групповых проектов.

• Создание мини-музея «Творчество русского народа».

• Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта на педагогическом совете «Русская народная культура как источник духовно-нравственного развития дошкольников».

Для родителей:

• Участие в праздниках.

• Участие в изготовлении костюмов для персонажей, атрибутов для праздников.

• Совместное творчество с детьми (продуктивное, музыкальное).

• Посещение мини-музея «Творчество русского народа».

Для социальных партнёров:

• Участие в праздниках.

• Посещение мини-музея «Творчество русского народа».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1. Повышение интереса к изучению истории и культуры России.

2. Обогащение представлений детей об окружающей действительности, расширение опыта эмоционального реагирования и форм сотворчества.

3. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений русской культуры.

4. Развитие самостоятельных навыков и умений в изобразительной

деятельности (лепка, аппликация, рисование) с использованием элементов народного творчества.

5. Использование полученных знаний и умений в свободной деятельности.

[ Для педагогов:

1. Выявление творческого потенциала.

2. Создание новых форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

3. Внедрение новых традиций проведения праздников в детском саду.

Для родителей:

1. Укрепление детско-родительских отношений.

2. Участие родителей в совместной творческой деятельности.

3. Повышение культурного уровня, формирование устойчивого интереса к традициям народного творчества и декоративно- прикладного искусства.

Для социальных партнёров:

Повышение культурного уровня, формирование устойчивого интереса к традициям народного творчества и декоративно- прикладного искусства.

Этапы подготовки и реализации проекта

№ Мероприятие Сроки проведения

1. Организационный

1 Разработка идеи и постановка задач проекта ноябрь

2 Планирование основных этапов и структуры проекта ноябрь

3 Формулирование проблемы, выдвигаемой для решения ноябрь

4 Анкетирование педагогов по теме проекта ноябрь

5 Подбор литературы, наглядного и дидактического материала, выбор темы для групповых проектов ноябрь-декабрь

6 Проведение опроса и оценка уровня знаний детей по тематике проекта (средний и старший возраст) декабрь

7 Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах и помещениях ДОУ в течение всего периода

8 Создание условий для творческой и продуктивной деятельности в течение всего периода

9 Привлечение социальных партнёров, родителей для поддержки проекта декабрь-апрель

2. Продуктивный

1 Семинар для воспитателей «Народные игры и танцы – средство приобщения к русской народной культуре» ноябрь

2 Игра-викторина для воспитателей «Каковы дядьки, таковы и дитятьки» декабрь

3 Мастер-класс для воспитателей «Зимушка хрустальная»

(нетрадиционные техники рисования) декабрь

4 Районный конкурс детского творчества «Рождественская звезда» декабрь

5 Мастер-класс для воспитателей «Мышкин – город мастеров» январь

6 Развлечение для детей старших групп «Пришли святки – запевай колядки!» январь

7 Консультация для воспитателей и родителей

«Русская культура – источник духовно-нравственного воспитания дошкольников» февраль

8 Развлечение для детей всех групп «Развесёлая Масленица» (+ катание на лошадях) февраль

9 Консультация для воспитателей и родителей

«Приучайте ребёнка видеть прекрасное в творчестве русского народа» февраль

10 Коллективный просмотр педагогического процесса:

«Использование русского народного фольклора в образовательной деятельности детей» (старшая группа №2) февраль

11 Смотр – конкурс (по группам)«Уголок Художественного творчества»

(выставка декоративно-прикладного искусства) март

12 Мастер-класс для воспитателей «Весёлая ярмарка»

(изготовление игрушек «из бабушкиного сундука») март

13 Районный конкурс детского творчества «Пасхальный свет и радость» март

14 Тематическая проверка «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа» март

15 Мастер-класс для воспитателей «Пасхальная Весна»

(изготовление игрушек в народном стиле) апрель

16 Развлечение для детей среднего и старшего возраста

«Праздник светлой Пасхи» апрель

3. Презентативный[/h3]

1 Презентация групповых проектов март-апрель

4. Итоговый

1 Создание и оформление мини-музея «Творчество русского народа» март-апрель

2 Педагогический совет «Русская народная культура как источник духовно-нравственного развития дошкольников» апрель

3 Районное методическое объединение «Роль русской народной культуры в развитии творческих способностей детей» (семинар – практикум для воспитателей) апрель

4 Систематизирование результатов проекта, оформление полученного материала апрель

Литература

1. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие / Н. Н. Алексахин – М. : Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005.

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки / Е. А. Аркин – Дошкольное воспитание – № 3 – 1995.

3. Величко Н. К. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия. : Энциклопедия. / Н. К. Величко – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 2013.

4. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. -метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод пособие для воспитателей. / А. А. Грибовская – М. : Просвещение – 2004.

6. Емельянова Т. И. Шедевры народного искусства России. Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома: Альбом / Т. И. Емельянова – М. : «Интербук-бизнес» – 2001.

9. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова – М. : Просвещение, 1985.

10. Лебедева Е. И. Резьба по дереву. Домовая и художественная / Е. И. Лебедева, Е. М. Бургунова. – М. : Аделант, 2008 г.

11. Логинов В. М. Эта звонкая сказка – Гжель. / В. М. Логинов, Ю. П. Сакальский – М. : Сварог, 1994.

12. Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / Фотогр. автора. / А. С. Миловский – М. : Дет. лит., 1986.

и др.

Публикации по теме:

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского.

Погружение в старину через разные виды деятельностиПогружение в старину через разные виды деятельности Наш детский сад старается создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирует основы базовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры
Опубликовано: 15 октября 2014 в 19:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тютюкина (УИ 67844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД