Лучший педагог года

Проект «Ребёнок как субъект исследовательской и проектной деятельности в ДОУ»

Светлана Шагина
Проект «Ребёнок как субъект исследовательской и проектной деятельности в ДОУ»

Предлагаемый проект посвящён вопросам организации детской познавательной инициативы в условиях ДОУ.

Тема проекта :

«Ребёнок как субъект исследовательской и проектной деятельности в ДОУ».

Актуальность проекта

Современные требования к качеству образования ориентируют педагогов-дошкольников на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Публикация «Проект „Ребёнок как субъект исследовательской и проектной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах

Саморазвитие личности возможно только в деятельности, включающей в себя внутреннюю психологическую основу. Поэтому сегодня в дошкольных учреждениях поисково-исследовательской деятельности должно уделяться особое внимание.

Цель

Внедрение организованного и контролируемого детского экспериментирования как одного из эффективных, современных, дидактически оправданных методов обучения, усовершенствование качества дошкольного образования, формирование ребёнка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире.

Задачи

1. Создание модели предметно - развивающей среды, способствующей исследовательской деятельности и самореализации воспитанников.

2. Обеспечение научно-методического сопровождения исследовательской и проектной деятельности воспитанников.

3. Повышение профессионального мастерства педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников.

4. Взаимодействие с родителями воспитанников по внедрению в воспитательно-образовательный процесс технологии проекта.

Концепция

Создание условий, в которой ребёнок выступает как субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цели, ищет пути и способы их достижения, удовлетворяя свои потребности, свои интересы, свою волю.

Гипотеза

Экспериментирование – эффективный способ и средство развития детской познавательной инициативы.

Теоретической базой данного проекта являются исследования

Н. Н. Поддьякова. В качестве основного вида ориентированно-исследовательской (поисковой) деятельности детей он выделяет

деятельность экспериментирования, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Работу по экспериментальной деятельности мы осуществляем на основе современных подходов к понятию эксперимента, его типов и видов, условий и развития детского экспериментировании, его особенностей.

К таким особенностям относятся:

• направленность на получение новых сведений о том или ином предмете как основной мотив деятельности;

• гибкость детского экспериментирования и способность детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов;

• постановка новых, все более усложняющих целей по мере получения ребёнком новых сведений об объекте и попытка их реализовать;

• появление новых способов преобразования объектов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Задачи Сроки Содержание Методы реализации

ответственные

1этап. Подготовительный

1. Сбор информации, (изучение мнений,

об актуальности данной темы

май

2013г. исследовательская деятельность по физическому развитию и здоровью Родительское собрание,

анкетирование,

круглый стол Заведующая,

ст. воспитатель

воспитатели,

Врач детской поликлиники,

Психолог, медсестра, родители

2. Анализ физических умений и навыков, здоровья воспитанников группы

3. распределение воспитанников по группам здоровья

май

2013г. Диагностика по физическому развитию и здоровью.

Анализ заболеваемости за два предыдущих года

НОД

наблюдения,

анкетирование

Воспитатели, медсестра,

ст. воспитатель

заведующая

4. Проанализировать возможности по оказанию безвозмездной помощи родителей по организации физического развития и здоровья. Май

2013г. Изучение социального статуса семей воспитанников

Опрос, анкетирование Ст. воспитатель,

воспитатели

5. Выявление лучшего семейного опыта по введению здорового образа жизни и закаливанию

В течении

текущего года Пропагандирование лучшего семейного опыта по ЗОЖ Опрос, анкетирование,

конкурс Воспитатели группы

6. Разработать план мероприятий по организации физического развития и здоровья воспитанников В течении

текущего года Организация работы по внедрению проекта в образовательный процесс способствующих формированию у воспитанников ЗОЖ

Интернет ресурсы изучение опыта работы педагогов воспитатели

2 этап. Кадровое обеспечение реализации проекта

Подготовка кадров

октябрь-май 2012-2013г. Организация методической работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс и освоение методов и приёмов, способствующих формированию у воспитанников исследовательских умений и навыков с учётом ФГТ

семинары- практикумы, педсоветы, конкурсы профессионального мастерства,

открытые занятия Мониторинг овладения педагогами технологией проектирования и формами и методами организации исследовательской деятельности детей

Экспертная карта

Табл. №1

3 этап. Разработка и организация научно-методического обеспечения по развитию исследовательской и проектной деятельности дошкольников

Обеспечение научно-методического сопровождения

Октябрь- май

2012-2013 г. г. 1. Создание библиотеки и медиатеки методической литературы «Исследовательские проекты дошкольников», формирование картотеки статей периодических изданий и материала из опыта работы детских садов.

