Оксана Гуреева
Проект с родителями «Наши руки не для скуки» (Часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбора темы проекта.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно - эстетического развития личности ребенка. Под художественно-эстетическим развитием дошкольников понимается процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного, развития способности воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так и в повседневной жизни. Исходя из содержания ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие ребенка представлено образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», которая реализуется через такие задачи как развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству.
Публикация «Проект с родителями „Наши руки не для скуки“ (Часть первая)» размещена в разделах
Конструктивное взаимодействие педагога с семьями воспитанников является важным направлением деятельности по реализации основной общеобразовательной программы и необходимым условием для художественно-эстетического развития детей. Поэтому для успешного сотрудничества необходимо планировать и проводить такие мероприятия, которые включали бы всех членов семьи ребенка в организацию жизни группы, в общее интересное дело, давали бы возможность проявить себя в какой-либо творческой деятельности (изготовление поделок, рисунков, составление рассказов и сказок и др.).
Цель проекта:
- активизация творческого потенциала родителей и детей.
Задачи проекта:
- раскрыть творческие способности родителей;
- привлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность;
- создание условий для привлечения детей в продуктивную деятельность;
- создать условия для совместного оформления выставок родителей, педагогов и детей.
Проблема:
- пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок, конкурсов внутри группы.
Предполагаемое распределение ролей в проекте:
- воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей и оформление выставок;
- дети: принимают участие в познавательной и продуктивной деятельности;
- родители: совместно с детьми и воспитателем создают поделки для выставок.
Ресурсы и условия реализации проекта:
-методические: информационные папки для родителей, образцы изготовления экспонатов;
- материально-технические: средства массовой информации – интернет; материал для художественной деятельности.
Тип проекта:
- по доминирующему методу – творческий;
- по числу участников – групповой, межгрупповой;
- по времени проведения - долгосрочный (сентябрь - апрель);
- по характеру контактов - ребёнок и семья, в рамках одной возрастной группы;
- по характеру участия ребёнка - участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта:
- воспитатели, родители и дети первой младшей группы.
Предполагаемый результат проекта:
- внутренние продукты: приобретение возможности каждой желающей семье принять участие в выставке;
- внешние продукты: выставки в приемной комнате, в группе, в холле дошкольного учреждения, участие родителей и детей в конкурсах различного уровня (регионального, всероссийского, международного).
Содержание проекта:
Одной из эффективных форм по взаимодействию педагога с семьями воспитанников по формированию творческих способностей детей являются семейные тематические конкурсы и выставки. Творческая выставка – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников. Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания.
Творческие выставки в нашем детском саду представлены в различных формах: традиции, увлечения, интересы семьи и фотовыставки, выставки «Очень умелые ручки» (поделки, рукоделие и др., групповые и межгрупповые выставки. Такие формы совместной творческой деятельности, на наш взгляд, сближают семейный коллектив, помогают детям и родителям учиться понимать друг друга, доверять друг другу, стать настоящими партнерами. Участие в конкурсах и выставках способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми группы и их родителями.
Организация творческих выставок проходит поэтапно:
Первый этап — совместное планирование, обсуждение тематики выставки на родительском собрании и с детьми в группе, что позволяет создать положительный настрой на совместную работу. Мнение же тех, кто по какой либо причине не присутствовал на родительском собрании, выявляется через анкеты - опросники, где родители воспитанников имеют возможность внести свои предложения, проявить инициативу и предложить свои темы для творческого сотрудничества.
Второй этап — разработка Положения выставки.
Третий этап — объявление темы выставки с оформлением рекламного плаката, который готовят дети совместно с педагогом.
Четвертый этап — изготовление экспонатов выставки в условиях семьи. Данный этап является самым благоприятным моментом для развития детско-родительского сотворчества и художественно-эстетического развития ребенка в семье.
Пятый этап — оформление выставки, презентация творческих работ. На этом этапе наглядно видны результаты совместного творчества детей и взрослых, что вызывает чувство гордости у ребёнка за свою семью, побуждает желание рассказать о своей работе.
От участия родителей в творческой продуктивной деятельности выигрывают все субъекты педагогического процесса и, прежде всего, – дети. Они учатся с уважением и любовью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают и умеют, и у которых «золотые руки». Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания.
Таким образом, содержательная организация семейных творческих тематических конкурсов и выставок обогащает связи детско-взрослого сообщества, является внешним выражением содержания семейного воспитания и художественно-эстетического развития ребенка в семье.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (сентябрь)
1. Опрос родителей по данной проблеме.
2. Определение целей и задач.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Практический (октябрь - март)
1. Вовлечение родителей и детей в продуктивную деятельность.
2. Оформление выставок по данным темам.
3. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по данной проблеме.
- Итоговый, диагностический (апрель)
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Презентация проекта «Наши руки - не для скуки».
Форма работы по реализации проекта:
- НОД.
- Сюжетно-ролевые и дидактические игры.
- Выставки по заданным темам.
- Экскурсии.
- Заучивание стихов, песен, чтение художественной литературы.
- Проведение родительских собраний.
- Мастер-классы по изготовлению поделок.
- Акция: «Поможем птичке построить домик».
- Акция: «Наш участок - самый лучший!»
Объём и содержание проекта:
Октябрь:
-Выставка «Осенняя сказка».
Ноябрь:
- Выставка «Необычные CD- диски».
Декабрь:
- «Зимняя сказка». Также в этом месяце был проведён краткосрочный проект: «Наши ёлочки».
Январь:
- Выставка «Крышечки – малышечки».
Февраль:
- Совместная продуктивная деятельность «Снежные фигуры».
Март:
- Акция «Кормушки для пичужки».
Апрель:
- Выставка «Пасхальное творчество».
Результат проекта:
Поскольку данный проект является компонентом системы образования и призван решать воспитательно-образовательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, мы считаем, что работа над данным проектом может быть включена в конкретный образовательный контекст. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Анализ совместных мероприятий показывает, что в октябре 2014 года 35% родителей регулярно участвуют в совместной деятельности с ребенком, в январе 2015 - 68%, а в апреле 2015 года уже 85% семей принимают активное участие в выполнении совместных работ.
Показатели результативности проведенной работы:
• Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, уменьшилась социальная дистанция между родителями и детьми.
• Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка.
• Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей
• Наметились положительные стили воспитания:
• Положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами искусства, дети проявляют интерес и желание; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
• Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, такая как выставочная деятельность, помогли педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
И еще хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
Презентовав наш проект на одном из педсоветов, многие педагоги заинтересовались им и решили, что такой проект – это эффективная работа взаимодействия с родителями. Также хочется отметить, что несколько родителей, вдохновившись совместным творчеством со своими детьми, обогатили предметно-развивающую среду в группе: они изготовили своими руками несколько дидактических пособий для детей, и продолжают придумывать новые. Я, в свою очередь, собираюсь продолжить работу с этими родителями на следующий год в новой группе, и очень радует то, что родители активно стали участвовать в предложенных выставках, и уже многие сами стали предлагать новые формы для сотрудничества.
Используемая литература:
1. Воспитатели и родители // Сост. : Л. В. Загик, В. М. Иванова. М. ,1985.
2. Коллективное творчество дошкольников // Под ред. А. А. Грибовской. М. ,2002.
3. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991. № 2.
4. Развивайка. Родители и дети в интернете.
5. http://aelitacenter.ucoz.ru/publ/rekomendacii_roditeljam_po_razvitiju_tvorcheskikh_sposobnostej_rebjonka/1-1-0-45.
6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/01/23/risuem-vmeste-s-rebenkom-konsultatsiya-dlya-roditeley
7. http://prazdnovik.ru/zagadki-pro-smesharikov-dlya-detej-s-otvetami.html
Наши выставки:
Октябрь. Выставка "Осенняя сказка"
Ноябрь. Выставка "Необычные CD - диски"
Ноябрь. Выставка "Крышечки - малышечки"
Декабрь. Выставка Новогодняя сказка"