2. Разработка

а) методических рекомендаций для воспитателей и родителей по организации экспериментальной деятельности,

б) комплексно-тематического плана по исследовательской и проектной деятельности дошкольников,

в) комплекса диагностических и мониторинговых методик.

3. Проектирование плана индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника.

Использование Интернет-ресурсов

Работа творческой группы

Разработка методов стимулирования и поощрения детей -активных исследователей Перечень научно-методического обеспечения

Экспертиза на соответствие требованиям ФГТ

4 этап. Создание модели предметно-игровой среды, способствующей развитию исследовательской деятельности и самореализации воспитанников

Оформление

развивающей

среды октябрь-май

2012-2013г. г. Создание мини-лабораторий в группах.

Создание в группах благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному

экспериментированию Конкурсы по содержанию и дизайну развивающей среды в группах

Деятельность по созданию оптимальных условий для экспериментально-исследовательской работы детей

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в исследователь-ской и проектной деятельности

Примерный перечень оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ

Мониторинг создания в группах и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей

5 этап. Исследовательская и проектная деятельность дошкольников

Организация экспериментальной деятельности детей сентябрь 2013г. Использование метода экспериментирования во всех возрастных группах с учётом требований проведения исследовательской деятельности, а также возрастных особенностей воспитанников. Непосредственно образовательная

деятельность

Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников

Мониторинг уровня исследовательских умений воспитанников

Табл. №1

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у педагогов и детей разработаны экспертные карты.

Таблица №1

Экспертная карта

(должна содержать Ф. И. О. воспитателя, возраст детей, название темы, указание методической и образовательных задач)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА Баллы 0-2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Баллы0-2

Соблюдение этапов исследовательской деятельности :

-создание проблемной ситуации,

-постановка цели,

-выдвижение версий (гипотеза,

-реализация процесса по достижению цели (проведение эксперимента,

-получение результата, формулирование выводов,

-представление результатов.

Исследовательские умения :

Видеть проблемы

Выдвигать гипотезы

Осуществлять эксперимент

Фиксировать результат

Формулировать выводы

Представлять результаты исследования

Таблица №2

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Уровень Проблематизация Постановка гипотезы Реализация Фиксация результатов Рефлексия

Высокий

(2) Самостоятельно видит проблему Активно высказывает гипотезы, предложения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности, доводит дело до конца Самостоятельно графически фиксирует этапы действий и результат Формулирует в речи, удалось ли (или не удалось) достичь результата, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

(1) Видит проблему самостоятельно или с небольшой подсказкой взрослого Высказывает и выстраивает предположение самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстника, взрослого) Самостоятельно готовит для экспериментирования материал, исходя из его качества, свойств. Проявляет

настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы Фиксирует этапы действий и результат при помощи взрослого Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

(0) Не всегда понимает проблему Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы.

С трудом понимает гипотезы, выдвинутые другими детьми Забывает о цели, увлекаясь процессом; тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательности действий Испытывает затруднения в фиксации этапов действий и результата Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, ориентируется на внешние, несущественные особенности материала.

Таблица №3.

Уровень овладения детьми навыками исследовательской деятельности

№ п/п Ф. И. ребенка Постановка проблемы Выдвижение гипотез Проверка гипотез Анализ и фиксация результата Формулировка выводов

Практическая значимость

Выступая в роли субъекта проектной и исследовательской деятельности, дошкольник является активным участником на протяжении всех этапов эксперимента: он учится изобретать, понимать и осваивать новое, выражать свои мысли, принимать нестандартные решения, осуществлять самостоятельные исследования на различные темы от введения его в проблему до защиты собственного проекта в виде презентации

Публикации по теме:

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Красавец тюльпан»Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Красавец тюльпан» Большую роль в экологическом образовании и воспитании старших дошкольников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ребёнок как субъект исследовательской и проектной деятельности в ДОУ»
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 18:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД